Введение
Владение другим языком для людей с ограничениями слуха является необходимым условием дальнейшей социализации в обществе. Нарушение слуха - это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Нарушение слуха приводит к недоразвитию речи и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом. Лица с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь; у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка, развития языковых обобщений. Эти факторы определяют своеобразие усвоения ими языка и, как следствие, создают необходимость разработки специальных методов обучения таких лиц иностранному языку.
Характеристика и психофизические особенности
Слабослышащие дети - дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
- несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
- преобладание письменной речи над устной;
- недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
- изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.
Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной сферы.
Особенности познавательной сферы
Особенности внимания
- сниженный объем внимания - дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;
- меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов - при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала - слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет - постоянно задействованы оба анализатора;
- низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;
- трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.
Особенности памяти
- образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);
- уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.
Особенности мышления
- у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;
- уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.
Особенности коммуникации с окружающими людьми
- плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
- нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
- при ответе на вопрос: "Все ли понятно?" ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
- ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
- испытывает значительные трудности в ситуации диалога;
- у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.
К особенностям обучения детей с нарушениями слуха также необходимо отнести неспособность к определенным видам операций: синтез, сравнение, анализ, абстракция и обобщение. Таким образом, обучение необходимо проводить систематически, целенаправленно с использованием наглядностей на специально подобранных упражнениях в строго логической последовательности.
Методы и методики работы с детьми с нарушением слуха
В 1950 году Петер Губерина, лингвист, занимавшийся проблемой восприятия речи, разработал и развил верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, в котором используются ресурсы тела. Большое место в нём уделяется игре для представления самых серьезных вещей, в том числе для конструирования личности ребенка и развития речи. Особенностью верботонального метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь - общественное явление. Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий: реакция на звук, игра голосом, гуление, лепет, первые слова, фразы.
Значение речи передается лингвистическими элементами, слуховыми и визуальными информациями, которые присутствуют в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Говорящий воспроизводит и воспринимает речь. С изменением восприятия меняется и речь. Когда мы исправляем речь, мы исправляем и восприятие. Основными механизмами восприятия являются механизмы слуховой памяти, внутреннего проговаривания, оперативной и долговременной памяти, индифференциация понятий, вероятностное прогнозирование.
Во время работы детям даются различные речевые стимуляции, с помощью игр по ситуации дети усваивают коммуникативный аспект речи. При работе обращается большое внимание на состояние вестибулярного аппарата и его терапию. «Исследования показали тесную связь между вестибулярной функцией, детской моторикой и речевыми способностями.» (Губерина П., Пансини М. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации. 1981, с. 2)
Для реализации цели верботонального метода необходимо:
- Вырабатывать у ребенка желание слушать и говорить;
- Установить связь между слушанием и фонацией;
- Развивать предречевую фазу: дыхание, вокализацию, игровые артикуляционные упражнения и пение;
- Имитировать разные ритмы, интонацию, интензитетные вариации (усиление, снятие громкости), развивать эффективность выражений;
- Побуждать ребенка произносить различные звуки при различных игровых ситуациях;
- Добиваться новых звуков, соединять звуки в слоги, а затем в слова и фразы;
- Воспитывать у детей понимание речи. Слово имеет для ребенка определенное значение;
- Развивать активное слушание на имеющихся слуховых остатках. Ребенок смотрит, запоминает и имитирует услышанное.
Развитию речи способствуют фронтальные занятия по фонетической ритмике, речевой режим на занятиях и вне занятий, физическое и нравственное развитие. Только комплексное воздействие дает положительный результат в продвижении слабослышащих детей в развитии речи. Во время фонетических занятий отрабатываются основные движения, способствующие качеству произношения, стимулирующие произношение, формирующие произношение. Движения предварительно не заучиваются, повторяются синхронно с педагогом несколько раз. Движение убирается только тогда, когда слово, логотом (слог), звук правильно произносится в речи. Можно сказать, что движение - средство для достижения цели: формирование речи, ее коррекция. Итог каждого занятия - фонетически правильно оформленная речь без движений. Инструкции, речевой материал предъявляются детям слухозрительно и на слух. Все движения на фонетическом занятии характеризуются напряженностью, интенсивностью и временем. При произнесении разных звуков группы мышц то напрягаются, то расслабляются, происходит усилие в артикуляционном аппарате.
Время определяет скорость того или иного движения, произнесения логотома (слога), слова, фразы. Ритм и интонация - основа звукопроизношения. В образовании ритма, его развитии участвует все тело, ритм регулирует не только движение, слово, темп, а также играет важную роль в формировании и коррекции произношения. Воспроизведение ритма в движении и проговаривании будет правильным, если ритм, передаваемый движением, соответствует ритмическому рисунку слова или фразы. Со слабослышащими детьми начальных классов работу над ритмом можно начинать на игрушках. Через ритм отрабатывается каждое слово, предложение (отрабатывается вначале каждая часть фразы в отдельности, затем все соединяется в единое). На данном этапе может быть замена звуков - на это внимание не обращается. Важным считается, чтобы ребенок усвоил рисунок слова.
Важным аспектом является коррекция произношения. По ходу занятия необходимо давать детям на слух правильную модель речи. Дети слушают, затем повторяют услышанное (правильную модель). При этом необходимы частые повторы речевых единиц для закрепления с помощью слуха. Речь и слух активизируются при общении, соответственно необходимо:
- Воспитывать у детей самоконтроль своей речи: сказал - услышал - исправил (если есть ошибка). Выпадает звук в слове - должен повторить правильный образец: ребенок повторяет то что услышал. С целью ориентирования ребенка на самостоятельное воспроизведение речи проверяем правильное произношение - воспитываем самоконтроль, устанавливаем связь логотомов (слогов) и речи.
- Стремиться к тому, чтобы услышанное ребенок воспроизводил в речи: быстро - медленно, низко - высоко, тихо - громко; повторял различные интонации, использовал различные формы выражения речи: весело, грустно, приятно - неприятно.
Слабослышащие дети могут воспринимать и подражать речи педагога. На занятиях уделяется внимание формированию повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациям. На занятиях формируется эмоциональные различные состояния: радость, удивление, испуг и др. Проговаривание слов, предложений, текстов сопровождается определенными выразительными движениями. Затем особенности интонации контролируются только слухом.
Большую роль играют занятия по фонетической реабилитации и при формировании темпа устной речи. Для разговорной речи характерно произношение пяти-шести слов в секунду. Отклонения от нормального темпа снижают внятность речи ребенка. Различают замедленный, средний и быстрый темпы. У детей с нарушением слуха - замедленный темп устной речи. На занятиях по фонетической ритмике формируются умения:
- двигаться в заданном темпе;
- чередовать движение в различном темпе;
- сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
- проговаривать речевой материал без движения в заданном темпе.
Движения, направленные на формирование темпа речи, разнообразны. Они связанны с речевым материалом (слоги, слогосочетания, слова, считалки). Например, проговаривание стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притопыванием, бегом в различном темпе - от медленного к быстрому и наоборот. В результате, дети, страдающие снижением слуха, могут развивить речь хорошего качества: хороший ритм и интонацию.
Дети учатся читать и писать в последней фазе, а знакомство с грамматическим строем языка происходит через введение различных форм: диалог, описание, рассказ, самостоятельный пересказ и повторение сказанного. Методика цветочтения, автором которой является В. Н. Мещерякова, может помочь на данном этапе слабослышащих детям читать и сразу понимать то, что они будут уже хорошо знать на слух и активно использовать в речи. Методика основывается на том, что 26 английских букв, каждая из которых имеет до 12 вариантов прочтения, преобразованы в цветобуквы, каждая из которых имеет только 1 вариант прочтения. Все буквы читаются по-разному в зависимости от их цвета и толщины. Например, все желтые буквы читаются как нейтральный звук, все не закрашенные буквы не читаются вовсе. Чем шире буква - тем дольше звук, чем тоньше буква - тем короче звук. Далее из этих цветобукв складываются слова и тексты, которые дети читают сразу без ошибок, так как по-другому их прочитать просто невозможно - каждая цветная буква имеет один-единственный вариант прочтения.
Методические принципы цветочтения:
1. Принцип комфортности.
2. Принцип погружения в языковую среду.
3. Принцип развития креативных способностей.
4. Принцип естественного обучения.
5. Принцип активизации основных каналов восприятия.
Весь речевой материал на уроках английского языка целесообразно подавать согласно методике цветочтения. Сначала дети слушают материал, при этом все действия и незнакомые слова сопровождаются жестами и картинками. Затем, дети повторяют движения за педагогом и повторяют по одной строчке. После того как они услышали и повторили, ученики получают свой раздаточный материал. И согласно инструкции начинают раскрашивать буквы (слова) вместе с учителем. Все команды выполняются постепенно, каждая строчка озвучивается педагогом, а затем следом уже сами дети проговаривают и следят. Обязательно нужно отслеживать тот факт, что дети водят пальчиком или ручкой, когда проговаривают строчку за учителем. Когда все слоги, буквы или слова готовы, отчитываем хором. На следующий урок берем тоже самое, начинает педагог, затем все вместе, потом пробуем в группах или парах. Обязательно сопровождаем все озвученное жестами, картинками, чтобы дети лучше запоминали. Через урок уже можно отчитывать индивидуально или в парах, но педагог при этом всегда следит и помогает.
Вывод
Подводя итог всему вышеизложенному, обучение иностранному языку для обучающихся с нарушениями слуха не может вестись на основе существующих методик обучения, применяемых при обучении лиц, обладающих нормальным слухом. Верботональный метод - это природный метод развития устной речи, где за основу реабилитации берется слуховой и зрительный анализатор. Благодаря верботональному методу слабослышащие дети смогут усвоить коммуникативный аспект речи, а методика цветочтения может помочь освоить чтение быстро и без ошибок. В этом плане эффективным для развития устной речи будет является разработка аудиовизуального курса, направленного на формирование диалогической формы речи. Диалог, как ежедневная форма коммуникации, в развитии устной речи детей с нарушением слуха имеет первостепенное значение. Курс должен включать в себя короткие диалоги, адаптированные согласно методике цветочтения. Успех в работе, безусловно, зависит от индивидуальной программы, от интенсивности работы, совместно групповой и индивидуальной, от правильно организованной работы родителей с детьми, от физических и умственных способностей ребенка.
Список литературы
- Магистерская диссертация «Особенности обучения иностранному языку слабослышащих и позднооглохших детей.» Разецкая. Г. Н., 2017г., Тюменский ГУ https://library.utmn.ru/dl/VKR_Tobolsk/VKR_2017/GF/Razechkaay%20E.N..pdf
- Губерина П., Пансини М. «Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации.» 1981, с. 2.
- Иванова Е.А., Самсонова Е.Г., Леонгард Э.И. «Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард», Теревинф; Москва; 2008 г.
- Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов. М., «Просвещение», 1977. - 200 с.
- Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит?» О.Е.Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 48 с.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. - 232 с.