Как наладить отношения с подростком?

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: подростки


Каждый родитель очень хочет быть для своего ребенка настоящей опорой, самым лучшим другом, с которым маленький человек сможет поделиться всеми своими проблемами и получить помощь.

Подростковый возраст (с 10 до 19 лет) - это не просто период изменений, это период интенсивных качественных и количественных изменений в личностном и психическом развитии. Это время, когда каждое слово, каждый жест родителей может либо укрепить связь с ребенком, либо навсегда оттолкнуть его. Игнорирование этого периода или неправильная коммуникация может привести к потере доверия, отчуждению и даже к серьезным психологическим проблемам в будущем. Понимание и поддержка в этот период жизни могут стать главными в формировании здоровой личности ребенка. Так, подростковый возраст сопровождается активными физиологическими, гормональными, когнитивными и психологическими изменениями, которые сильно влияют на их настроение и поведение. Например:

  • Гормональные изменения. У девочек повышение уровня эстрогена влияет на настроение и эмоциональное состояние и может проявляться в повышенной чувствительности и эмоциональной нестабильности. А у мальчиков повышение уровня тестостерона может привести к повышенной агрессивности и импульсивности.
  • Изменения во внешности (рост, изменение веса, акне). Могут влиять на самооценку подростка, , подросток может стать более замкнутым и неуверенным из-за неудовлетворенности своим внешним видом.
  • Сепарация от родителей. Этот процесс необходим для формирования независимой личности, он может проявляться в стремлении проводить больше времени с друзьями и меньше - с семьей, в поиске собственного стиля и взглядов. Желание независимости и самостоятельности может привести к конфликтам с родителями, особенно если они не готовы отпустить ребенка. Родителям важно поддерживать этот процесс, предоставляя подростку пространство для самостоятельности, при этом оставаясь доступными для поддержки и совета.
  • Поиск самоидентичности (изменения стиля, увлечений).
  • Эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения).

Психологи выделяют и социальные проблемы:

  1. Социальное давление и стремление к принадлежности.
  2. Влияние социальных сетей.
  3. Стресс, связанный со школой и ожиданиями общества.

Еще одна проблема, с которой к нам обращаются родители - сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает, как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, учителям и родителям. Поэтому, большая роль в этом возрасте отводится родителям. Так, сами родители могут провоцировать сложное поведение, через чрезмерную критику или недостаточное внимание к потребностям подростка. Примером может служить ситуация, когда родители постоянно критикуют подростка за его успеваемость, что может привести к уходу от реальности в виртуальный мир или к агрессивному поведению.

Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное - в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями. Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам - не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Поддержка взрослых ребенку необходима. Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно - они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания. В настоящее время чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков и делать надо так же заботливо, как в детстве. Нужно уважать достоинство подростка, помогать его развивать чувство правильной самооценки и, только при необходимости, давать полезные советы. Вместо того, чтобы окружить подростка запретами, научите его отстаивать свои интересы в зависимости от ситуации и не давать себя в обиду, покажите разумные пути для реализации энергии в жизни. Для того чтобы изменить отношения между родителями и подростками в лучшую сторону нужно:

  • Вы, родитель, изложите свои страхи и опасения, чтобы подросток вас понял.
  • Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать
  • Вы, родитель, должны понимать, что подросток не должен следовать вашим советам. Только при учете всего это может быть осмысленный диалог между двумя равноправными людьми.

Родители, проанализируйте свои отношения с подростком, так как многие из вас придерживаются авторитарной позиции по отношению к детям. Это- главный камень преткновения в отношениях между родителями и детьми. Будьте мягче, вы нуждаетесь друг в друге, будьте честны и искренними друг к другу. И, чтобы заслужить уважение подростков, взрослые должны выполнять свои обещания. Вместо того чтобы окружать подростка запретами и ограничениями, лучше попробовать создать отношения, в основе которых будут доверие, юмор и бескорыстная помощь. Больше всего подростки нуждаются в чутком, внимательном, отношении со стороны взрослых.

Таким образом, в период взросления вырабатывается собственная независимая система оценивания, складывающаяся под влиянием близких взрослых, успешности в межличностных отношениях со сверстниками, своей компетентности. Понимание и поддержка в подростковом возрасте критически важны для здорового развития личности. Каждый подросток уникален, и подход к каждому должен быть персонализирован. Подростковый период будет считаться успешным и завершенным, если подросток сможет проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки. Конец подросткового периода - это и есть начало взрослой жизни.

Приложения

Список использованной литературы

  1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т.П.Авдулова. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 394 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-9916-9438-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536199 (дата обращения: 17.10.2024).
  2. Выготский Л.С. Детская психология. Педология подростка. /Л.С.Выготский. - М. 2018. - 398 с.
  3. Катеринина А.А. Психология подросткового возраста: учебное пособие / А.А.Катеринина. - Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. - 159 с.
  4. Крутецкий В.А. К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980.- 277 с.
  5. Никита Карпов. Диалог с подростком. Книги от детского и подросткового психолога./ Н.Карпов. Издательство: Эксмо, 2024. - 253с.
  6. https://www.b17.ru/article/143041/
  7. http://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/kak-roditeli-portyat-otnosheniya-s-podrostkom-tipichnye-oshibki/
  8. https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/
  9. https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/