Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера. Выдающийся писатель и актер Василий Шукшин оставил нам такое завещание: «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, - не отдавай этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к традициям и конфессиям других народов, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Данные курсы имеют познавательный культурологический характер, в них много внимания уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов. Сегодня никто не сомневается, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному диалогу.
Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения.
Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.
Существует такая притча. Один мудрец задал окружающим 3 вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное время - тот момент, в котором мы сейчас живем. Самый важный для нас в жизни человек - тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они - самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, передать им. Через несколько лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое Отечество, дорожащими традициями, радеющими о процветании Родины - это зависит от нас.
Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходит школа.
Период обучения ребёнка в школе - это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним.
Хочу поделиться опытом работы по приобщению школьников к ценностям Российской культуры средствами курса ОДНКНР, сложившимся в нашей школе. Курс ОДНКНР преподает в нашей школе учитель изобразительного искусства и музыки. Работа на уроках ведётся интегрированная. В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база. Обеспечены условия для свободного выбора родителями модулей курса. Школа обеспечена учебно-методическими комплектами, дополнительной литературой, электронными приложениями. Учитель, преподающий данный курс, своевременно проходит курсы повышения квалификации.
Цель, которую мы ставим перед собой: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, любящего свою родину и почитающего ее культурные традиции.
Из этого вытекают задачи:
- развивать нравственное чувство сопереживания;
- развивать чувство ответственности за другого человека;
- развивать умение взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами христианской морали;
- развивать чувство благодарения.
Через что мы реализуем эти задачи? Через:
- уроки ОДНКНР;
- духовно-нравственное воспитание;
- спортивно-оздоровительную работу;
- пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ);
- культурно-просветительскую работу;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Наша работа складывается из совместной деятельности педагогов, обучающихся, родителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, работников СДК, сельской библиотеки, администрации сельсовета, специалиста по социальной работе, представителей Русской Православной церкви и жителей села.
На мой взгляд, приобщение детей к ценностям Российской культуры необходимо решать уже в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда "сердца открыты для добродетели". Очень важно мне, как учителю, формировать гуманные отношения между детьми. Уроки данного курса предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.
На этих уроках наиболее эффективным, на мой взгляд, является использование метода проектов. Школьники выполняют традиционные проекты: «Храмы России», «Православные иконы», «Православные праздники», «Мой прадедушка - защитник Родины», «Добро и зло в современном мире», «Традиции моей семьи», «Пасха», «Защитники Отечества» и т.д.
На уроках ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви.
Ребята отмечают, что уроки интересные, познавательные. Полученные учащимися знания на уроках помогают в жизненных ситуациях: отношениях со сверстниками, с родителями, с малознакомыми людьми. Например, на уроке «Проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.
Урок по православной культуре - это маленький дискуссионный клуб, где дети учатся понимать себя и всё происходящее. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему размышлять. Обучающемуся приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, поговорки и пословицы, рассказы о Родине, о подвигах, о детях, детская поэзия, репродукции картин известных художников, музыкальные произведения, мультипликационные фильмы.
В ходе изучения курса у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Этот курс помогает умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.
Особая роль в изучении курса отводится родителям. Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Курс содействует развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, укреплению сотрудничества с семьёй. 19 апреля 2018г. наши родители прослушали онлайн-лекторий, организованный Русской Православной церковью «Семейные праздники в наследство».
Многие виды деятельности, изучаемые в курсе ОДНКНР, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации. Например, выполнение таких домашних заданий, как: посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье; какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
Для приобщения детей к ценностям нашей культуры очень важно сотрудничество родителей, детей и всех членов их семей.Эта проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов семьи, как взрослых, так и детей.
350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются и говорят друг другу «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян… Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами» (информация из учебника ОПК). Разбираем с детьми: какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?».
Тема «Пасха», пожалуй, самая любимая у учащихся. Дети с большим удовольствием делятся, как в их семье отмечают этот праздник. Так же на уроках мы заранее делаем открытки для членов семьи, ребята сочиняют поздравления, приносят яйца, рецепты куличей, которые они берут у своих мам и бабушек. В это время в школе открывается творческая мастерская по расписыванию пасхальных яиц, по изготовлению праздничных сувениров. Традиционно в ОУ организуем пасхальную выставку рисунков.
Разбирая тему «Защита Отечества», мы говорим о тех, кто защищал нашу Родину, о святых людях и о тех, кто отдал свою жизнь ради того, чтоб мы были счастливы, о современных героях России. В нашей школе есть свои традиции, которые хранятся и передаются от одного поколения учащихся к другому. В селе есть два памятника - погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ухаживать за ними - святая обязанность учащихся школы. Весной ребята убирают сухую траву, сажают цветы, оформляют клумбы, зимой убирают снег, чистят дорожки. В рамках «Вахты Памяти» организовывается Пост №1 у Монумента Славы. Школьники принимают активное участие в деятельности школьного музея по созданию архива о погибших в годы Великой Отечественной войны, о вдовах и тружениках тыла. С ребятами мы участвуем в акции «Помоги ветерану». Ко Дню Пожилых людей мы с детьми делаем поздравительные открытки, готовим концерт и с букетами цветов поздравляем пожилых людей нашего села. Готовясь к празднованию Дня Победы, ребята тоже делают подарки для вдов и тружеников тыла, готовим для них концерт. В День Памяти и Скорби изготавливаем белых журавлей и запускаем в небо воздушные шары. Все это воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека.
Особым интересом учащихся и педагогов школы пользуются уже ставшие традиционными приезды в школу представителей РПЦ (русской православной церкви). Дети с особым вниманием воспринимают слова батюшки, они достигают самого сердца. Священнослужители особое внимание в своем выступлении сделали на формирование любви между родителями и детьми, на недопустимость совершения детьми суицидальных действий. Во время выступления создалась особая атмосфера: те дети, которые в начале были настроены негативно, в течение проповеди эмоционально изменились. У многих ребят и взрослых появились слезы на глазах. Доказательством полезности подобных встреч служат положительные отзывы учеников и их вопросы: когда будет следующая встреча?
Свою статью хочется закончить такими словами: воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «… наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» А. С. Макаренко.
Таким образом, уроки, которые основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, предполагают рост духовно-нравственного развития ребенка, бережное отношение к ценностям Российской культуры. Наступившее тысячелетие требует поиска новых форм и методов работы в деле возрождения духовности и умения жить по её нравственным законам. Сейчас, когда в обществе происходит безудержное нарастание агрессии, - духовно-нравственное воспитание особенно важно и необходимо. Нравственность, человечность людей - главный показатель степени их духовности. Люди, приобретающие высокие человеческие начала, говоря библейским языком, преображаются духом. А преображённый человек не будет убивать и разрушать - он будет созидать, любить и творить добро. Поэтому так важно сегодня «сохранить духовное наследие и созидать на этом фундаменте культуры и веры только чистое, светлое и истинно духовное.
Судьба страны во многом зависит от наших учеников - от того, какие ценности ребята возьмут с собой в будущее. Ведь «дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь».
Литература
- А.Я.Данилюк, A.М.Кондаков, B.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Издательство «Просвещение», 2009.
- Ходякова Ю.А. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» как средство формирования гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся» //Аллея Науки: научно практический электронный журнал. № 5 (21). - Томск, 2018.
- [Электронный ресурс] URL: https://www.alley-science.ru/_5_21__may__2018/
- Ходякова Ю.А. Анализ понятия «патриотизм» //Аспирант и соискатель. - 2018. - № 3 (105). - С.79-81.
- Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание». //Научные исследования. -2015. - № 1. - С. 136.