Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая предпрофильная программа «БИОПРОФИ» (далее Программа) разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МБУ ДО «ДЭБЦ ЗАТО п. Солнечный»
Прием и зачисление на первый год обучения производится без вступительных испытаний (процедур отбора) по желанию детей независимо от уровня подготовки на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Сфера дополнительного образования признана одной из наиболее приоритетных в плане образования детей. Доказательством этому служит утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р Концепция дополнительного образования детей. В концепции отмечается, что именно дополнительному образованию делегируется роль уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
В условиях соблюдения основных принципов государственной политики в сфере образования в МБУ ДО «ДЭБЦ ЗАТО п. Солнечный» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Биопрофи», которая имеет естественнонаучную направленность, продвинутый уровень сложности.
Актуальность программы: В рамках проводимых социологических опросов о подготовке к экзаменам по биологиибыло отмечено, что более 30% старшеклассников выбирают ОГЭ и ЕГЭ, не соотнося это с тем, какие предметы требуются на специальностях и программах конкретных вузов, техникумов, училищ. Они опираются исключительно на свои эмоции или успеваемость. Для таких ребят выбор траектории образования будет случайным. Содержание программы создаёт условия для творческого развития обучающихся, концентрируя внимание на развитие личности и индивидуальные способности каждого. В целях оказания содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей возможна организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану. Учащиеся, успешно освоившие данную программу, впоследствии могут успешно сдать экзамены по биологии, определиться с будущей профессией.
Актуальность и необходимость данной программы так же заключается в том, что она позволяет обучающимся взглянуть под другим углом на знания, полученные в школе, что, несомненно, помогает расширить и углубить знания по предмету и положительно сказывается на подготовке к государственному экзамену по данному направлению. Программа направлена на удовлетворение познавательных интересов, обучающихся в области биологии и смежных дисциплин, развитие интереса к науке, формирование научного мировоззрения, расширение кругозора обучающихся. Обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Биопрофи» нацеливает на формирование эколого-биологической грамотности обучающихся, освоение методов полевых и лабораторных исследований, обработку полученных результатов и оформление учебно-исследовательской работы в соответствии с современными требованиями, умение защитить работу перед аудиторией.
Новизна программы «Биопрофи» заключается в использовании современных педагогических технологий, приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать и моделировать различные объекты и системы из области биологии.
Программа адаптирована для обучающихся, собирающихся осуществлять исследовательскую и проектную деятельность.
Программа способствует формированию умений и навыков для успешной сдачи экзаменов по биологии, бережному отношению к живой природе. Поскольку в Красноярском крае с каждым годом увеличивается количество сдающих экзамены по биологии, то возрастает потребность в разнообразии детских объединений и дополнительных общеразвивающих программ.
Программа ценна своей практической значимостью. В ходе ее реализации дети могут продемонстрировать свои умения и навыки в сфере биологии, знакомятся с профессиями биологической направленности, осваивают некоторые частные методы изучения биологии.
Адресат программы: В группу принимаются на принципах добровольности все желающие дети разной степени подготовленности в возрасте от 13 до 16 лет без специального отбора. Дополнительная общеразвивающая программа «Биопрофи» предназначена для обучающихся образовательных организаций. Обучение детей осуществляется в соответствии с локальным актом МБУ ДО «ДЭБЦ ЗАТО п. Солнечный».
Объем программы - 432 часа.
Срок освоения программы: 3 года.
Форма обучения - очная.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий в группах согласно Устава Учреждения - 45 минут; перерыв между занятиями составляет - 10 минут (СанПиН 2.4.4.1251-03)
Наполняемость учебной группы 10-15 учащихся (в соответствии с СанПиН)
Формы организации образовательного процесса: Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие с детьми практически одного возраста с ярко выраженным индивидуальным подходом, которое направлено на совершенствование практических навыков. Групповой метод обучения способствует созданию соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность обучающихся и позволяет развить умения эффективно взаимодействовать в группе.
Виды занятий: лекции, практические работы, лабораторные работы, беседы.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, что составляет 144 часа в год и соответствует нормативному локальному акту МБУ ДО «ДЭБЦ ЗАТО п. Солнечный».
Цель программы: формирование у обучающихся базовых компетенций в области биологии и биотехнологии, расширение и углубление межпредметных знаний, развитие навыков изобретательской деятельности создание условий для развития творческих и технических способностей обучающихся.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить пользоваться технической литературой;
- научить умению безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач по исследованию объектов живой природы;
- научить основам конвергентного (научного и технологического) подхода к решению практических задач.
Развивающие:
- развивать исследовательское и техническое мышление, изобретательность, образное ипространственное мышление;
- развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи и добиватьсяих выполнения;
- развивать интерес к поиску новых знаний;
- развивать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
- развивать волю терпение, самоконтроль, внимание, память, фантазию;
- развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи и добиватьсяих выполнения;
- развивать познавательную активность посредством включения их в различные видыдеятельности;
- развивать ключевые компетенции обучающихся;
- развивать познавательную активность обучающихся посредством включения их вразличные виды конкурсной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
- воспитать трудолюбие, уважение к труду;
- воспитать самостоятельность в приобретении дополнительных знаний и умений;
- воспитать патриотизм, гражданственность, гордость за достижения отечественной наукии техники;
- воспитать новаторское отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека.
Учебный план 1-го года обучения (продвинутый уровень сложности)
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение |
10 |
6 |
4 |
Входная диагностика: беседа, педагогическое наблюдение |
2. |
Бактерии и археи |
8 |
4 |
4 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование |
3. |
Многообразие одноклеточных эукариот |
8 |
7 |
1 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование, решение задач |
4. |
Архепластидные или «растения» |
40 |
20 |
20 |
Текущий контроль:беседа, работа с готовыми микропрепаратами |
5. |
Строение и жизнедеятельность семенных растений |
50 |
30 |
20 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование, решение задач |
6 |
Экология растений. Растения в природных сообществах |
18 |
12 |
2 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование, решение задач |
7 |
Растительный мир и деятельность человека |
10 |
4 |
6 |
Текущий контроль.
|
|
ИТОГО |
144 |
82 |
62 |
|
2 год обучения (продвинутый уровень сложности)
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы аттестации(контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
Входная диагностика |
2 |
Грибы и грибоподобные организмы |
11 |
6 |
5 |
Входная диагностика, беседа, педагогическое наблюдение |
3 |
Животные |
8 |
5 |
3 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование.
|
4 |
Строение и жизнедеятельность животного организма. Организменный уровень организации жизни |
36 |
32 |
4 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование.
|
5 |
Разнообразие животных |
74 |
43 |
31 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование.
|
6 |
Эволюция и экология животных |
14 |
8 |
6 |
Промежуточная аттестация. Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование.
|
Итого: |
144 |
95 |
49 |
3 год обучения (продвинутый уровень сложности)
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение |
2 |
1 |
1 |
Входная диагностика. |
2 |
Общий обзор клеток и тканей организма человека |
22 |
18 |
4 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование.
|
3 |
Человек и его здоровье |
96 |
64 |
32 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование.
|
4 |
Генетика человека |
13 |
8 |
5 |
Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование. Практические работы, лабораторный практикум. |
5 |
Человек и окружающая среда |
11 |
6 |
5 |
Промежуточная аттестация. Текущий контроль:опрос по теоретическому материалу, тестирование. Практические работы, лабораторный практикум. |
Итого: |
144 |
97 |
47 |
|
Содержание
1 год обучения
1. Введение (10 часов)
Цитология - наука о клетке. Современная клеточная теория. Клетка - единица строения, жизнедеятельности и размножения живого. Химический состав клетки.
Структурная организация клетки. Эукариотные и прокариотные клетки. Мембрана. Цитоплазма. Органоиды. Единая мембранная система клетки. Митохондрии и пластиды.
Цитоскелет и органоиды движения. Ядро. Хромосомы. Гены. Удвоение хромосом. Плоидность клетки. Клеточный цикл. Митоз. Мейоз. Размножение. Типы жизненных циклов.
Вирусология - наука о вирусах. Вирусы - неклеточные формы. Вклад российских и зарубежных учёных в развитие вирусологии. Вирусные заболевания растений, животных и человека. Меры профилактики вирусных заболеваний.
Современная классификация организмов, основные принципы. Классификация организмов и эволюционное учение. Теория эволюции Чарльза Дарвина.
Методы научного познания в биологии. Правила работы со световым микроскопом.
Временные и постоянные микропрепараты. Методика приготовления временных микропрепаратов. Микроскопия оптическая, электронная, сканирующая, зондовая.
Демонстрация портретов учёных, микрофотографий клеточных структур, выполненных с помощью различных типов микроскопии.
Лабораторные и практические работы
- Правила техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.
- Основы микроскопии: приготовление временных препаратов и работа с микроскопом. Оформление результатов работы с микроскопом.
2. Бактерии и археи (8 часов)
Микробиология - наука о микроорганизмах. Особенности строения прокариотной клетки. Многообразие форм клеток бактерий. Рост и размножение бактерий. Споры бактерий. Жизнедеятельность бактерий: автотрофные и гетеротрофные, анаэробные и аэробные бактерии. Цианобактерии и их роль в природе.
Особенности организации архей и их отличия от бактерий. Роль архей и бактерий в возникновении эукариотов.
Распространённость бактерий и архей, их роль в природе и жизни человека. Роль бактерий в биогеохимических циклах.
Лабораторные и практические работы
- Изучение методов дезинфекции и стерилизации.
- Изучение морфологии бактерий на микроскопических препаратах.
3. Многообразие одноклеточных эукариот (8 часов)
Основные признаки одноклеточных эукариот. Строение, движение, питание, размножение одноклеточных автотрофных и гетеротрофных эукариот на примере эвглены и трипаносомы, трихомонады и кишечной лямблии, инфузории туфельки и малярийного плазмодия, радиолярий и фораминифер, амёбы протея, диатомей. Значение одноклеточных эукариот в природе и жизни человека. Сонная болезнь, болезнь Шагаса. Кожный и висцеральный лейшманиоз. Трихомониаз. Лямблиоз.
Лабораторные и практические работы
- Изучение одноклеточных организмов под микроскопом на временных и фиксированных микропрепаратах.
4. Архепластидные или «растения» (40 часов)
4.1. Ботаника - наука о растениях
Краткая история развития ботаники. Ботаника и объекты её исследований. Объём царства «растения» в современной системе органического мира. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими биологическими науками, медициной и сельским хозяйством. Роль ботаники в формировании современной естественнонаучной картины мира. Перспективы развития ботаники как науки. Применение ботанических знаний человеком. Профессии человека, связанные с ботаникой.
Демонстрация портретов учёных, живых растений, коллекций и муляжей.
4.2. Общая организация растительного организма
Растительная клетка и её особенности.
Растительные ткани. Открытие растительных тканей. Строение и функции растительных тканей. Простые и сложные ткани. Образовательные, покровные, основные, механические, проводящие ткани.
Органы и системы органов растительного организма, их взаимосвязь. Растительный организм как единое целое. Вегетативные и генеративные органы.
Демонстрация опытов по обнаружению в семенах растений воды, минеральных и органических веществ, крахмала, белка и жира.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение строения растительных клеток на готовых и временных микропрепаратах.
- Наблюдение процесса плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках под микроскопом.
- Изучение особенностей строения тканей растений на готовых и временных микропрепаратах.
- Изучение строения органов растений на живых объектах и гербарных образцах.
4.3. Споровые растения
Красные, Зелёные и Харовые водоросли. Альгология - наука о водорослях.
Водоросли - нетаксономическая группа организмов, приспособленных к жизни в водной среде, относящихся к различным царствам в современной системе органического мира. Место красных, зелёных и харовых водорослей в современной системе органического мира. Особенности их строения, размножения и жизненных циклов на примере хламидомонады, хлореллы, кладофоры и ульвы, спирогиры и хары, порфиры.
Бурые водоросли, их таксономическое положение вне царства растений. Жизненные циклы ламинарии (морская капуста) и фукуса. Распространение и экология. Роль в природе и значение в жизни человека.
Происхождение высших растений (эмбриофит) от харовых водорослей. Современные подходы к систематике растений.
Моховидные или мхи. Общая характеристика, строение и жизнедеятельность, жизненный цикл мхов. Многообразие мхов. Кукушкин лён и сфагнум. Распространение и экология мхов. Значение мхов в природе и жизнедеятельности человека. Торфообразование. Печёночники и Антоцеротовые.
Плауновидные (плауны). Общая характеристика. Морфологические особенности вегетативных органов. Особенности организации, жизненного цикла плауна булавовидного. Половое поколение, редукция гаметофита. Распространение и экология плауновидных. Значение в природе и использование человеком. Ископаемые плауновидные. Роль ископаемых плауновидных в растительном покрове палеозойской эры и в образовании каменного угля.
Папоротниковидные (папоротники и хвощи). Общая характеристика папоротниковидных. Особенности организации вегетативных органов, жизненного цикла хвоща полевого. Строение и жизнедеятельность папоротников. Жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского. Распространение и экология папоротниковидных. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
4.4. Семенные растения
Голосеменные. Возникновение семени - важный этап в эволюции высших растений. Древние семенные папоротники, их роль в дальнейшем развитии семенных растений. Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше. Голосеменные - нетаксономическая группа семенных растений. Общая характеристика, особенности организации голосеменных. Жизненный цикл хвойных на примере сосны. Разнообразие голосеменных. Хвойные, Гинкговые, Саговниковые, Гнетовые. Распространение и экология голосеменных. Значение в природе и в хозяйственной деятельности человека.
4.5. Цветковые растения
Общая характеристика цветковых. Строение и жизнедеятельность цветковых. Цветок как орган полового размножения у покрытосеменных растений. Разнообразие цветков: правильные и неправильные, обоеполые и раздельнополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия (сложные, простые). Цветение. Развитие микро- и мегаспор. Гаметы. Опыление. Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Работы С.Г.Навашина. Жизненный цикл цветковых.
Плоды и семена. Разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Соплодия. Строение семян двудольных и однодольных растений. Разнообразие семян. Распространение плодов и семян в природе. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Развитие проростка. Распространение плодов и семян в природе.
Индивидуальное развитие растений (онтогенез). Периоды онтогенеза: эмбриональный, молодости (ювенильный), зрелости (размножения), старости (сенильный) на примере покрытосеменного растения. Стадии вегетационного периода растений на примере злаков (всходы, кущение, выход в трубку, колошение, цветение, созревание).
Лабораторные и практические работы
- Изучение особенностей строения и жизненных циклов одноклеточных и многоклеточных зелёных, харовых и красных водорослей на живом и гербарном материале.
- Изучение строения и жизненных циклов бурых водорослей. Изучение особенностей строения кукушкина льна и сфагнума. Изучение особенностей строения плауна булавовидного. Изучение особенностей строения хвоща полевого.
- Изучение особенностей строения папоротника щитовника мужского.
- Изучение морфологии цветка (на живых и фиксированных объектах).
- Изучение особенностей внешнего строения веток, хвои, шишек и семян хвойных (ель, сосна, лиственница).
- Изучение разнообразия соцветий.
- Изучение строения завязи цветка и семяпочки под микроскопом.
- Изучение строения семян покрытосеменных растений.
- Изучение строения плодов и соплодий.
5. Строение и жизнедеятельность семенных растений (50 часов)
Побег. Морфология побега. Строение облиственного побега. Узел. Междоузлие. Метамерность. Разнообразие побегов. Укороченные и удлинённые побеги. Вегетативные и генеративные побеги. Положение побега в пространстве. Видоизменённые побеги.
Почка - зачаточный побег. Строение почки. Разнообразие почек: вегетативные, вегетативно-генеративные, генеративные, открытые, закрытые. Верхушечные, боковые (пазушные) и придаточные почки.
Стебель. Морфология стебля. Форма стеблей у травянистых и древесных растений. Анатомия стебля. Строение стебля двудольных и однодольных травянистых растений.
Расположение проводящих тканей. Строение стебля древесных растений.
Функции стебля. Механическая, транспортная. Вегетативное размножение цветковых растений.
Демонстрация опыта - передвижение минеральных и органических веществ по стеблю, видоизменённых побегов.
Лист. Морфология листа. Листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники. Разнообразие листьев: формы листовых пластинок, жилкование листьев, простые и сложные листья. Листорасположение и листовая мозаика. Видоизменения листьев и их функции.
Анатомия листа. Эпидерма и устьичный аппарат. Мезофилл. Пигменты листа. Пластиды. Жилки (сосудисто-волокнистые пучки). Особенности строения световых и теневых листьев.
Функции листа. Запасающая, защитная, вегетативное размножение и другие функции. Транспирация и газообмен. Влияние внешних условий на транспирацию. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений (К.А.Тимирязев). Листопад, его причины, механизм и значение в жизни растения.
Демонстрация опытов: выделение пигментов листа на примере спиртовой вытяжки хлорофилла; образование крахмала в зелёных листьях на свету (фигуры Ю.Сакса); влияние силы света на выделение кислорода водными растениями (подсчёт пузырьков кислорода).
Корень и корневые системы. Морфология корня. Виды корней. Типы корневых систем.
Анатомия корня. Зоны корня. Корневой чехлик. Строение корня на поперечном срезе в зоне всасывания.
Функции корня. Закрепление растения в субстрате. Всасывание и проведение воды и минеральных веществ. Запасание питательных веществ.
Минеральное питание растений. Поступление воды и минеральных веществ.
Корневое давление. Элементы минерального питания (макро- и микроэлементы). Выращивание растений методами гидропоники и аэропоники. Обеспечение условий для дыхания корня.
Дыхание корня. Синтез биологически активных веществ. Вегетативное размножение. Видоизменения корней и их функции.
Демонстрация отрастания придаточных корней на примере смородины и других растений; поступления воды из почвы в корень, нагнетающего действия корня; видоизменённых корней.
Вегетативное размножение растений. Вегетативное размножение цветковых растений и его значение в естественных условиях и в сельскохозяйственной практике. Основные формы вегетативного размножения: корнями, листьями, надземными и подземными побегами. Размножение прививкой. Работы И.В.Мичурина. Клонирование растений. Микроклональное размножение растений. Клеточная инженерия как современная технология размножения растений.
Почва. Работы В.В.Докучаева о почве. Характеристика почвы. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Удобрения. Нарушения минерального питания растений. Агротехнические приёмы обработки почвы. Понятие о севообороте и его значении для выращивания сельскохозяйственных культур.
Демонстрация способов вегетативного размножения на примере комнатных растений.
Классификация цветковых. Однодольные и Двудольные. Семейства цветковых. Двудольные: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые), Зонтичные. Однодольные: Злаки, Амариллисовые, Лилейные. Орхидные. Отличительные признаки. Формулы и диаграммы цветков. Дикорастущие и культурные представители семейств, их значение в природе и использование человеком. Распространение и экология цветковых.
Лабораторные и практические работы
- Изучение морфологии побега на живых объектах или на гербарных образцах.
- Изучение строения вегетативных, генеративных и смешанных почек. Разнообразие почек у древесных растений.
- Изучение поперечного спила ствола растений и анализ влияния экологических условий на развитие растений.
- Изучение особенностей анатомического строения стебля двудольных и однодольных травянистых растений (на живых объектах или на гербарных образцах).
- Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах. Изучение морфологии корня на живых объектах или гербарных образцах. Изучение анатомического строения корня на готовых микропрепаратах.
- Изучение строения кончика корня проростка пшеницы и первичного строения корня ириса (или другого растения).
- Изучение строения корневых волосков с помощью светового микроскопа. Исследование влияния воздуха на развитие корней. Изучение метаморфозов корня. Изучение митоза в корешке лука.
- Изучение жизненных циклов растений на гербарных образцах. Методы микроклонального размножения растений.
- Типы и формулы листорасположения.
- Исследование анатомии листа с помощью светового микроскопа. Изучение метаморфозов листа.
- Изучение особенностей анатомического строения стебля древесных растений.
- Изучение транспорта веществ в стебле. Изучение метаморфозов побега.
- Изучение отличительных признаков представителей семейств покрытосеменных.
- Определение представителей различных семейств с использованием определителей растений или определительных карточек.
6. Экология растений. Растения в природных сообществах (18 часов)
Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влажность, минеральный состав почвы. Экологические группы растений. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами.
Значение почвенных организмов для питания растений. Ризосфера. Бактериальные клубеньки. Микориза (эндо- и эктомикориза). Зелёные удобрения.
Растительное сообщество (фитоценоз). Биоценоз. Экосистема. Биоразнообразие. Видовой состав растительных сообществ, доминирующие в них виды растений. Распределение видов в растительных сообществах. Ярусность. Растительные сообщества: леса, луга, болота, тундры, пустыни. Приспособленность растений к среде и местам обитания. Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров). Флора.
Взаимосвязь организмов. Инфекционные болезни растений и их возбудители. Вирусные (мозаичная болезнь табака, пестролепестность тюльпана и другие), грибковые (ржавчина, мучнистая роса) и бактериальные (мокрая гниль) заболевания растений. Иммунитет у растений. Причины распространения инфекционных болезней растений. Принципы профилактики и лечения инфекционных болезней растений в практике растениеводства.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Изучение видового состава и экологического состояния одного из растительных сообществ региона.
Лабораторные и практические работы
- Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
7. Растительный мир и деятельность человека (10 часов)
Развитие растительного мира. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения.
Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Риниофиты - первые наземные сосудистые растения. Появление тканей и органов. Роль древних папоротниковидных. Усложнение растительного мира в процессе эволюции.
Палеоботаника. Ископаемые остатки растений. Окаменелости. Отпечатки.«Живые ископаемые» среди современных растений.
Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову). Культура земледелия. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые. Представления о селекции и биотехнологии. Методы выведения новых сортов растений. Возникновение контрастных признаков у растений одного вида. Искусственный отбор. Наследственность, изменчивость. Создание новых продовольственных культур. Продовольственная безопасность. Банки семян.
Растения города, особенность городской флоры. Заносные и аборигенные виды. Синантропные, сорные растения. Интродуценты. Парки, лесопарки, скверы, ботанические сады, дендрарии. Озеленение. Комнатные растения, цветоводство.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов растений. Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ): заповедники, заказники, национальные парки, биосферные заповедники. Охрана растений. Растения Красной книги Российской Федерации.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей).
Лабораторные и практические работы.
- Изучение сельскохозяйственных растений своего региона. Изучение сортовых особенностей культурных растений.