Цель: сохранение психического и физиологического здоровья учащихся в период выпускных экзаменов.
Задачи:
- раскрыть значение термина «стресс», «саморегуляция», «аутотренинг»;
- определить признаки стресса;
- выработать способы преодоления стресса;
- изменить отношение учащихся к ситуации стресса с точки зрения постановки новых целей, предназначенных для преодоления препятствий.
Ожидаемые результаты: приобретение знаний о способах саморегуляции в ситуациях стресса.
Методы работы:
- информационные
- постановка проблемы
- мотивационные
- анализ ситуаций
Материалы к уроку: слайдовая презентация «Как справиться со стрессовой ситуацией школьникам в период сдачи экзаменов», анкеты «Умеете ли вы справляться со стрессом»
Ход занятия(Слайд 1.) Тема нашей встречи сегодня: "Преодоление школьниками выпускных классов экзаменационного стресса".
(Слайд 2.) Подготовка к экзамену сопровождается интенсивной умственной деятельностью, связанной с переработкой большого объема информации. Контрольные, тестовые работы, сочинения, изложения по уровню воздействия на нервную систему старшеклассников никогда не сравняться с экзаменами.
Сегодня мы должны прийти к выводам: как же лучше в условиях дефицита времени организовать себя и успешно сдать экзамены? Нам с вами необходимо настроиться на сдачу экзаменов, вселить уверенность в собственные силы и возможности; не преувеличивая значимость этого события, убедить в том, что при соответствующей подготовке вы сдадите экзамены без лишнего волнения и даже можете улучшить свои результаты.
Выпускные экзамены являются одной из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного школьника. Школьник, осознавая это, начинает сильно переживать, находится в напряжении, а это пагубно влияет на учебный процесс и на его физическое и психическое здоровье. Результатом этого может стать то, чего выпускник боится больше всего: он может получить низкие баллы на экзаменах. И от этой ситуации стрессовое состояние подростка еще более усугубится.
(Слайд 3) Стресс можно определить как состояние беспокойства или психического напряжения, вызванное трудной ситуацией. Стресс является естественной реакцией человека, которая фокусирует его внимание на возникающих в повседневной жизни проблемах или угрозах. Состояние стресса в той или иной степени может испытывать каждый человек. Однако от того, как мы реагируем на стресс, во многом зависит наше общее благополучие.
Ребята, как вы оцениваете свои возможности противостояния стрессу? Оцените себя.
(раздаются учащимся анкеты; ученики после заполнения анкеты самостоятельно при подсчете баллов оценивают свои возможности противостоянию стресса) Приложение 1.
(Слайд 4) Давайте с вами рассмотрим основные признаки стресса :
физиологические |
психологические |
Дрожь, учащение пульса, проблемы со сном, потливость, потеря аппетита и т.д. |
Напряжение, тревога, страх, рассеяность, неуверенность, паника и т. д. |
Ученики дополняют своими ответами знакомые им признаки стресса…
(Слайд 5) Какие же способы преодоления стресса есть?
Один из самых главных способов -это правильное принятие ситуации!
Принять, а не смириться, так как смирение не предполагает активных действий.
Когда человек принимаем ситуацию, то занимает активную позицию, находится над ней, берет на себя право управлять ею и действовать.
(Слайд 6) Способы преодоления стресса «Правило - Действуй!»
- Соблюдайте режим.
- Каждый день, включая выходные, ложитесь спать вечером и вставайте утром в установленное время.
- По возможности выберите для сна тихое и затемненное помещение со спокойной обстановкой и комфортной температурой.
- Меньше пользуйтесь электронными приборами - телевизором, компьютером, смартфоном - перед сном.
- Избегайте обильной пищи, кофеина перед тем, как пойти спать.
- Двигайтесь. Физическая активность в течение дня помогает заснуть вечером.
(Слайд 7) Один из способом снижения психоэмоционального напряжения также является:
- классическая музыка;
- прогулки на природе;
- полноценный сон;
- юмор, смех, улыбки;
- нахождение на свежем воздухе;
- позитивные мысли;
- созерцание красивых пейзажей;
- просмотр фотографий и памятных вещей с близкими;
- солнечные ванны;
- общение с интересными людьми.
(Cлайд 8.) Для регуляции своего душевного спокойствия можно применять аутотренинг, при помощи которого человек настраивает себя на продуктивные положительные программы действий.
Примеры аутотренинга для выпускников школы;
- Визуализация экзамена. Закрыть глаза, расслабиться и представить себе, как уверенно пишется экзамен, а потом узнаются результаты - «4» или «5».
- Аутотренинг с утверждениями. Например: «Я всё знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно».
- Медитативное упражнение для управления эмоциональным состоянием. Сесть удобно, руки свободно положить на колени, плечи и голову опустить, глаза закрыть. Мысленно произносить фразы в минуту наибольшего волнения.
(Слайд 9.) Дыхательная гимнастика поможет восстановить как психологический, так и физический покой тела.
Короткий вдох и длинный выдох
- Необходимо сделать короткий вдох за 3-4-5 секунд, а затем длинный глубокий выдох за 6-8-10 секунд. Главное правило - выдох должен быть длиннее вдоха в два раза. Сначала это может быть нелегко, но после нескольких тренировок упражнение дается без всякого труда.(активизировать учеников на выполнение дыхательной гимнастики)
Ровное дыхание
- Убедитесь, что ваши вдохи и выдохи соответствуют друг другу по длине. Как правило, вдохи и выдохи продолжительностью 3-5 секунд помогают справиться со стрессом лучше всего и удаются даже новичкам. Обязательно закройте глаза, чтобы расслабиться. Продолжайте так дышать от 30 секунд до минуты.
Очистительное дыхание со звуком -Ха
- Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд и представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь- горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выдоха некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2-3 раза.
И самые главные рекомендации для вас:
(Слайд 10.) Перед экзаменом:
- Перед экзаменом следует выпить несколько глотков чистой воды, так как во время стресса при недостатке воды происходит снижение скорости нервных процессов. Нежелательно пить сладкую газированную воду, чай, кофе, потому что они ускоряют обезвоживание организма.
- Не приходить задолго до начала экзамена, так как можно перенервничать. Лучше всего приходить за полчаса, это позволит адаптироваться к ситуации.
- Во время экзамена можно использовать простые приемы саморегуляции нервной системы. Например, методики дыхательной гимнастики или массаж кончиков пальцев, стимулирующий к тому же активность полушария мозга.
(Слайд 11.) После экзамена:
- Не стоит просматривать экзаменационные вопросы сразу же после сдачи экзамена, так как ваш мозг в стрессовых ситуациях не способен работать как следует. После стресса на экзамене - вы не сможете думать так же ясно и рационально, как спустя некоторое время.
- Не стоит после экзамена просматривать интернет-сети в поисках ответов на вопросы. Вы все равно ничего не можете изменить в том, что уже написали.
- Если вы заметите, что выискиваете недостатки в каких-то частях экзаменационной работы, прекратите это и измените взгляд на проблему. Одна-единственная ошибка крайне редко может оказать влияние на то, будет экзамен сдан или провален.
- Успокойтесь, займитесь своим любимым делом, думайте о том, что «чашу весов можно всегда выровнять… ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ»
Можно предложить ученикам озвучить эффективные по их мнению способы борьбы со стрессовыми ситуациями.
(Слайд 12.) Подводим итоги занятия.
Если признать, что стресс даёт необходимый положительный опыт, каждое новое испытание будет переноситься легче.
Исследования показывают, что восприятие стрессовой ситуации как возможности отточить свои навыки, улучшить знания или стать более сильным вызывает реакцию стремления к цели.
А это, в свою очередь, увеличивает шансы на то, что полученный опыт принесёт человеку значительные преимущества в будущем.
Рефлексия.
Методические материалы.
- Пряничникова, Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика / Ю.Х.Пряничникова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 184-186.
- https://ru.wikihow.com