Цель: просвещение родителей, оценка адаптационного периода пятиклассников.
Задачи:
- познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста и адаптационного периода;
- познакомить и проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников;
- практические советы по адаптации ребенка к школе.
Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Главной задачей является необходимость разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую помощь можно оказать ребятам.
Возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V-IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости.
В этот период наступает интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 -13 лет, у мальчиков - в 13-15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
У взрослых часто возникают трудности при взаимодействии с подростком. Подросток находится в положении между взрослым и ребенком - с одной стороны, он зависим от родителей, а с другой - стремится быть независимым. У него появляется чувство взрослости, он пытается избавиться от опеки родителей. Во взаимоотношениях с взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает иметь серьезные обязанности и поручения.
Подросток - это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Главным в личности подростка является чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей.
«Чувство взрослости» - это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая «взрослость». И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: «Мал еще, чтобы указывать». Такое отношение часто приводит к конфликтам между родителями и подростками. Большую значимость в подростковом возрасте приобретают отношения со сверстниками. Нормы и ценности сверстников, становятся более значимыми, чем нормы и ценности взрослых, если подросток что-либо делает, для него важно одобрение сверстников, а не взрослых. Особенностью детей 11-12 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курить (в том числе наркотики), ненормативная лексика, у них появляются сомнительные знакомства. Поэтому именно в этот период хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь вместе подумать, какие кружки, студии, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.
Возрастает нагрузка на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней школе - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В этот период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?
Разные требования педагогов предметников.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Поэтому задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые работают в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий.
С особенностями адаптационного периода связано и ухудшение успеваемости. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Это мнение ошибочно. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане. А потому задача родителей - больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. Узнайте, к какой из них тянется ваш ребенок.
Ни в коем случае не смешивайте понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивайте личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Сильная зацикленность на учебных проблемах, связанных с "двойками" в большинстве случаев приводит к ухудшению ваших взаимоотношений.