Смысложизненные ориентации подростков

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: подростки


Современный мир отличается высокой динамикой и нестабильностью, что создает неопределенность и сложности для подростков в поиске смысла жизни [6]. Воздействие социальных сетей, потребление контента, давление со стороны сверстников и семьи - всё это влияет на формирование ценностей и целей у подростков [7].

Подростковый период - это время интенсивного физического, психического и социального развития, сопровождающееся формированием личности, ценностных ориентаций и поиска смысла жизни [9]. В это время подростки сталкиваются с новыми вызовами, которые требуют от них осмысления своего места в мире и построения жизненных планов. Неопределенность и трудности с поиском смысла жизни могут привести к психологическим проблемам у подростков, таким как депрессия, тревога, суицидальные мысли [6].

Исследование и понимание смысложизненных ориентаций подростков помогают в профилактике психологических проблем, помогает улучшить образовательные и воспитательные процессы, направленные на формирование у подростков позитивных ценностей и смысла жизни [7, 8].

Проблемой смысложизненых ориентаций подростков занимались такие учёные как Виктор Франкл, который уделял большое внимание поиску смысла жизни и его роли в преодолении жизненных трудностей [7, 8].

Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, в которой самая высокая ступень - потребность в самоактуализации, связана с поиском смысла жизни. [5]

Эрик Эриксон изучал психосоциальное развитие личности в течение жизненного цикла, включая поиск идентичности в подростковом возрасте, который связан с формированием смысложизненных ориентаций. [9]

Алексей Леонтьев в своих работах рассматривает смысловую сторону психического развития и его роль в формировании личности. [1,2]

Дмитрий Леонтьев: исследует психологию смысла жизни в контексте культуры и истории. [3]

Цель: изучение ценностных особенностей мальчиков и девочек подросткового возраста.

Мы предположили, что ценностные ориентации мальчиков и девочек будут различаться.

Для изучения смысложизненных ориентаций использовалась методика «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев) [4]

В исследовании приняли участие 101 подросток, обучающихся в школах города Барнаула. Среди подростков количество мальчиков 43, девочек - 58 в возрасте 14-15 лет, результаты исследований, представлены в таблице 1.

Таблица № 1. Средние показатели интегральных показателей теста Леонтьева Д.А. на группе из 101 ребенка (Р≤0,01 по таблицам Стьюдента)

Шкалы

Общее
M±m

Девушки
M±m

Юноши
M±m

1.Цели в жизни

28,5545±8,4658

28,8103±9,3442

28,2093±7,2063

2.Эмоциональная насыщенность

28,3267±7,9676

28,3276±8,4509

28,3256±7,3637

3.Удовлетворенность самореализацией

24,6436±6,5476

24,3966±7,1866

24,9767±5,6378

4.Локус контроля Я

19,5050±4,9226

19,8103±5,1825

19,0930±4,5764

5.Управляемость жизни

28,7921±7,0361

29,3621±6,8408

28,0233±7,3013

6.Общий показатель осмысленности жизни

95,3069±20,2630

96,0000±22,726

94,3721±16,5875

Подшкала «Цели в жизни» была исследована у школьников обоих полов, показатели просчитаны в коллективе, где было 58 девушек и 43 юноши. Среднее значение (M±m) при n=101 составило 28,5545±8,4658 (Таблица 1). У девушек среднее значение получено 28,8103±9,3442, а юноши имели средний уровень показателя 28,2093±7,2063. Это говорит о том, что молодые люди в относительных показателях на 2% ниже по исследуемой шкале и с уверенностью можно говорить о менее осмысленном будущем нежели у девушек исследуемой группы. Рассматривая показатели отдельно для каждого пола мы выяснили, что для девушек разделение на ниже и выше средних показателей составило 25 (43%) и 33 (57%) ребенка, что говорит о внутригрупповом разделении, где большая половина девушек придает жизни осмысленность и временную перспективу. Для юношей соответственно 19 (44%) и 24 (56%), и разделение не такое явное, но имеет место, с той же тенденцией (Рисунок 1).

Рисунок 1

Подшкала «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» проявила себя в том же коллективе следующими средними показателями. Общая картина 28,3267±7,9676, девушки 28,3276±8,4509, парни 28,3256±7,3637 в целом(Таблица 1), это говорит о том, что респонденты одинаково довольны своей эмоционально наполненной и насыщенной смыслом жизнью. Но незначительно у школьниц референтные пределы шире, чем у мальчиков - ниже среднего 27 (46,6%), выше среднего 31 (53,4%). Показатели парней выше среднего значения по группе в подшкале у 21 школьника (48%), и ниже среднего у 22 (52%). В целом, полученные данные говорят о приоритетах сиюминутных желаний сегодняшнего дня у обоих полов, и у девушек диапазон потребностей несколько шире, а парни больше недовольны процессом достижения поставленных целей (Рисунок 2).

Рисунок 2

В подшкале «Результативность жизни» мы определили в целом по коллективу среднее значение 24,6436±6,5476, у школьниц 24,3966±7,1866 и школьников 24,9767±5,6378 (Таблица 1). Общая тенденция незначительного приоритета в показателях у девочек сохранился и в данном опросе. Но диапазон относительной разности в показателях у мальчишек оказался больше - результаты по «Результативности» ниже среднего 19 (44,1%), выше среднего 24 (55,1%) респондентов. У девочек соответственно 26(44,8%) и 32 (55,2%) (Рисунок 3).

Рисунок 3

Исследования по «Локус контроля - Я» показали среднее значение показателей опроса в общей группе 19,5050±4,9226, у девушек 19,8103±5,1825 и у юношей 19,0930±4,5764. (Таблица 1) Полученные результаты не отражают достаточную свободу выбора и относительное неверие опрашиваемых в свои силы не дает возможности контролировать события собственной жизни. Отдельно у девочек число исследуемых разделилось поровну по 29 человек выше и ниже среднего показателя ЛК - Я, у парней 19 (44,1%) и 24 (55,9%) человека с показателями ниже и выше среднего по группе говорят о гарантированном понимании мужской половины, что они есть хозяева жизни (Рисунок 4).

Рисунок 4

Определение показателей подшкалы «Управляемость жизни» дало средние показатели у всех испытуемых 28,7921±7,0361, у девушек 29,3621±6,8408 и у юношей 28,0233±7,3013. (Таблица 1) Незначительная, но достаточно достоверная единица приоритета в показателях говорит о том, что девушкам контролировать свою жизнь и свободно принимать решения, и воплощать их в жизнь легче, чем парням. Всего парней с показателями ниже среднего оказалось 20 (46,5), а выше 23 (53,5%). И девушек в соответствующих параметрах насчитали 27 (46,6%) и 31 (53,4%) респондент соответственно (Рисунок 5).

Рисунок 5

Расчёт показателей «Осмысленности жизни» показал общее среднее значение 95,3069±20,2630, у школьниц 90±22,726 у мальчиков 94,3721±16,5875 (Таблица 1). Число девушек с высоким уровнем осмысленности жизни на 1,5 % больше, чем парней. Исходя из того, что выше среднего показателя ОЖ было 31 (53,45%), ниже среднего 27 (46,55%) У юношей соответственно 21 (48%) и 22 (52%). Это соотношение явно отражает внутригрупповую юношескую осмысленность жизни как достоверно низкую. (Рисунок 6.)

Рисунок 6

Выводы. Таким образом, средние значения показателей теста общие для обоих полов по отдельным показателям составили: цели в жизни 28,55±8,47, что ниже средне статистических на 1 и 3 единицы сырого балла у девочек и мальчиков соответственно [4]; эмоциональная насыщенность 28,33±7,97 также ниже средних показателей на 1 и 2 [4]; удовлетворенность самореализацией 24,64±6,55 данный показатель оказался выше среднего на 1 балл у девушек и ниже среднего на 1 балл у молодых людей [4]; локус контроля Я 19,51±4,92 выше среднего на 1 балл у девушек и ниже среднего на 2 балла у молодых людей [4]; управляемость жизни 28,79±7,04 результат для школьниц сопоставим со средним, для школьников мужского пола ниже на 2 балла [4]; общий показатель осмысленности жизни 95,31±20,26 у девочек сопоставим со средним показателем, для молодых людей средний показатель оказался выше на 8 единиц [4].

Наши предположения о различиях в показателях смысложизненных ориентациях подтвердились.

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. - Деятельность, сознание, личность// Москва: Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с.
  2. Леонтьев А. Н.- Проблемы развития психики - Москва: Смысл, 2020. - 526 с.
  3. Леонтьев Д.А. - Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии - Москва: Смысл, 2003 (ППП Тип. Наука). - 486 с.
  4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2019 - 400 с. Маслоу, Абрахам Гарольд. - Мотивация и личность - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2013. - 351 с.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева; вст. ст. Д.А.Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990 - 368 с: ил.
  7. Франкл, В. - Человек в поисках смысла - Москва, Прогресс, 1990 г. с.178
  8. Франкл, В. - Сказать жизни "да": психолог в концлагере Москва: Смысл, 2004 (ППП Тип. Наука). С. 173
  9. Эрикон. Э.- Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие: пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В.Толстых. - 2-е изд. - Москва: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 342 с.