Традиции и инновации в системе педагогического просвещения родителей

Разделы: Работа с родителями


Детско-родительские отношения играют ключевую роль в формировании личности ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. Эти отношения закладываются с самого раннего возраста и продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Важно осознавать, что гармония в этих отношениях влияет не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на его успехи в учебе, социальные навыки и самореализацию.

Родительская неграмотность в сфере детско-родительских отношений - это серьезная проблема, которая может негативно сказаться на развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии. Причины этой неграмотности могут варьироваться от недостатка образования до отсутствия опыта взаимодействия с детьми.

Причины родительской неграмотности:

  1. Недостаток информации. В условиях быстрого потока информации многие родители не знают, где искать достоверные источники по вопросам воспитания. Книги и статьи могут быть сложными для восприятия, а популярные советы из интернета зачастую не основаны на научных исследованиях.
  2. Личный опыт. Многие родители воспитывались в традициях, которые могли быть устаревшими или неэффективными.
  3. Стресс и нехватка времени. Современные родители сталкиваются с высокими требованиями на работе и в жизни, что делает процесс воспитания менее осознанным и внимательным. Стремление совместить карьеру и семейные обязанности нередко приводит к игнорированию образовательных потребностей детей.
  4. Социальные и экономические условия. В семьях с низким уровнем дохода или в неблагополучных условиях у родителей может не быть ресурсов для получения необходимой информации о воспитании.
  5. Конфликты в семье. Невозможность наладить конструктивный диалог между родителями и детьми может приводить к постоянным конфликтам.

Последствия родительской неграмотности:

  1. Адаптационные проблемы у детей.
  2. Эмоциональные проблемы.
  3. Отсутствие интереса к обучению.
  4. Сложности в будущем.

Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.

Так же есть семьи, которые воспитывают детей с ОВЗ, и это очень не просто подстроиться под «особенного» ребенка. Развитие ребенка с ограниченными возможностями в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом, духовном становлении.

Педагог может сыграть ключевую роль в преодолении родительской неграмотности.

Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.

На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель - ученик - родитель.

Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Для того, нужно действовать в разных направления. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей (Рис. 1).

Для школы, главными формами взаимодействия с семьёй являются:

Традиционные

Нетрадиционные

- Родительские собрания;
- Конференции;
- Индивидуальные консультации;
- Посещение на дому

- Родительские тренинги;
- Дискуссии;
- Круглые столы;
- Практикумы;
- Родительские вечера;
- Родительские патрули;
- Родительские чтения;
- Родительские ринги

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских собраний и других различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в начале учебного года на родительском собрании я знакомлю родителей с примерным тематическим планированием групповой работы с семьёй в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. После собрания я анализирую ответы родителей и на их основании планирую воспитательную работу на новый учебный год.

А теперь я остановлюсь на некоторых формах работы с родителями.

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результат не заставляет себя ждать. Например: упражнение «Портрет моего ребёнка»

Классный руковолитель: Предлагаю вам нарисовать портрет своего ребёнка, поразмышлять и написать в чём ребёнок похож на вас, какие черты характера или особенности поведения он перенял у родителей.

Выводы: Кто может озвучить, то что он написал?

Да, мы видим, что наши дети - это наши маленькие копии. Они копируют и хорошее и к сожалению и не самое лучшее. И помните, дети запоминают все! И даже если сразу не повторят ваши слова или действия, будьте уверены, что в нужный момент, выдадут все! То что нас так раздражает в наших детях, есть в нас самих.

Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирование родительского коллектива родительские ринги. Родительские ринги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Изучая литературу по данной теме, меня заинтересовали те пособия, которые содержат большое количество практических советов и рекомендаций такие как: Урбанская О.Н. «Работа с родителями младших школьников», Рожков М.И., Байбародова Л.В. «Организация воспитательного процесса в школе», Воликова Т.В. «Учитель и семья».

На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены различные проблемные ситуации воспитания, связанные с обучающимися или отношениями, которые складываются в классном коллективе. Анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения.

Такие мероприятия играют огромную роль в просвещении родителей класса, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

План проведения занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Родители делятся на две группы.
  3. Создается экспертная группа (психолог, заместитель директора по УВР).
  4. Объявление темы ринга и его задач.
  5. Предложение ситуаций для обсуждения.
  6. Рубрика «Родителям на заметку».
  7. Подведение итогов ринга.

Вывод: Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Разработанная система мероприятий и практических рекомендаций способствует позитивному изменению характера взаимодействия ребенка и родителей, позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия в семейном коллективе.

Таким образом, влияние педагога на семейное воспитание нельзя недооценивать. Он не только передает знания, но и становится важным помощником и союзником для родителей. Создавая атмосферу открытости и сотрудничества, педагог вносит значительный вклад в успешное развитие ребенка, формируя у него позитивные жизненные установки и навыки, необходимые для будущей жизни.

Использованная литература

  1. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 1999. - 240 с.
  2. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 191 с.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Популярное пособие для родителей и педагогов \ Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
  4. Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей.//Вестник Московского Университета. Психология. - 2002.- №2. - с.48-55.
  5. Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст]: книга для учителя / Т.В. Воликова. - 2-е изд. перераб. - М.: «Просвещение», 1980. -111 с. - 392 000 экз.
  6. Путляева Л. «Кто такой «Просвещенный родитель»?//Дошк. воспитание. - 2004. - № 12. - С. 31-33.
  7. Рожков М.И., Байбародова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000 г.
  8. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., Просвещение, 1986 г.