Программа дополнительного дошкольного образования «Музыка с мамой» с 1 года до 3 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) Программы: Программа дополнительного дошкольного образования «Музыка с мамой» имеет художественную направленность.

Актуальность Программы:

Наши современные молодые мамы, получив возможность воспитывать ребенка до 3-х лет в семье, часто чувствуют себя беспомощными в общении с малышом, в его развитии и сохранении, и укреплении здоровья, тем более не уделяют должного внимания музыкальному развитию. Многие родители (законные представители) мечтают вырастить ребёнка интеллектуально развитой, гармоничной личностью.

Актуальность Программы в том, что образование обусловлено необходимостью осуществления комплексного развития музыкальности детей раннего возраста: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, метроритмического чувства, звуковысотного, тембрового, динамического и ладового слуха. Программа дополнительного образования позволяет в игровой форме войти в мир музыки и способствует практическому усвоению музыкальных знаний. Благодаря доброжелательной атмосфере, присутствию рядом мамы легко стимулируются индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной деятельности, а также все участники получают положительные эмоции в процессе деятельности.

Отличительные особенности Программы:

Характерной особенностью этой Программы является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой в весёлую обучающую игру. Занятия музыкально-игровой деятельностью ребёнка с мамой:

  • полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей;
  • развивают музыкальный слух, ритм и память, речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания;
  • улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку;
  • укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов;
  • вырабатывают навыки вербального и невербального общения;
  • воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов;
  • ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.

Адресат Программы: для детей в возрасте от 1 года до 3 лет с мамами.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Объём и срок освоения Программы: срок освоения программы - 1 год. На полное освоение программы требуется 72 учебных часа в год.

Формы обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: набор детей в группу - свободный. Состав группы - до 15 детей.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

  • Общее количество часов в год - 72.
  • Продолжительность занятий - 30 минут.
  • Недельная нагрузка на одну группу - 60 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и возрастом воспитанников, расписанием непосредственно образовательной деятельности, утверждённым Приказом заведующего.

Педагогическая целесообразность:

Занятия проводятся в игровой форме, что делает воспитательный процесс более привлекательным, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Ведущие теоретические идеи:

Ведущая идея данной программы - создание современной практико-ориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать музыкально-игровую деятельность детей раннего возраста с мамой.

1.2. Цели и задачи Программы

Цель Программы дополнительного образования - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего развития средствами музыкального воспитания в творческом контакте между педагогом, мамой и ребёнком.

Задачи:

Воспитательные:

  • Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
  • Помочь родителям понять значимость раннего музыкального развития и осознать, что музыка оказывает на ребёнка благоприятное и оздоравливающее действие.

Развивающие:

  • Развивать у детей эмоциональную сферу и коммуникативные навыки, необходимые для успешного процесса социализации.
  • Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкально-игровую деятельность.

Образовательные:

  • Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус ребёнка.
  • Формировать готовность детей к дальнейшей музыкальной деятельности.
  • Оказать педагогическую помощь в понимании собственного малыша и его гармоничном развитии.

Принципы отбора содержания Программы дополнительного образования:

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

1.3. Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет:

Ранний возраст - это особый и очень важный период в жизни ребёнка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребёнок развивается очень стремительно. Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагог и родители содействуют обогащению сенсорно-моторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития. Именно совместная деятельность малыша и мамы является наиболее эффективной для музыкального развития и обучения.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребёнка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, не требуется никаких усилий, чтобы запомнить потешку, песенку, способ игры на музыкальном инструменте или танцевальные движения под музыку.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. Поэтому необходимо расширять опыт ребёнка, знакомя его с новыми предметами, играми, умением использовать одну и ту же игрушку в разной деятельности.

Мышление ребёнка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий. Музыка с мамой предполагает, что ребёнок будет повторять за мамой движения, игру на музыкальных инструментах, присутствие рядом мамы не позволит ему отвлекаться на внешние раздражители, потому что в раннем возрасте быть с мамой для малыша уже счастье, а играть, выполнять движения вместе с мамой делать - это двойная радость!

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребёнка является восприятие. Восприятие ребёнком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. И здесь музыка верная помощница, дети легко откликаются на музыкальные звуки, с удовольствием слушают музыку, особенно живую, охотно стараются выполнять под музыку танцевальные движения. А если они сами могут исполнить музыку, то развивается не только восприятие, но и появляется радость активного действия.

Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет:

Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что всё в мире предназначено и происходит только для них. Всё, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Стараясь установить собственную независимость, ребёнок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребёнку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.

Период с 2 до 3 лет - настоящий бум развития познавательной активности. Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность всё, что его окружает.

Ребенок этого возраста уже умеет (или почти умеет) довольно много: бегать, прыгать на одной и двух ногах, ходить на цыпочках и на пятках, наклоняться, приседать, преодолевать пороги, ступеньки, бросать и ловить мяч, попадать им в цель, делать два действия одновременно (шагать и хлопать) и др. К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.

Возраст 2-3 лет - это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепка, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т.д. В этот период важно обеспечить ребёнку простор для творчества. Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы:

  1. Ребёнок вслушивается в музыку, запоминает и узнаёт знакомые музыкальные произведения.
  2. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляется первоначальный эмоциональный отклик на характер, темп, динамику и настроение музыки.
  3. Активен в элементарном музицировании на детских и шумовых музыкальных инструментах.
  4. Умеет взаимодействовать в коллективе с другими детьми и с мамой.
  5. Формируются элементарные навыки музыкально-ритмических и танцевальных движений.
  6. Ребёнок легко различает музыкальные жанры и самостоятельно показывает в движении марш (марширует), пляску (танцует) и колыбельную (присаживается, складывает ладошки под щёчку, закрывает глазки).
  7. Ребёнок самостоятельно ориентируются в пространстве, легко бегает, уверенно ходит, ритмично прыгает и приседает, выразительно исполняет образные движения (Зайки, Лисички, Мишки, Птички и др.), подпевает взрослым, активно звукоподражает голосам животных и птиц.
  8. Ребёнок общителен, раскован, умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  9. Усвоил важные правила поведения (умение здороваться и прощаться).

1.5. Педагогическая диагностика

Механизм оценивания образовательных результатов:

Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Высокий уровень:
1. Занимаются с хорошим настроением и желанием.
2. Сосредоточенность на музыкально-ритмической деятельности.
3. Сформированы основные двигательные навыки у детей.
4. С желанием учатся танцевать, водить хороводы.
5. Легко музицируют на шумовых и детских музыкальных инструментах.
6. Используют музыкальные инструменты для звукоподражания и импровизаций.
7. С интересом импровизируют.
8. Сформирована слуховая память.
9. Развита крупная и мелкая моторика.

Средний уровень:
1. Дети с радостью занимаются, начинают и заканчивают движения в соответствии с характером, темпом и жанром музыки.
2. Умеют взаимодействовать, но не всегда сосредоточены на деятельности, отвлекаются.
3. Сформированы не все основные двигательные навыки.
4. Крупная и мелкая моторика не полностью развита.
5. Музицируют на инструментах без интереса и импровизаций.

Низкий уровень:
1. Занимаются без желания и настроения.
2. Нет сосредоточения и внимания на музыкальной деятельности.
3. Основные двигательные навыки не сформированы.
4. Крупная и мелкая моторика не развита.
5. Отсутствует интерес к музицированию на детских музыкальных инструментах.

Формы и методы контроля:наблюдение, тематические беседы с родителями (законными представителями), игровые методы, анализ музыкально-игровой деятельности детей, итоговые занятия проводятся 2 раза в год (1 полугодие, 2 полугодие).

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

Сентябрь

1. Определение уровня раскованности и творчества в сформированной группе детей.
2. Индивидуальные способности каждого ребёнка

Практическое занятие, беседа

Текущий контроль

В течение всего учебного года

1. Контроль усвоения материала, степень
развития физической пластики за период обучения.
2. Повышение уровня музыкальности

1. Творческое задание.
2. Совместная работа

Итоговый контроль

В конце учебного года

Подведение итогов обучения и личных достижений детей

1. Контрольное занятие.
2. Занятие-игра.
3. Открытое занятие

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм
фиксации результатов

Спектр способов и форм
предъявлениярезультатов

1. Беседа, опрос, наблюдение, итоговые занятия.
2. Анализ результатов достижений детей.
3. Анализ выполнения программы

1. Отчёты.
2. Методические разработки

1. Отчёты.
2. Итоговые занятия.
3. Открытые занятия

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения воспитанников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации образовательного процесса

Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей музыкальному руководителю рекомендуется:

  • Проявлять уважение к личности ребёнка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним, родителями (законными представителями) и с другими педагогами.
  • Создавать условия для принятия ребёнком ответственности и проявления эмпатии к другим людям.
  • Обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребёнка.
  • Обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение.
  • Обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Детского сада, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

2.2. Роль педагога в организации психолого-педагогических условий

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка (т.е. уважение к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональному состоянию, поддержка его чувства собственного достоинства). В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребёнок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть.
  • Формирование доброжелательных, внимательных отношений к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.
  • Создание условий для развития свободной игровой деятельности, так какигра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребёнок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте.
  • Создание условий для развития познавательной деятельности - педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность.
  • Создание условий для физического развития. Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врождённое стремление к движению.

2.3. Учебный план Программы

№ п/п

Разделы и темы

Общее количество часов

Раздел 1. Введение

1

«Мы друг другу рады»

5

Раздел 2.1 «Азбука музыкального движения»

2

«Любимые игрушки»

5

3

«Есть у солнышка друзья»

5

4

«Повторяйте за мной»

5

5

«Вместе весело играть»

5

6

«Пошагаем, поиграем»

5

Раздел 2.2 «Музыкально-ритмические движения»

7

«Повторяйте за мной»

4

8

«Вместе весело играть»

4

9

«Аэробика для и малышей»

5

10

«Быстро - медленно»

4

11

«Дружно мы играем»

5

Раздел 3. «Элементарное музицирование»

12

«Громко - тихо»

5

13

«Высоко - низко»

5

14

«Сказки - шумелки»

5

15

«Весёлые звуки»

5

Итого:

72

2.4. Содержание образовательной деятельности

Структура построения занятия (части могут варьироваться):

  • Вокальное приветствие.
  • Массаж с пением.
  • Пение.
  • Пальчиковые игры.
  • Слушание.
  • Музицирование.
  • Музыкально-ритмические движения.
  • Релаксирующие упражнения.

Основные формы и методы:

  1. Каждое занятие начинается с приветственной песенки, которая направлена на сплочение, согласованность действий малышей и родителей. Подпевание активизирует речь и развивает вокальные данные малышей.
  2. Игры - разминки включают разминку с движениями. Такие игры активизируют внимание детей, развивают чувство ритма, выдержку.
  3. Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребёнка развивается мелкая моторика, что способствует развитию высших психических функций, помогает формированию речи.
  4. Игровой массаж способствует сенсорному развитию самих детей, укрепляет детско-родительские отношения, обучает приёмам элементарного самомассажа.
  5. Музыкально-ритмические движения включают танцевальные упражнения, элементарные пляски, формирующие первичные танцевальные навыки движений под музыку. Подвижные игры и упражнения развивают общую моторику и чувство ритма, темпа, навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для активного движения и взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, способствуют развитию самостоятельности, произвольности поведения, развивают музыкальные способности.
  6. Элементарное музицирование включает в себя игры на развитие динамического и звуковысотного слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей. Данная форма музыкальной деятельности предполагает знакомство малышей с различными детскими музыкальными инструментами, способами звукоизвлечения.
  7. «Сказки-шумелки» учат детей слушать музыку, речь взрослого, обучают малышей способам и приёмам игры на колокольчиках, бубенцах, погремушках, барабанах, бубнах и т.д., а также способствуют развитию творческой фантазии.
  8. Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
  9. Игры - голосилки, игры - говорушки - это игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, направленные на развитие речи детей.
  10. Коммуникативные танцы и игры - это в основном танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, сменой партнёров, игровыми заданиями. Построенные на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Целью использования коммуникативных игр и танцев является развитие творческих способностей, раскрепощение, оздоровление детей дошкольного возраста.

2.5. Особенности общей организации образовательного процесса

Важнейшим условием реализации ДОП ДО является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Созданная образовательная среда стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, даёт право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребёнка и становление его личности. Благодаря этому дополнительная образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.

2.6. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Методические принципы:

  1. Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок и родитель (законный представитель) чувствуют себя комфортно, раскрепощённо.
  2. Целостный подход в решении педагогических задач:
  3. обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, игру на детских музыкальных инструментах;
  4. претворение полученных впечатлений в совместной игровой деятельности;
  5. приобщение к народной культуре через слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов.
  6. Принцип последовательности (усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания).
  7. Принцип партнёрства (встреча детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно; таким образом, группа детей, родителей и музыкальный руководитель становятся единым целым).
  8. Принципы гуманизации педагогического процесса (здоровьесберегающие): диалогизации, проблематизации, индивидуализации, персонификации.

Методы обучения, используемые в образовательном процессе:

  1. По источнику полученных знаний (словесные, наглядные, практические).
  2. По уровню включения в продуктивную деятельность (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые).
  3. Методы стимулирования познавательной деятельности: (эмоциональное стимулирование /создание ситуации успеха/, методы развития познавательного интереса /выстраивание игрового приключенческого сюжета, стимулирование познавательным и занимательным содержанием; создание ситуаций творческого поиска/, методы формирования ответственности и обязательности /формирование понимания личной значимости, предъявление требований/).

Взаимодействие детского сада с семьёй

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

  1. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.
  2. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
  3. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
  4. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Устав Детского сада № 97 комбинированного вида, правила внутреннего распорядка воспитанников, локальные акты.

Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы

3.2. Психолого-педагогические условия реализации Программы

Требования кпсихолого-педагогическим условиям реализации Программы изложены в п.3.2.1. ФГОС ДО:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду № 97 содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, музыкальным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

  • игровую, познавательную, музыкальную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

3.5. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-технические условия:

  • Музыкальный зал, соответствующий санитарным нормам СанПин.
  • Развивающая предметно-пространственная среда (атрибуты для игр и танцев, наглядные пособия и др.).
  • Средства ТСО (ноутбук, музыкальный центр, проектор, телевизор, смартфон, видеоуроки, архив видео и фотоматериалов).
  • Методические разработки занятий.

Перечень оборудования, необходимого для реализации Программы:

Музыкальные инструменты

Фортепиано, синтезатор, погремушки, маракасы, бубны, барабаны, деревянные ложки, треугольники, бутафорская балалайка, колокольчики, бубенцы, металлофоны, дудочка и др.

Демонстрационный материал

Иллюстрации к песням, пьесам для слушания, репродукции картин. Обучающие карточки: «Птицы», «Насекомые», «Животные», «Мамы и детки», «Музыкальные инструменты», «Времена года» и др.

Игрушки

Флажки, платочки, султанчики, ленты, искусственные цветы, «рули», корзинки, кубики, фрукты и овощи, «снежки», снежинки, листочки, деревянные палочки, орешки, деревянные матрёшки, куклы театра би-ба-бо, домик для театральной драматизации, медведь, заяц, белка, ёжик, собака, кошка, птичка, колобок и др.

Методическое сопровождение:

Программа составлена с учётом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей, корректировалась в соответствии с их интересами. Важный этап в обучении - индивидуальный подход. Это способствует развитию познавательных сил, активности, склонностей, дарований воспитанников.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).
  3. ФОП ДО (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Устав Детского сада № 97 комбинированного вида, правила внутреннего распорядка воспитанников, локальные акты.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для педагога дополнительного образования:

  1. Анисимова М.В. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  2. Арсеневская О. Игры-говорушки. - М, 2022.
  3. Воеводина О. Логопедический сборник. - М., 2022-2023.
  4. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2005.
  6. Коротаева С. Снежная логоритмика. - М., 2021.
  7. Петрова В.А. Программа Малыш. - М., 2015.