На сегодняшний день проблемы внимания весьма актуальны как среди взрослых, так и среди детей.
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на конкретном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. [3]
У человека есть два основных типа внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает независимо от того, есть ли цель действия или нет. Произвольное же внимание всегда связано с наличием конкретной цели и волевых усилий для того, чтобы сосредоточиться на предмете.
Развитие младших школьников в современном мире претерпело кардинальные изменения по сравнению с прошлым веком. Информационная революция, охватившая все сферы жизни, глубоко повлияла на то, как дети воспринимают, обрабатывают и используют информацию. Быстрый доступ к практически безграничному количеству данных через интернет, смартфоны и планшеты сформировал у них особый стиль мышления, отличающийся от стиля детей, выросших в эпоху ограниченного доступа к информации. Современные младшие школьники привыкли к мгновенному удовлетворению информационных потребностей: они легко находят ответы на вопросы в поисковых системах, получают готовые решения сложных задач, используя онлайн-ресурсы. Эта легкодоступность информации, хотя и расширяет их кругозор, одновременно приводит к снижению критического мышления и способности к самостоятельной обработке данных.
Проблема заключается не только в пассивном потреблении готовой информации, но и в сложности самостоятельного синтезирования и структурирования полученных знаний. Младшие школьники часто испытывают трудности при выполнении творческих заданий, требующих обобщения и анализа информации, например, при написании сочинений, подготовке презентаций или решении нестандартных задач. Им сложно придумывать собственные сюжеты, выдвигать гипотезы и доказывать их. Привычка к быстрому получению готовых ответов снижает мотивацию к глубокому изучению материала и развитию критического мышления. Это ведет к тому, что запоминание больших объемов информации и сосредоточение внимания становятся серьезными проблемами.
Влияние гаджетов также играет существенную роль. Постоянное воздействие ярких визуальных и звуковых стимулов приводит к снижению концентрации внимания и увеличению рассеянности. Младшие школьники часто отвлекаются от учебной деятельности на игры, социальные сети и другие онлайн-развлечения, что негативно сказывается на их успеваемости. Современная образовательная система должна учитывать эти изменения и адаптироваться к ним. Необходим переход от пассивного восприятия информации к активному участию в учебном процессе, развитию критического мышления, навыков самостоятельной работы и творческого подхода к решению задач.
Для улучшения ситуации необходимо использовать интерактивные методы обучения, развивающие игры и упражнения, способствующие развитию памяти, внимания и концентрации. Важно также ограничивать время, проводимое детьми за гаджетами, и поощрять чтение книг, занятия творчеством и активный отдых на свежем воздухе. Кроме того, родители и учителя должны создавать поддерживающую атмосферу, стимулирующую учебную мотивацию и поощряющую самостоятельность, и творчество у младших школьников. Важно помнить, что развитие памяти и внимания во младшем школьном возрасте - это основа для успешного обучения и дальнейшего личностного роста, и это требует комплексного подхода, учитывающего особенности современного информационного общества. Особое внимание следует уделять развитию следующих навыков: способности контролировать собственные когнитивные процессы, планировать деятельность и оценивать результаты. Только комплексный подход, сочетающий традиционные методы обучения с современными технологиями, сможет обеспечить гармоничное и эффективное развитие младших школьников в условиях информационного общества.[2]
Анисимова Н.П и Смирнова А.В. упоминают примеры используемых упражнений, которые в соответствии с принятыми программами обучения приведены в Таблице 1.[1]
Таблица 1. Выдержки из рабочих программ с включенными упражнениями по развитию внимания и памяти младших школьников второго года обучения
Тема урока |
Содержание и цель упражнений |
Содержание УМК |
Русский язык |
||
Различаем разделительные
|
Упражнение «Расшифруй слова»
Упражнение «Письмо по памяти»
|
Учить различать разделительные мягкий и
|
Математика |
||
Умножение числа 6 и деление на 6. Совершенствование навыка решения задач разными способами |
Упражнение «Счет с помехой»
Упражнение «Фигуры»
|
Отрабатывать понятия:
|
Литературное чтение |
||
Разножанровые произведения о животных.
|
Упражнение «Стихи»
Упражнение «Кто автор?»
|
Различать сказки авторские и народные;
|
Окружающий мир |
||
Лес и его обитатели. Знакомство с ярусами леса.
|
Упражнение «Кто живет в лесу?»
|
Дать понятия ярус, хвойные деревья, лиственные
|
Список использованной литературы
- Ансимова Н.П., Смирнова А.В. Развитие внимания и памяти младших школьников на уроках // Ярославский педагогический вестник. 2020. №6 (117).
- Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психологические особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №26 (110).
- Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.