Помогаем родителям пережить подростковый возраст

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Взрослые, уже давно забывшие, как были детьми,
закатят глаза, усмехнутся и скажут: «Все пройдет».
Как будто подростковый возраст - болезнь сродни ветрянке.
О нём все вспоминают как о досадной неприятности,
но совершенно забывают, насколько болезненно
переживали его в свое время.
Джоди Пиколт

Рано или поздно, но практически в каждой семье наступает время, когда родители начинают осознавать, что из маминого сыночка или лапочки дочки ребёнок превращается в неуправляемого «бунтаря», который всё знает, в заботе не нуждается и все вопросы может решить самостоятельно. Любые просьбы родителей воспринимаются в «штыки», а наложенные ограничения на бесконтрольное времяпровождение, как посягательство на личное пространство.

Всё, что говорят родители - зло, друзья, улица и гаджеты - единственный источник вдохновения, вокруг которых сконцентрирован весь мир ребёнка. Вот тогда впервые родители и задумываются над словосочетанием «подростковый возраст».

Нужно помнить, что во время пубертатного периода подросток «переходит» из ребёнка во взрослого человека. В это время ещё неокрепший детский организм претерпевает ряд изменений, которые связаны не только с физическими, но и эмоциональными переменами. Это время является психологически трудным не только для родителей, но и для самого ребёнка. Подросток всеми доступными средствами будет стараться показать индивидуальность, независимость, а из-за гормональных процессов, активно происходящих в его организме будет проявлять нервозность и раздражительность. Угрозами, криком и наказаниями проблему решить не получится, и для того, чтобы восстановить отношения с ребёнком, сделать их комфортными для всех членов семьи, научиться разрешать конфликтные ситуации, в первую очередь, необходимо изучить психологические особенности подросткового возраста.

Многие специалисты подростковый возраст связывают с половым созреванием, ускорение которого является фактором риска для психического развития подростка. В это времякардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе - мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе - костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А.П.Краковский, 1970).

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны: беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д. (И.С.Кон).

Но следует помнить, что подростковый возраст не может проявляться одинаково у всех детей, так же как не существует двух совершенно одинаковых людей, так невозможно развитие и становление личности по одинаковому сценарию.

Выделяется три типа подросткового возраста по Э.Шпрангеру:

  1. Резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я».
  2. Плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности.
  3. Активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Если второй и третий тип подросткового возраста принимается окружающими, то подросток, переживающий первый тип нуждается в постоянной помощи и коррекции и в первую очередь взрослые пытаются найти причину несвойственного поведения для их ребёнка в его общении со сверстниками. Но нужно помнить, что направление подростка на общение только в семье и только со взрослыми в будущем может привести к проблемам во взаимоотношениях с людьми, как в личных, так и служебных ситуациях. Поэтому, не запрещаем общение со сверстниками, а помогаем разобраться с правильной оценкой и выбором друзей.

Важно помнить, что сам по себе «сложным подростком» ребёнок не становится, к этому приводят несоответствие применяемых к нему мер воздействия, которые не успевают за быстрыми темпами изменения его личности.

Что же делать родителям в трудных ситуациях?

1.Сохраняйте спокойствие.

Развивайте у ребенка навыки преодоления сложных ситуаций, учите справляться со стрессом.

2. Оцените степень Вашего участия.

Составьте список, что самое важное в Вашей жизни (запишите в столбик).

С левой стороны расставьте номера: 1 - самое важное, 2 - менее важно.

Вспомните, например, вчерашний день. С правой стороны столбика напишите, сколько времени (часов, минут) Вы уделили этому. Сравните номер слева и время, указанное справа. А теперь посмотрите, какое место занимает ребенок этом в ряду? Сколько времени Вы уделили своему ребёнку?

3. Установите доверительный контакт.

Подумайте о том, как Вы любите своего ребенка, выпишите на листочек все то, за что Вы можете его похвалить, все то, за что Вы можете ему сказать спасибо. Скажите об этом ребенку сегодня. Говорите об этом ребенку каждый день.

4. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком.

Учитесь понимать язык, на котором говорит Ваш ребенок. Всегда воспринимайте его проблемы и переживания серьезно, без критики и насмешек. Говорите с ним о его переживаниях, чувствах, эмоциях. Обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, себя таким, какой он есть. Поддерживайте семейные традиции и ритуалы. Старайтесь поддерживать режим дня подростка. Поощряйте ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы).

5. Создайте домашнюю традицию ежедневно обсуждать проблемы и трудности.

Делитесь с ребенком своими трудностями. Показывайте, что все они разрешимы. Говорите о способах разрешения проблем и людях, которые в этом помогают. Спрашивайте о его проблемах и трудностях. Вместе ищите способы их разрешения. Говорите о том, что вместе вы всегда найдете выход из любой ситуации.

  1. Контролируйте пребывание ребенка в сети.
  2. Учите ребенка и справляться с трудностями.

Научите ребенка, принимая решение, просчитывать его последствия меру ответственности. Постарайтесь задавать открытые вопросы, над которыми надо подумать и не ограничиваться односложным «да» или «нет». Расскажите людях, к которым можно обратиться за помощью трудных ситуациях, службах экстренной помощи. Научите ребенка выражать свои эмоции социально приемлемых формах. Научите ребенка расслабляться, управлять своими эмоциями сложных, критических для него ситуациях.

1. Говорите по душам.

Перед началом разговора проговорите про себя, как Вы любите своего ребенка, что он ценнее всего в этой жизни. Выслушивайте и постарайтесь услышать. Обсуждайте проблемы открыто, это снимает тревожность. Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. Обещайте, что без его согласия Вы не расскажете никому о разговоре. Ищите конструктивные выходы из ситуации. Не оставляйте подростка в одиночестве даже после успешного разговора.

2. Обращайтесь за помощью к специалистам.

Обращение не несет за собой никаких негативных последствий.

Успехов ВСЕМ в воспитании подростков!

Используйте полезные ресурсы

  1. Всероссийский Детский телефон доверия: 8-800-2000-122 Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей (бесплатно, круглосуточно).
  2. Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ: 8-800-200-19-10.