Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе как средство формирования метапредметных умений у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: критическое мышление, младшие школьники


Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

На современном этапе для того, чтобы успешно социализироваться в быстро изменяющемся обществе, недостаточно обладать только лишь предметными знаниями. Нужны метапредметные знания и умения. Необходимо формировать у школьников универсальные учебные действия.

Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что уже в начальной школе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Под метапредметными (универсальными) понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование и развитие метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

В этом учебном году эта тема является темой моего самообразования. На первом этапе я изучила имеющийся теоретический материал по этой технологии. Сейчас, продолжая изучать теоретический материал, приступила ко второму этапу - активному использованию данной технологии на своих уроках. Считаю, что эта технология доступна всем заинтересованным и творческим педагогам.

Из истории. Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский. Определение понятия «критическое мышление» сформулировать достаточно сложно. Причиной этого является разнообразие мнений и оценок по этому поводу. С одной стороны, критическое мышление предполагает спор, дискуссию и поэтому оценивается многими как негативное, подвергающее всё и вся сомнению и приводящее к конфликту. По мнению другой стороны, у этого понятия много общего с такими понятиями, как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление».

Дэвид Клустер в работе "Что такое критическое мышление?" предлагает определение критического мышления, состоящее из пяти пунктов:

  • Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется тогда, когда ею делятся с другими. Поэтому так важны качества, необходимые для продуктивного обмена мнениями - терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления, Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении, гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

  • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
  • роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
  • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
  • существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение - основная часть - заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему - подходы к ее решению - рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).

Первая стадия - вызов: определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями.

На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Деятельность учителя на этой стадии направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Учитель должен способствовать бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся.

Эти требования в полной мере воплощаются в действительность при использовании такого приёма ТРКМ, как "Корзина идей, понятий, имён". Этот приём целесообразно применять на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющихся у школьников знаний, т.е. на этапе актуализации знаний. В режиме технологии развития критического мышления это стадия вызова. Приём позволяет выяснить, что уже знают учащиеся по изучаемой теме и состоит в том, что каждый вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по теме (1-2 минуты). Затем проводится обмен информацией в парах или группах (2-3 минуты), выявляются разногласия и совпадения мнений. После этого каждая группа по очереди называет один из фактов, дополняя участников других групп. В процессе этой работы составляется список идей, которые учитель кратко заносит в "корзину", изображённую на доске. В "корзину" заносятся даже те мнения и факты, которые являются ошибочными. В ходе дальнейшего изучения темы на последующих этапах урока эти ошибки будут исправлены, а разрозненные сведения соединятся в логические цепочки.

Важной задачей является активизация всех учеников. Важно, чтобы каждый мог принять участие в работе, ставящей целью актуализацию собственного опыта.

Немаловажным моментом работы на этой стадии является систематизация всей информации, полученной в результате обмена мнением учащихся. На этом этапе должно действовать правило: «Любое мнение учащегося ценно». Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Вторая стадия - осмысление содержания. На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм). Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от "старого" знания к "новому". Учитель может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ясном и привлекательном её изложении. Он должен отслеживать степень активности работы учащихся.

Ученик читает текст или слушает рассказ учителя, используя предложенные учителем активные методы чтения или слушания, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Он должен попытаться сопоставить новую информацию с тем, что он уже знал по данной теме. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; изложение в паре, «инсерт» - чтение текста с пометками.

Учащиеся самостоятельно продолжают конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно эта задача является основной на данной стадии.

Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю.

Третья стадия - рефлексия: позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия - синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям для того, чтобы были внесены изменения и дополнения, а так же даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся сопоставляют новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Но этот анализ будет мало полезен, если его не обратить в словесную форму, устную или письменную.

Рефлексия необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы учащиеся закрепили новые знания, прояснили смысл нового материала.

Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

По мнению создателей технологии критического мышления учение непременно должно быть активным. Условия для этого должен создать учитель, используя такие методические приёмы, которые дают возможность свободного развития личности учащихся и их активной работы по приобретению знаний с опорой на их опыт.

Другими словами, речь идёт о деятельностном подходе в обучении и воспитании детей.

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение для меня как педагога - я могу свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Представлю краткое описание техник данной технологии в виде таблицы:

Описание техник технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задаю вопросы, на которые хочу получить ответ.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохраняю интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами - группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные мной активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:
-Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).
- Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия рефлексии

Возвращаю учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации;
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах

- Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Организация устных и письменных круглых столов.
5. Организация различных видов дискуссий.
6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.
7. Исследования по отдельным вопросам темы.
8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приёмов, которые способствуют развитию качеств критически мыслящего человека и используются на разных стадиях урока.

Приём, который часто используется на этапе изучения новых знаний (согласно технологии развития критического мышления - стадия осмысления содержания) - это маркировка текста значками по мере его чтения - «ИНСЕРТ». Эта английская аббревиатура расшифровывается как «интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления».

Во время чтения текста учащиеся делают на полях текста пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками столбцов. Сведения из текста в таблицу заносятся в виде тезисов.

Возможны три варианта пометок:

  • два значка - "+" и "v";
  • три значка - "+", "v", "?";
  • 3-4 значка - "+", "v", "?", "-".
  • "v" - уже знал;
  • "?" - не понял;
  • "-" - думал иначе.

Этот приём способствует вдумчивому и очень внимательному чтению, а после составления таблицы делает путь от "старого" знания к "новому" и процесс накопления информации хорошо видимым ученикам, способствует систематизации имеющихся знаний. Обсуждение записей, внесённых в таблицу - очень важный этап работы. В процессе работы у школьников формируются познавательные общеучебные и логические универсальные действия.

Визуальные формы организации материала (рисунки, схемы, таблицы) имеют большое значение, так как дают возможность предварительно систематизировать материал, высказать свои идеи, поразмыслить над проблемой. На них основаны многие приёмы в технологии развития критического мышления.

Такой формой визуальной организации материала являются бортовые журналы и дневники. Это обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Самый простой вариант бортового журнала (табл. 1):

Таблица 1

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал на уроке?

Первая колонка заполняется на стадии вызова, вторая - по ходу изучения темы урока.

Двухчастный дневник также даёт возможность учащемуся увязать содержание изучаемого материала со своим личным опытом (табл. 2).

Таблица 2

Цитата

Комментарии

В левой части дневника записываются те моменты текста, которые произвели наибольшее впечатление (вызвали какие-то ассоциации, удивили, озадачили, восхитили или вызвали протест). Справа даются комментарии: чем эта цитата обратила на себя внимание? На последнем этапе урока (стадия рефлексии) учащиеся возвращаются к работе с дневниками, делятся замечаниями, которые они записали в правой колонке.

Современному обществу нужны инициативные люди, которые не боятся брать на себя ответственность и принимать решения в различных ситуациях. Эти решения должны быть подкреплены разумными и обоснованными доводами, то есть их слова и поступки должны быть аргументированными. Поэтому важно учить школьников умению аргументированных ответов.

Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным её содержанием является утверждение (тезис, основная идея, положение). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый довод подкрепляется доказательством. Есть и четвёртый элемент - основание. Аргументация выигрывает, если учитывает возможные контраргументы. Умение аргументировано выстраивать свою речь, умение выслушать противоположное мнение - очень важное коммуникативное качество, помогающее вести дискуссию, работать в группе.

Критическое мышление - это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача - работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Обучение критическому мышлению - это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:

  • учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
  • ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
  • должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
  • в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
  • учитель должен верить в способности каждого ученика.

Технология развития критического мышления, её приёмы и методы организации учебной деятельности могут рассматриваться как механизм, формирующий самостоятельность мышления, вооружающий способами и методами самостоятельной работы, то есть формирует и развивает метапредметные умения, универсальные учебные действия, которые необходимы выпускникам современных образовательных учреждений.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во «Бонфи», 2002. - 239 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.
  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина - М.: ИТиИП РАО, 2004. - 524 с.
  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой - М.: АПКиПРО, 2002. - 88 с.
  5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова - М. - 2008.
  6. Горбатова О.Н. География. 6 - 11 классы: технология решения творческих задач. - Волгоград: Учитель, 2010. - 165 с.
  7. Дмитриева Л.В. Теория и практика управления качеством образования. Выпуск 2: Образовательная программа педагога: структура, содержание, технология разработки: Методическое пособие / Под. ред. В.А.Сарапулова. - Чита: ООО "Экспресс-издательство", 2007. - 200 с.
  8. Дронов В.П. Размышления о стратегических задачах школьной географии // География и экология в школе XXI века. - 2005. - № 6. - С.31-34.
  9. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа в образовании - М., 2007.
  10. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. - М: Центр "Образование и экология", 2010. - 140 с. (Стандарты общего образования второго поколения).
  11. Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. От изучения экологии к решению экологических проблем: Монография. - Новомосковск: УРАО, 2005. - 132 с.
  12. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.: ил.
  13. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // ЗАВУЧ. Управление современной школой. - 2008.- № 1. - С. 4-24.
  14. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35 с. - (Стандарты второго поколения).
  15. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.
  16. Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 65-72.