Тема применения игр на уроках является актуальной в современной педагогической действительности, так как игра - одно из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания ребенка. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка, а на уроках английского языка - расширяет их словарный запас, прививает интерес к английскому языку и культуре англоязычных стран.
Игры - это активный способ достичь многих образовательных целей, например:
- закрепить только что пройденный материал;
- повторить пройденное;
- «подстегнуть» учеников, заставить их активно работать на уроке;
- сменить вид деятельности после трудного упражнения;
- расслабиться, снять напряжение, скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры - просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;
- повысить внимание, оживить, улучшить восприятие;
Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти, кроме того, игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.
В настоящее время существует множество видов игр, но среди них можно выделить следующие группы:
- фонетические;
- лексические;
- игры с фразами;
- грамматические игры;
- игры для обучения чтению;
- игры для обучения аудированию;
- игры для обучения говорению;
- смешанные игры;
- коммуникативные игры.
Основная цель игровых упражнений - повысить эффективность урока. Но хочу подчеркнуть, что игру нужно рассматривать как одно из упражнений, а не как развлечение и разумно сочетать её с другими заданиями.
Особое внимание на своих уроках я уделяю именно смешанным и коммуникативным играм. Дети в начальной школе с большим удовольствием откликаются на предложение учителя: «And now let's play»!
В 1 и 2 классах любимой остается игра с карточками «Угадай предмет»: ученик выходит к доске, загадывает, не называя вслух, одно слово из нескольких предложенных на определенную лексическую тему, а класс пытается отгадать слово, задавая вопрос: Is it a …? Следующим выходит к доске тот, кто угадал слово.
Одна из самых популярных игр для младших школьников - «Снежный ком», когда учитель задает тему, например, животные Африки, первый игрок называет животное, а каждый следующий ученик повторяет в определенном порядке названных животных и добавляет свое слово.
В 3 и 4 классе у гимназистов уже есть достаточный словарный запас для того, чтобы играть в более сложные игры, например, «Интервью», цель которой получить у одноклассников и обобщить информацию. Так, ученики 3 класса составляли меню для праздника: для этого они узнавали, какие блюда и напитки любят их друзья.
Ученики 4 класса «встречали» в аэропорту друга по переписке: каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы и соотнося их ответы с фактами письма. Веселая игра называется «Meet your pen friend».
Еще одна интересная игра для учеников 3 и 4 классов: «Let's go to…», где нужно договориться о месте проведения досуга. Учащимся выдаются карточки, в которых указано их свободное время, интересы, планы на ближайшее будущее. Задача - прийти к согласию по определенному вопросу, аргументируя свои доводы.