Коммуникативная компетенция - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетенции) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели - формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».
Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15-17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Поиски наиболее эффективных путей достижения поставленных целей привели к разработке уроков-практикумов в 5-8 классах, которые направлены на осуществление максимально прочной связи научно-лингвистических знаний, получаемых на уроках русского языка, с речевой практикой учащихся. Практикум включает разные виды работ, направленные на глубокое восприятие образного слова, целостного текста и формирование навыков выражения собственных мыслей в ярких, уместных для данной речевой ситуации формах. Уроки-практикумы позволяют уделить особое внимание преодолению индивидуальных коммуникативных пробелов, развитию интереса к семантике слова, его валентности, особенностям функционирования в разных речевых системах.
Уроки-практикумы построены на основе примерной программы по русскому языку к учебникам 5-8-х классов Т.А.Ладыженской, не нарушая целостности программного материала, так как все виды речевой деятельности, предполагаемые в курсе русского языка, органично вплетаются в данный курс.
Большую роль играют предметы «Культура речи» (5-7 классы), «Текстоведение» (8 класс), способствующие совершенствованию коммуникативной культуры, совершенствованию культуры речи и развитию творческих способностей учащихся.
Предлагаемые разделы курса: «Общение», «Стили речи», «Лексикология», «Текстоведение» и «Речевой этикет в деловых отношениях» - отражают принцип преемственности между ступенями школы, системный подход в обучении и интегрированность курса, направленного на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности: анализ текста, работа со схемами, составление плана (простого, сложного, вопросного, цитатного) текста, конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно), работа с дополнительными источниками (научно-популярной литературой, справочниками, словарями и др.), поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичное выступление.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом по формированию коммуникативной компетенции учащихся:
- комплексная работа с текстом;
- лингвистический анализ текста;
- тематические (речевые) уроки;
- «самодиктанты»;
- лексические разминки;
- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;
- редактирование текста;
- свободные диктанты;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнение 2-х текстов;
- письмо;
- ролевые коммуникативные и игровые ситуации.
На уроках применяются следующие технологии:
- Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);
- Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
- Диалог культур (В.С.Библер);
- Информационные технологии (А.А.Хуторской);
- Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).
- Технология коллективного обучения;
- Технология мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.
Как одно из направлений деятельности по формированию коммуникативной компетенции выбираю работу с текстом, поскольку это способствует обогащению лексического и культурного багажа, развивает творческие способности, совершенствует нравственно. Только системная, целенаправленная и осознанная работа с текстом на каждом уроке в основной и старшей школе позволит сформировать у учащихся речеведческую культуру.
Система работы по повышению уровня коммуникативной компетенции учащихся изначально должна быть ориентирована на двустороннюю природу текста - как продукта и как процесса речетворчества.
Работу по лингвистическому анализу текста необходимо организовывать на каждом уроке русского языка, так как цели и задачи этой работы способствуют формированию важнейших коммуникативных умений у учеников - умения создавать свой собственный устный и письменный текст, отвечающий ожиданиям оппонентов, умения отразить в тексте гуманистические ценности, свежесть и новизну суждений, высокий уровень языковой культуры.
На уроках русского языка применяется технология обучения хорошей речи на основе текста. Основными формами и методами организации работы с текстом являются выразительное чтение (глубокое понимание смысла текста), поисковое чтение (нахождение конкретной информации), разговор с текстом (нахождение проблемы и ее аргументации), моделирование текста (дополнение текста языковыми средствами в заданном стиле), прошу слова (создание собственного текста в заданном стиле), на острие пера (публикация материала в школьных и районных СМИ)
Примеры применения технология обучения хорошей речи на основе текста
Фрагмент урока - моделирование текста.
Представьте, что вы художники. Только рисовать мы будем не красками, а словами текст в художественном стиле. Опишите эти цветы, используя самые яркие тропы.
При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ эти знания вам пригодятся.
Ранней весной просыпаются, улыбаются солнышку _______________, _________________,_______________ гиацинты. А вслед за ними вспыхивают как____________, ________________, ___________________ нарциссы. ___________________, ____________ аромат плывет по родной станице.
Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи:
- учить видеть, слышать и чувствовать и понимать текст;
- пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
- формировать эстетический вкус;
- развивать образное мышление.
В качестве объекта лингвистического исследования выбраны произведения, изучаемые по литературе и наиболее удачные художественные тексты из учебников русского языка. На основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на базе их формируются навыки порождения текста. Работа с текстом очень важна для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Основные задания к тексту следующие:
- доказать, что это текст;
- определить тему, основную мысль, стиль текста; обосновать своё мнение;
- объяснить лексическое значение слов, выделенных учителем;
- произвести синтаксический разбор указанного учителем предложения;
- произвести анализ текста с точки зрения орфографии.
Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетенции учащихся играет обогащение словарного запаса учеников.
Примеры заданий.
- 1 группа работала с повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Учащиеся читали, анализировали произведение, изучали устаревшие слова, итогом их работы стал словарик, в который вошли слова, обозначавшие названия одежды героев повести.
- 2 группа рассмотрела, проанализировала и систематизировала группу лексики из произведений Н.В.Гоголя со значением "еда", итогом их работы стал словарик, в который вошли слова, обозначавшие названия блюд.
- 3 группа рассмотрела, проанализировала и систематизировала группу заимствованной лексики со значением "одежда", итогом их работы стал словарик, в который вошли новые слова, обозначавшие названия одежды.
Среди многих путей повышения эффективности урока следует назвать учебно-педагогическую игру. Общепризнанна ее огромная роль в обучении младших школьников, однако и в среднем звене школы она не утрачивает своего значения. Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, в том числе и русский язык.
Текст 1. Белка и волк.
(1)Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. (2)Волк вскочил и хотел её съесть. (3)Белка стала просить:
- (4) Пусти меня.
(5)Волк сказал:
- (6)Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. (7) Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё прыгаете и прыгаете.
(8)Белка сказала:
- (9)Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. (10) Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- (11)Тебе оттого скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжёт. (12)А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Л.Н.Толстой)
Дополнительные задания.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка); определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
- Как по-другому можно назвать этот текст?
- Определите тип текста. (Описание, повествование, рассуждение)
- Укажите синтаксические особенности текста:
- а) количество предложений и преобладающие типы предложений;
- б) способ связи предложений;
- в) отметьте средство связи частей текста (повторы, местоимения).
- Определите стиль текста.
- Найдите антонимы в тексте. Как они помогают раскрыть основную мысль текста?
- Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.
- Найдите в тексте слова с безударной гласной в корне. Проверьте ударением.
- Понаблюдайте за использованием автором глаголов. О чём свидетельствует их количество.
- Определите роль диалога в сказке.
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
Текст 2.
(1)Суровой осени печален поздний вид.
(2)Уныло спят безмолвные растения.
(3)Над крышами пустынного селения
Заря небес болезненно горит.
(4)Закрылись двери маленьких избушек.
(5)Сад опустел, безжизненны поля.
(6)Вокруг деревьев мёрзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек.
(7)И небо хмурится и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.
Дополнительные задания.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка); определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему текста. Выявите все ключевые слова. Какова роль первого предложения для понимания основной идеи этого текста?
- Озаглавьте текст.
- Определите тип речи, стиль.
- Объясните употребление подчёркнутых слов.
- Выделите в стихотворении эпитеты, какими частями речи они являются?
- В каком предложении используется олицетворение? Определите его роль в тексте.
- Определите настроение лирического героя. Из чего вы сделали такой вывод?
- Понаблюдайте за согласными буквами текста, каких из них больше? О чём это свидетельствует?
- Охарактеризуйте предложения, какие типы предложений преобладают?
- Определите способ связи предложений.
- Охарактеризуйте употреблённые автором средства выразительности.
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
Текст 3.
Иду утром по тропке через тополиную вырубку, поросшую молодой порослью и бурьяном. Здесь туман слоями, будто пирог. Нижний слой густой и толстый. Следующие тоньше и жиже. Присел - сам стал начинкой пирога. Поднялся в рост - стою по грудь в пироге.
А на бурьяне - гамаки из паутины и ловушки-антенны. Это паучки настроили свои ловушки в одном направлении. С их ловушек скопировали телеантенну, которую так и назвали - паутина. Берет все каналы. А помех много. Паучкам помехи нужны. Они ловят мошкару, а она в эту сентябрьскую пору у хорошо прогретой земли.
А отчего ловушки на юг все настроены? Так вчера ветерок был оттуда, вот паучки и сориентировались.
С.П.Деревянко, кубанский автор сборника новелл и рассказов «Я всё помню»
Задания по тексту
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте его.
- Определите тему текста.
- Назовите тип речи, стиль речи.
- Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства. Определите их роль.
- Найдите односоставные предложения, определите их вид.
- Найдите в тексте нераспространенные предложения.
- Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
- Найдите сложное предложение.
Одним из эффективных способов реализации коммуникативной компетенции является проект "Школьная газета", который способствует созданию благоприятных условий для развития личности, повышению интереса к русскому языку, развитию креативной компетенции учащихся.
Газета - печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.
Информационными ресурсами является школьная газета «Камертон», в издании которой участвуют гимназисты и школьный сайт http://www.kangimnaz.ru/, учащиеся посещают кружок по журналистике, принимают участие в обсуждении и отборе материала для печати, встречаются с журналистами газет «10-канал», «Каневские зори», местными писателями; выпускают ежемесячную школьную печатную газету «Камертон»; участвуют в творческих конкурсах, в конкурсах школьных СМИ, печатают материалы о жизни школы на страницах районных СМИ.
Более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению задач, совершенствуется речевое развитие. Повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учёбе, олимпиадах, конкурсах.
Эффективность проделанной работы выразилась в следующих результатах:
- в стабильном росте качества знаний по русскому языку,
- в устойчивом росте результатов выполнения заданий по формированию коммуникативной компетентности в 5-9 классах и на ЕГЭ в 11 классе,
- в успешной защите творческих работ школьниками на заседаниях школьного научного общества, муниципальных и региональных конкурсах, конференциях, фестивалях,
- в результатах, полученных выпускниками в период итоговой аттестации.
Литература
- Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3.- с.105.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М., 1998.
- Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
- Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. - М., 1990.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ.2004, №4. -с.10-18.
- Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре //РЯШ. -2004, №6.- с.8-16.
- Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение: http: //www.edu.ru)
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002.