Особенности внимания у современных младших школьников и его развитие

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


На сегодняшний день проблемы внимания весьма актуальны как среди взрослых, так и среди детей.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на конкретном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. [3]

У человека есть два основных типа внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает независимо от того, есть ли цель действия или нет. Произвольное же внимание всегда связано с наличием конкретной цели и волевых усилий для того, чтобы сосредоточиться на предмете.

Развитие младших школьников в современном мире претерпело кардинальные изменения по сравнению с прошлым веком. Информационная революция, охватившая все сферы жизни, глубоко повлияла на то, как дети воспринимают, обрабатывают и используют информацию. Быстрый доступ к практически безграничному количеству данных через интернет, смартфоны и планшеты сформировал у них особый стиль мышления, отличающийся от стиля детей, выросших в эпоху ограниченного доступа к информации. Современные младшие школьники привыкли к мгновенному удовлетворению информационных потребностей: они легко находят ответы на вопросы в поисковых системах, получают готовые решения сложных задач, используя онлайн-ресурсы. Эта легкодоступность информации, хотя и расширяет их кругозор, одновременно приводит к снижению критического мышления и способности к самостоятельной обработке данных.

Проблема заключается не только в пассивном потреблении готовой информации, но и в сложности самостоятельного синтезирования и структурирования полученных знаний. Младшие школьники часто испытывают трудности при выполнении творческих заданий, требующих обобщения и анализа информации, например, при написании сочинений, подготовке презентаций или решении нестандартных задач. Им сложно придумывать собственные сюжеты, выдвигать гипотезы и доказывать их. Привычка к быстрому получению готовых ответов снижает мотивацию к глубокому изучению материала и развитию критического мышления. Это ведет к тому, что запоминание больших объемов информации и сосредоточение внимания становятся серьезными проблемами.

Влияние гаджетов также играет существенную роль. Постоянное воздействие ярких визуальных и звуковых стимулов приводит к снижению концентрации внимания и увеличению рассеянности. Младшие школьники часто отвлекаются от учебной деятельности на игры, социальные сети и другие онлайн-развлечения, что негативно сказывается на их успеваемости. Современная образовательная система должна учитывать эти изменения и адаптироваться к ним. Необходим переход от пассивного восприятия информации к активному участию в учебном процессе, развитию критического мышления, навыков самостоятельной работы и творческого подхода к решению задач.

Для улучшения ситуации необходимо использовать интерактивные методы обучения, развивающие игры и упражнения, способствующие развитию памяти, внимания и концентрации. Важно также ограничивать время, проводимое детьми за гаджетами, и поощрять чтение книг, занятия творчеством и активный отдых на свежем воздухе. Кроме того, родители и учителя должны создавать поддерживающую атмосферу, стимулирующую учебную мотивацию и поощряющую самостоятельность, и творчество у младших школьников. Важно помнить, что развитие памяти и внимания во младшем школьном возрасте - это основа для успешного обучения и дальнейшего личностного роста, и это требует комплексного подхода, учитывающего особенности современного информационного общества. Особое внимание следует уделять развитию следующих навыков: способности контролировать собственные когнитивные процессы, планировать деятельность и оценивать результаты. Только комплексный подход, сочетающий традиционные методы обучения с современными технологиями, сможет обеспечить гармоничное и эффективное развитие младших школьников в условиях информационного общества.[2]

Анисимова Н.П и Смирнова А.В. упоминают примеры используемых упражнений, которые в соответствии с принятыми программами обучения приведены в Таблице 1.[1]

Таблица 1. Выдержки из рабочих программ с включенными упражнениями по развитию внимания и памяти младших школьников второго года обучения

Тема урока

Содержание и цель упражнений

Содержание УМК

Русский язык

Различаем разделительные
мягкий и твердый знаки.
Отработка правописания слов с Ь и Ъ

Упражнение «Расшифруй слова»
Цель: развитие концентрации внимания
Доран, атябер, акчовед, щиравот, тадлос, цедолом

Упражнение «Письмо по памяти»
Цель: повышение уровня развития вербальной памяти
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег;
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек

Учить различать разделительные мягкий и
твердый знаки на основе определения места орфограммы в слове;
отрабатывать правописание слов с Ь и Ъ

Математика

Умножение числа 6 и деление на 6. Совершенствование навыка решения задач разными способами

Упражнение «Счет с помехой»
Цель: развитие переключения внимания
Ход: Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20,
произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок.

Упражнение «Фигуры»
Цель: повышение уровня развития образной памяти
Ход: В парах с помощью счетных палочек (спичек) один ученик складывает фигуру, в течение 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен
повторить эту фигуру

Отрабатывать понятия:
умножение;
сравнение чисел;
решение задачи.
Составить таблицу деления на 6; совершенствовать навыки решения задач разными способами;
закреплять ранее изученные табличные случаи умножения и деления

Литературное чтение

Разножанровые произведения о животных.
К.Ушинский. «Кот Васька». Произведения фольклора считалка, загадки).
Е.Благинина. «Голоса леса». Дополнительное чтение (по хрестоматии).
М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» (в сокращении). Пересказ
по готовому плану

Упражнение «Стихи»
Цель: повышение уровня развития внимания
Ход: Учитель читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.
1. Мы собираем васильки;
На головах у нас щенки (венки);
На островок налетел ураган;
На пальме остался последний баран (банан);
У вратаря большой улов;
Влетело в сетку пять волов (голов).

Упражнение «Кто автор?»
Цель: повышения уровня развития смысловой памяти
Ход: Из какого произведения слова? Кто автор?
«Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной».
«Замяукали котята: «Надоело нам мяукать…!»
«Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост»

Различать сказки авторские и народные;
пересказывать по готовому плану;
сочинять небольшие сказки с героями
животными;
находить и самостоятельно читать
книги о животных;
разъяснить понятие: жульничество

Окружающий мир

Лес и его обитатели. Знакомство с ярусами леса.
Сравнение «жителей» разных этажей леса

Упражнение «Кто живет в лесу?»
Цель: повышение уровня развития внимания
Ход: Детям предлагают посмотреть внимательно на картинку и найти всех, кто спрятался в лесу, а потом раскрасить их

Дать понятия ярус, хвойные деревья, лиственные
деревья, травы, кустарнички. Сравнение «жителей» разных этажей леса.
Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы.

Список использованной литературы

  1. Ансимова Н.П., Смирнова А.В. Развитие внимания и памяти младших школьников на уроках // Ярославский педагогический вестник. 2020. №6 (117).
  2. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психологические особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №26 (110).
  3. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.