Открытый урок во 2-м классе. Тема: "Работа с текстом А.Тихонов «Сорока». Определение основных черт главного героя"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: работа с текстом


Урок построен с использованием учебно-методического комплекта «Работа с текстом», Крылова О.Н.

Цели урока:

  • формировать умение работать с текстом; определять основные черты главного героя;
  • развивать речь, творческую, познавательную активность учащихся;
  • воспитывать интерес к чтению, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

УУД:

Познавательные:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;
  • умение работать со словарём;
  • моделирование - составление синквейна.

Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Логические:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • умение работать в группе.

Личностные:

  • умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с демонстрационным материалом, карточки для работы в группах, учебно-методический комплект «Работа с текстом», Крылова О.Н.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

- Что вы услышали? (пение птиц, рык зверей). Все это можно назвать - звуки природы.
- Сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир живой природы. Но чтобы не помешать его обитателям, мы наденем волшебные шляпки. Посмотрите, сколько их. Все разные, у каждой из них своя роль. Мы будем надевать их по одной, в зависимости от ситуации. Сначала мы наденем белую - она похоже на чистый лист, на белое снежное поле, на котором хорошо заметен любой след. Именно под ее полями мы вспомним то, что знаем, ответим на множество вопросов.

Звучит аудиозапись.
Дети настраиваются на работу.

Целеполагания

-Посмотрите на нашу помощницу-книгу и назовите тему нашего урока.
- Тема нашего урока: Работа с текстом.
- Чему будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться определять основные черты главного героя).
- Для чего пригодятся эти умения в повседневной жизни?
- Мне радостно, что вы осознаёте важность работы с текстом.

Будем учиться отвечать на вопросы, определять тему, придумывать заголовки, понимать прочитанное, работать с иллюстрациями, определять виды текстов, развивать речь, узнать новые слова.

Актуализация изученного

- Что такое текст?
- Что такое тема текста?
- Что такое главная мысль текста?

Отвечают на вопросы.
Текст - это два или нескольких предложений, связанных по смыслу общей темой.
Тема текста - это то, о чем говориться в тексте.
Главная мысль - это то главное, что хотел сказать автор.

Выявление места и причины затруднений

- Можем ли мы предположить, о чём пойдет речь в тексте?

Нет, пока не прочитаем.

- Отгадайте загадку, и вы поймёте, о ком мы будем сегодня говорить.

Где шум и гам, там и она,
Идёт о ней в лесу молва:
Что нет болтливей этой птицы,
Что ей на месте не сидится,
Что там, где драка, ссора, склока,
Там точно кружится… (Сорока)

Отгадывают загадку.

- Откройте толковые словари по закладке. Найдите толкование слова «сорока».
- Сколько значений у этого слова?
- Сорока - перелетная или оседлая птица?

Находят значение слова,
формулируют ответ.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Чтение до чтения.
- Мы сегодня познакомимся с новым текстом
Откройте книгу «Работа с текстом» на с. 48.
- Подготовимся к чтению текста, научимся правильно читать трудные слова.
- Прочитайте слова правильно. (Поссориться, длиннохвостые, переполошат, сварливая)
- Прочитайте эти слова, прочитайте с ударением.
- Назовите синоним к данному слову. (Вздорная)

Знакомятся с трудночитаемыми словами, определяют их значение.

Прочитайте текст про себя и подумайте:
- Что вы прочитали - сказку или рассказ?
- На какую тему автор написал этот рассказ.
Приводят доказательства.
Сказка - это вымышленная история.
В рассказе отражены правдивые события.
Определяют тему текста.

Этап реализации построенного проекта

Работа с текстом. Задание 3.
- О ком этот рассказ?
- Чтобы записать это слово, мы должны вспомнить о его правописании. (Непроверяемая орфограмма)
- Как можно озаглавить рассказ?

Чтение вслух учителем.
- Возьмите карандаши.
1 группа - подчеркните слова - признаки.
2 группа - слова - действия.
- Что вы узнали о сороках? Какие они?
- Как сороки относятся друг к другу?

Записывают полный ответ.
Проговаривают правописание слова.

Выделяют необходимую информацию.
Анализируют прочитанное.

Физминутка

Наденем Шляпку красную и дадим волю чувствам и эмоциям.

Внимательно слушайте слова и повторяйте движения:

Летела сорока, сорока-белобока (кружатся)
Летела, летела на березу села (садятся на корточки)
Хвостом повертела, (отводят руки за спину, крутят кистями.)
По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо, влево)
И дальше полетела. (кружатся)

Проводят физминутку.
Определяют признаки сороки.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа с текстом.Задание 6.
- На какой иллюстрации изображена сорока?
«Найти на иллюстрациях сороку».
- Прочитайте задание.
- Прежде чем его выполнить, мы «превратимся» в сорок. А вы внимательно слушайте слова!

Отмечают нужную иллюстрацию.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Для следующего задания нам потребуется сразу две шляпки Черная и Желтая. Черная шляпка строга и серьезна, она позволит нам под ее полями увидеть все отрицательные черты, а желтый цвет - цвет солнышка, добра и радости. Работая над полями желтой шляпы отметим положительные повадки сороки.

Работа с текстом. Задание 4.
- Прочитайте задание 4.
- Как автор называет сорок- подружек, которые ссорятся?
- Найдите предложение, подтверждающее ваш ответ, подчеркните.
Приводят доказательства из текста.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Работа с текстом. Задание 7.
- Верно ли, что сороки предупреждают жителей леса о лесных опасностях, о появлении «нежданных гостей»?
- Найдите подтверждение в тексте.
- Послушайте, как кричат сороки.
- Значит, несмотря на то, что сороки сварливые и ссорятся друг с другом, они сигнализируют об опасностях.
- Значит, они помогают обитателям леса?
Находят доказательства в тексте.
Прослушивание аудиозаписи.
Сценка. «Сороки»
Повстречались на опушке
Две сороки две болтушки.
Обсуждают, где летали
И что новое узнали.
Шум такой, не передать!
На весь лес подруг слыхать.
Говорит одна сорока:
«Не летала я далёко,
Так, по дачам поныряла,
Столько нового узнала!
А ещё домой в гнездо
Прихватила я кольцо,
Там разиня руки мыла
Да колечко обронила,
Не смогла сдержаться я,
Быстренько подобрала.
«Ну, подруга, ты даёшь», -
Говорит вторая.
«На колечки, знаешь, я
Ну не западная,
Что с ними делать, любоваться?
В нём нельзя покрасоваться.
Я вот ленточку нашла.
Эта вещь всегда нужна!
Можно в пёрышки вплести
В гости вот к тебе пойти,
Гнездо можно украшать,
Да и просто с ней летать».
Так болтают без конца
Разговорам нет конца.
Так похожи на людей!
Только громче и честней.
Инсценирование.
- Что ещё вы узнали о сороках? (любят все блестящее)
- Как называют людей, которые всем обо всём рассказывают? (Болтушки)
Анализируют действия героинь. Дают свою оценку.

Работа в группах.
- Для следующего задания необходимо объединиться в группы. Соберите фразеологизмы.
- Послушайте, что говорят о сороках в народе. (отвечает ученик)
- Послушаем, что написано о сороках в дополнительных источниках информации (отвечает ученик)

Дети собирают фразеологизмы: «трещит - как сорока», «сорока на хвосте принесла». Объясняют смысл.
Слушают, выделяют новую информацию.

Включение в систему знаний повторение

Самое время надеть шляпу зеленую. Я предлагаю каждой группе под полями зеленой шляпы выполнить творческое задание.
- Составим синквейн, который так и называется «Сорока».
- Чтобы написать это слово, что мы должны вспомнить?
(это слово с традиционным написанием)
- Слова для синквейна постарайтесь брать из текста.
Сороки
сварливые, любопытные
поссорятся, трещат, переполошат
Сороки разносят всем вести.
Помощницы.

Составляют синквейн в группах.

Итог

Шляпку синюю наденем и итоги подведем.
- Чему вас научил этот рассказ?
- Что нового узнали?
- Мне хочется узнать, что самое главное каждый из вас взял с урока? (учились определять основные черты главного героя)
Как нужно читать текст?
- Надо читать, понимая, о чём читаешь;
- грамотно говорить;
- надо развивать свою речь, узнавать новые слова;
- надо читать книги, развиваться.

Делают выводы о пользе чтения.

Этап рефлексии учебной деятельности

- Давайте поблагодарим наши волшебные шляпки за то что помогли нам попутешествовать в мире природы.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и работу своих товарищей. Перед вами иллюстрация сороки. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение - нанесите клей и приклейте свою сороку на желтый фон. Если вам было трудно, что-то не получалось, и вам хочется что-то исправить, то приклейте сороку на зеленый фон. А если вам было скучно и не интересно - на черный фон.
- Спасибо всем за работу!

Делают выводы.