Одной из целей моей работы является обобщение системы организации творческой и проектно-исследовательской деятельности у обучающихся при изучении школьного курса физики.
С точки зрения современной педагогики проектно-исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Проектно-исследовательскую и творческую деятельность учащихся при изучении физики можно организовать как на уроках, так и во внеурочное время.
В своей работе практикую уроки по защите проектов - проблемных лабораторных работах (защите решения экспериментальных задач различной сложности), где создаются условия формирования как исполнительской, так и проблемной компетенций.
Метод проектирования основан на поуровневом обучении и исходит из индивидуальных особенностей школьников. Его целесообразность обусловлена стремлением создать благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов. Учебный материал и задания для учащихся подбираются так, что при единой познавательной цели и общем образовании они отличаются разной степенью трудности, причем к достижению цели учащиеся могут идти различными путями. Этот метод сочетается с частично-поисковым и проблемным методами обучения.
Построение учебного материала на занятиях таким образом позволяет осуществить дифференцируемый подход в обучении.
Наиболее эффективны такие уроки при организации групповой формы работы на уроках.
На уроках проблемных лабораторных работах обучающиеся работают в группах, сформированных по их учебным возможностям. Каждая группа учеников получает экспериментальное задание, выполняя которое она должна не только составить мини-проект (постановка, выполнение, обработка результатов эксперимента), но и представить свою экспериментальную задачу перед учащимися класса, то есть защитить свой проект.
Иногда обучающиеся получают одно экспериментальное задание, но способы его выполнения могут быть по степени сложности различными.
При этом задания для I и II группы - традиционные, они формируют исполнительскую компетенцию, алгоритмическое мышление у учащихся.
Выполнение заданий остальных групп требуют от учащихся умений создать и решить проблемную задачу, в ходе которой наиболее подготовленные ученики (V и VI группа) самостоятельно получают новое знание (выводят формулу давления жидкости и объясняют, от чего оно зависит). В процессе выполнения заданий такого типа формируется проблемная компетенция обучающихся.
Результативность
1. Повышение интереса к предмету, что подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно,
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята: «пригодятся в жизни»)
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
2. Повышается активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
Каждый ученик чувствует себя в роли ученого, который выдвигает гипотезу, проверяет ее на опыте и доказывает всем свой результат. Учащийся сам выбирает путь, по которому он придет к изучению и усвоению материала.
Слабым ученикам предлагается решить несложные задачи, требующие мнемического воспроизведения данных и простых мыслительных операций с данными.