Элективный курс «Судоустройство в Российской Федерации»

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Судоустройство в Российской Федерации» разработана с учётом индивидуальных потребностей обучающихся на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2022 г.).

В программу элективного курса «Судоустройство в Российской Федерации» интегрирована воспитательная составляющая, которая логично встроена в темы элективного курса с учётом его специфики.

Целями реализации программы элективного курса «Судоустройство в Российской Федерации» являются:

  • формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания;
  • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
  • воспитание дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • развитие потребности в получении знаний; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • содействие развитию личности обучающихся; развитие правосознания обучающихся; формирование правовой культуры и активной гражданской позиции обучающихся;
  • расширение и обогащение уже имеющихся у обучающихся знаний о роли судебных органов в правовом государстве; основным задачам деятельности судебных органов в Российской Федерации; ознакомление с правовым статусом, которым наделены сотрудники судебных органов в Российской Федерации;
  • выработка у обучающихся умений самостоятельного получать правовую информацию; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач.

Общая характеристика учебного (элективного) курса

Данная рабочая программа разработана на основе программы учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 классов И.Л.Каменчук, С.А.Геращенко, М.В.Сергеева (Каменчук И.Л. Программа учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования: 10–11 классы / И.Л.Каменчук, С.А.Геращенко, М.В.Сергеева. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018) с учётом уровня подготовки обучающихся и профильности обучения.

Для реализации данной программы используется УМК:

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2024;
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф. Право. Учебник: базовый и углублённый уровни. 10-11 классы. М., 2021.

При организации образовательного процесса в рамках элективного курса предполагается использование различных форм проведения уроков и применение таких технологий как: информационно-коммуникационная, интегрированного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, личностно-ориентированного обучения, проектного обучения, проблемного обучения, дистанционные технологии обучения.

Место элективного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 16 часов изучения в 11 классе из расчёта 1 учебный час в неделю.

Материал элективного курса разделён на отдельные темы. При организации образовательного процесса в рамках данного курса предполагается использование различных форм проведения уроков: лекции, семинары, практические занятия.

Рабочая программа элективного курса предусматривает проведение регулярных мероприятий по контролю планируемых результатов освоения учебного (элективного) курса, состоящих из входного, текущего, тематического контроля.

Содержание учебного (элективного) курса

Тематическое планирование учебного (элективного) курса

11 класс (1 час в неделю)

Тема

Количество часов

В том числе практических работ

1

Введение

1

 

2

Понятие и признаки судебной власти в Российской Федерации

2

1

3

Понятие, свойства и принципы правосудия в Российской Федерации

2

1

4

Понятие и характеристика судебной системы в Российской Федерации

2

1

5

Конституционный Суд Российской Федерации

2

1

6

Верховный Суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции

2

1

7

Арбитражные суды в Российской Федерации

2

1

8

Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации

2

1

9

Итоговое повторение

1

 

Итого

16

7

Введение (1 ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Выбор темы и цели проекта.

Тема 1. Понятие и признаки судебной власти в Российской Федерации (2ч).

Судебная власть как ветвь государственной власти в Российской Федерации. Взаимодействие судебной власти с Президентом Российской Федерации, с органами законодательной и исполнительной власти. Понятие и признаки судебной власти. Функции судебной власти. Суд как орган судебной власти. Подзаконность и процессуальный порядок судебной деятельности.

Тема 2. Понятие, свойства и принципы правосудия в Российской Федерации (2ч).

Понятие и признаки правосудия. Формы и способы осуществления правосудия. Применение судом мер государственного принуждения. Понятие и значение принципов правосудия. Гарантии соблюдения принципов правосудия. Демократические принципы правосудия в Российской Федерации. Принцип законности. Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов. Состязательность и равноправие сторон в судебном разбирательстве. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Принцип презумпции невиновности. Принцип гласности судебного разбирательства: содержание принципа и исключения из него. Принцип языка судопроизводства и делопроизводства в судах Российской Федерации. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Принцип уважения чести и достоинства личности. Непосредственность и устность судебного разбирательства.

Тема 3. Понятие и характеристика судебной системы в Российской Федерации (2ч).

Понятие судебной системы. Структура судебной системы в Российской Федерации: федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Принципы построения судебной системы Российской Федерации. Понятие звена судебной системы. Суды основного звена, суды среднего звена и суды высшего звена. Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды апелляционной инстанции. Суды кассационной инстанции. Суды надзорной инстанции. Звено судебной системы и судебная инстанция: отличия и взаимосвязь.

Тема 4. Конституционный Суд Российской Федерации (2ч).

Конституционный Суд Российской Федерации: место в системе судов. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Организационные формы конституционного судопроизводства. Структура Конституционного Суда Российской Федерации. Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации. Принципы конституционного судопроизводства. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, содержание и порядок принятия.

Тема 5. Верховный Суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции (2ч).

Верховный Суд Российской Федерации: место в системе судов. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации. Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации. Структурные подразделения Верховного Суда Российской Федерации: предназначение и основные направления деятельности. Порядок образования, состав и компетенция верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов. Систематизация законодательства в судах общей юрисдикции. Место мировых судей в системе судов общей юрисдикции. Порядок образования участков мировых судей. Полномочия мировых судей. Районные суды, областные и соответствующие суды, апелляционные суды общей юрисдикции, кассационные суды общей юрисдикции: создание, состав и компетенция. Военные суды, их место в системе судов общей юрисдикции. Задачи, порядок формирования, система и структура военных судов. Полномочия военных судов.

Тема 6. Арбитражные суды в Российской Федерации (2ч).

Арбитражные суды в Российской Федерации: место в системе судов, задачи и принципы деятельности. Система арбитражных судов в Российской Федерации. Судьи арбитражных судов Российской Федерации. Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, суд по интеллектуальным правам: порядок формирования, состав, полномочия.

Тема 7. Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации (2ч).

Правовой статус судьи: понятие. Единство статуса судей. Требования, предъявляемые к судье. Порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями. Независимость судей. Несменяемость судей и срок их полномочий. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей. Отставка судей. Неприкосновенность судей. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы судейского сообщества: порядок их формирования, задачи, виды, принципы организации и деятельности. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные и арбитражные заседатели. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности присяжных и арбитражных заседателей.

Итоговое занятие (1ч).

  1. Подведение итогов курса.
  2. Представление результатов проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного (элективного) курса

Личностные результаты:

  • сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, правовую культуру;
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
  • развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
  • осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
  • владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
  • владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
  • развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств:
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность;
  • делать осознанный выбор стратегий поведения, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
  • оценивать приобретённый опыт;
  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • владеть навыками познавательной рефлексии.

Предметные результаты:

  • владеть знаниями основ правоведения; объяснять взаимосвязь права и государства, отрасли права и их институты, основы конституционного строя Российской Федерации, конституционно­правовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности судебных органов, пути преодоления правового нигилизма;
  • владеть знаниями о базовых политических институтах, включая государство и институты государственной власти: институт судопроизводства и охраны правопорядка; институт представительства социальных интересов, в том числе институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • владеть знаниями об институтах права, включая непосредственно право как социальный институт;
  • владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы правоведения, такие как формально­юридический, сравнительно­правовой, для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и практических целей, в том числе в будущем при осуществлении профессионального выбора;
  • уметь классифицировать и типологизировать: виды правовых норм, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической ответственности;
  • уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию в том числе при рассмотрении деятельности правовых институтов;
  • уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно­публицистического характера, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебно­исследовательскую, проектно­исследовательскую работу по правовой проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебно­исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
  • анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия; использовать его при решении познавательных задач, в том числе связанных с деятельностью участников правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;
  • конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности теоретические положения тем элективного курса «Судоустройство в Российской Федерации», включая положения о защите прав человека, развитии правовой культуры;
  • проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил;
  • проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по направлениям социально­гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессионального образования, связанных с социально­гуманитарной подготовкой и особенностями профессиональной деятельности юриста.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2024.
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2024.
  3. Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф. Право. Учебник: базовый и углублённый уровни. 10-11 классы. М., 2021.