Учитель иностранного языка- это проводник не только в мир новой языковой системы, но и в новую культуру. Быть учителем иностранного языка значит учить не только грамматическим конструкциям, лексическим оборотам, правильному произношению и написанию слов, но и помогать расширить горизонты, развивать креативность, повышать самооценку ребенка и способствовать тому, чтоб ученик нашел своё место в глобальном обществе. Согласитесь, задача не из легких! К счастью, процесс обучения иностранному языку как средству общения неразрывно связан с изучением мира вокруг. Изучение иностранного языка через призму окружающего мира способствует не только эффективному достижению образовательных, практических и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся.
Отличным решением образовательных задач служит методика CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрирование) ведь она позволяет достигать двух целей одновременно: овладевать иностранным языком через другой предмет и изучать предмет с помощью иностранного языка.
Особенность этой дидактической методики заключается в том, что она позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных знаний и умений.
Особые требования предъявляются к подбору учебного материала и разработке заданий к нему. Материал по тематике должен быть подобран на уровне сложности чуть ниже актуального уровня знаний студентов на этом предмете на родном языке.
Основы работы методики CLIL:
- погружение в языковую среду (акцент делается на беспереводную методику);
- междисиплинарность;
- знание языка становится средством изучения содержания предмета;
- интеграция языка в общеобразовательную программу;
- повышение мотивации использования языка в контексте изучаемой темы;
- укрепление познавательной потребности.
К важным элементам CLIL-урокам можно отнести:
- Content (содержание): демонстрирует прогресс в знаниях и навыках, связанных с конкретными элементами определенного учебного предмета.
- Communication (общение): использование языка для обучения и одновременно обучение использованию языка.
- Cognition (мышление): развитие навыков мышления, которые связывают формирование концепций и междисциплинарных связей.
- Culture (культура): знакомство с альтернативными точками зрения и расширение общего кругозора.
Такой подход значительно помогает сформировать естественную потребность в изучении языка, так как обучение новым языковым единицам происходит в контексте реальных предметных знаний, напрямую связанных с реальной жизнью.
Убедиться в эффективности данной методики мне удалось на собственном опыте. В моей школе изучение английского языка начинается в классе. К этому моменту у детей уже сформировалось базовое понимание простых процессов в разных сферах (биологии, географии, истории и т.д.), но при этом уровень иностранного языка значительно отличается от уровня сверстников, изучающих английский язык со 2 класса. Применяя CLIL на внеурочных занятиях, нам удается расширять словарный запас и знакомиться с базовыми грамматическими конструкциями в условиях естественного общения. Весь урок проходит исключительно на английском языке, что создает условия погружения в языковую среду. Таким образом ученики вынуждены включать языковую догадку и быстрее запоминают слова ( без заучивания), быстрее ориентируются в контексте происходящего, так как это воспринимается ими игрой.
К достоинствам данной методики отнесу следующее:
- Повышение мотивации. В указанных выше условиях ученики понимают, что язык- это не просто набор слов, а инструмент для освоения интересных и актуальных тем, что повышает мотивацию.
- Междисциплинарный подход. На уроках ионизуются материалы из разных областей культуры и науки. Это создает возможность для глубокого осмысления материала и улучшает аналитические навыки.
- Игровые технологии. Подключения элементов игры делают уроки более увлекательными. Такого рода активности способствуют созданию комфортной и позитивной атмосферы, где каждый ученик чувствует себя вовлечённым в процесс.
Подводя итог, подчеркну, что методика CLIL открывает новые горизонты в оучении иностранному языку. Внедряя данный метод в свою педагогическую практику, я наблюдаю, как ученики демонстрируют повышенный интерес к нашим встречам, активно себя проявляют на занятиях. Но стоит помнить, что CLIL - это не только метод обучения, но и способ сделать изучение языка осмысленным.