За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения, которые также коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей несколько искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежительное отношение к Родине.
Считаю необходимым использовать дидактические и народные игры, т.к. через игру прививается уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Целью моей работы является: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через использование дидактических и народных игр.
Именно оно является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства.
Процесс нравственно-патриотического воспитания у детей включает следующие задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- Формирование интереса детей к разным видам игр и умение в них играть;
- Развитие интереса к народным традициям и промыслам.
4 слайд
Изучив методическую литературу, познакомившись с опытом других педагогов в периодической печати, сети Интернет, пришла к выводу, что эффективным средством формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста являются дидактические и народные игры.
Развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ организовала с учетом ФОП таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и пополняется.
Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического центра в группе. В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности детей, национально-культурные ценности.
В центр изготовила летбук «Моя Родина - Россия», с помощью пособия мы с детьми изучаем карту России, национальные праздники, народы и символы России, природные богатства, историю герба, учим стихи про Россию.
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического центра, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в центре изобразительной деятельности представлены образцы декоративно-прикладного творчества;
- в центре игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях;
- в центре театра дети знакомятся с героями русских народных сказок.
В центр книги подобрала интересную информацию на многообразные темы: о животных, природе, людях, растениях, взаимоотношениях, поведении и т.д., Так же в свободном доступе у нас находятся книги «Чудесный короб» (это сборник фольклора - русских народных сказок, песен, игр, загадок), «Дымковская игрушка»(история создания дымковской игрушки, с интересными фотографиями), «Семь холмов над Вяткой» (фотоповесть о городе Кирове). Эти книги дети с удовольствием рассматривают в свободной деятельности.
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Так же для своей работы подготовила Картотеку подвижных игр «Играем на Вятке», «Народные игры», «Дидактические игры по нравственному воспитанию», «Игры по нравственному воспитанию», картотеку бесед «Я люблю Россию». Активно использую эти картотеки для индивидуальной и групповой работы, на занятиях и в свободной деятельности.
Картотеку подвижных игр «Играем на Вятке» скачала на сайте МКОУ ДПО ИМЦ города Кирова, по вкладке Методические материалы ИМЦ - Уровень дошкольного образования - Картотека подвижных игр «Играем на Вятке». Спасибо вашему сайту за подготовленную информацию.
Значение дидактических игр особо актуально в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия других участников игры.
В нашем центре дидактических игр появились интересные и увлекательные пособия, такие как; «Символы Вятского края »
С помощью этой игры познакомила детей с историческими символами Вятского края, с известными людьми и памятниками культуры Вятки, с гербом и флагом Кировской области, символическое значение изображений герба и флага Кировской области, показала расположение областного города на территории России.
Игра «Путешествие по Вятской губернии» познакомит детей с историей края, географической картой старой Вятки. Игра воспитывает у детей любовь к малой Родине, уважение к истории Отечества.
Целью этих игр является воспитание патриотических чувств к своей Малой Родине (г.Киров).
Дидактическая игра «Моя Семья» - развивающая игра, которая поможет сформировать у детей представления о себе, своей семье и её членах. Дети узнали о родственных отношениях (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, тётя, дядя), научились рассказывать о себе и своих близких. Вместе с детьми мы научились составлять генеалогическое древо семьи. Игру можно использовать как демонстрационный и раздаточный материал на занятиях.
С помощью игры из серии «Родничок», набор развивающих игр мы знакомимся с предметами народного быта, ремесла на Руси, национальные костюмы, наряжаем и собираем матрешку, собираем старинную посуду. Цикл этих игр помогает формировать чувство любви к Родине, к родной земле, гордости принадлежностью к народу.
Игра-лото «Дымка» и «Гжель» познакомить детей с народными промыслами - «Дымковской игрушкой» (старинным народным вятским промыслом) и гжельской керамикой - старинным народным промыслом.
Детям предлагается несколько вариантов игры: развивающая игра - лото, мозаика, раскраска элементов росписи дымковской игрушки.
Настольная игра - занятие «Символы России» познакомит детей с государственными символами России (гербом, флагом и гимном России).
Эта игра многовариантная. Детям предлагается познакомится с гимном России, собрать пазлы флага, герба, рассмотреть изображения флага, герба, денежной единицы России, раскрашивать изображения флага и герба на ламинированных картах. А в правилах игры подробно рассказывается о символах России. Игра воспитывает у детей любовь к Родине, уважение к истории Отечества.
Настольная игра "Государственные праздники России" - эта увлекательная и познавательная игра позволит лучше узнать об истории и традициях государственных праздников России, погрузиться в атмосферу торжественных дней и углубиться в историю России, узнать детали, которые помогут стать настоящими знатоками праздников.
Эти игры воспитывают любовь к Родине, уважение к истории своего Отечества.
Настольная игра «Путешествуем по России» - это захватывающая и увлекательная игра, которая позволяет игрокам отправиться в виртуальное путешествие по самым прекрасным и известным местам России.
На игровом поле изображены различные регионы и города России. Задача игры перемещаться по этим локациям, открывать новые территории и собирать карты-сувениры, чтобы победить в игре. Карточки-сувениры содержат интересные факты о разных местах, достопримечательностях и традициях России, что делает игру не только увлекательной, но и познавательной для игроков.
Эта настольная игра идеально подходит для того, чтобы узнать больше о красотах и разнообразии России.
Игра-мемо «Достопримечательности России» не только поможет развить память, внимание дошкольникам, но и расширить кругозор детей, познакомить с интересными местами России, т.к. в игре находится буклет с описанием всех мест, расположенных на карте. Из этой игры ребенок узнает много удивительных мест, где действительно стоит побывать.
Игровой набор "Русская изба" поможет:
- познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, ее убранством;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, кочерга, туес, веретено и т.д.);
- вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции;
- воспитывать бережное отношение к предметам старины;
- развивать творческое мышление, воображение, познавательную и интеллектуальную активность;
- активизировать слуховые и зрительные анализаторы, внимание, память и мышление;
- развивать мелкую моторику рук.
Игровой набор может использовать как в индивидуальной работе, так и на занятиях.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Народная игра учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Пальчиковые игры
Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. К ним относятся русские народные игры: «Сорока-белобока», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть» и другие.
Игры-забавы
В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этим играм относятся: «Горелки», «Жмурки», «Отгадай, чей голосок», «Колечко» и другие.
Игры-ловишки
Игры, в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Мы веселые ребята», «Мороз - красный нос» и др.
Игры, отражающие отношение человека к природе
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Пчелки и ласточки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и их различные варианты.
Бытовые игры (драматические)
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа». Это такие игры как: «Ворота», «Каравай», «Невод», «Рыбаки и рыбка», «Птицелов», а также различные их варианты.
Сезонно-обрядовые игры
Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катись-катись, яичко», «Венок», «Заинька», «Заря», «Петушки», «Берёзка», «У Салохи» и другие.
Хороводные игры
Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок», «Я на бочке сижу», «Селезень и утка», и другие.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат обретать гармонию с окружающим миром. У дошколят формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
С помощью экскурсии в музей «Русская изба» мы открыли детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. А так же познакомили детей с избой - жилищем крестьянской семьи, русской печью, с предметами старинного русского быта (самовар, печь, ухват, прялка и т.д.).
Кроме того, важную роль в моей работе при воспитании нравственно-патриотических чувств является взаимодействие с нашими специалистами, в своей работе педагог-психолог Юлия Леонидовна активно использует много словесных игр. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Цель этих игр воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. В дальнейшем мы с детьми активно используем эти игры в свободной деятельности.
Инструктор по физической культуре Анна Анатольевна на физкультурных занятиях включает народные игры, в процессе которых дети познают игровой опыт прошлых поколений. В них дети ненавязчиво знакомятся с образом жизни людей прошлого, их трудом, бытом, национальными устоями, приобретают представления о чести, смелости, мужестве. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, её языку, а, следовательно, и родному краю, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Впоследствии, в течении дня мы с детьми повторяем их.
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье. Наш музыкальный руководитель Елена Николаевна не ограничивается только музыкальными занятиями, которые включает в себя проведение праздников и развлечений (Новый год, 8 Марта, Выпускной, 9 мая), но и ежегодно (совместно с педагогами) проводит празднование православных праздников и праздников, связанных с русскими народными традициями (Рождественские Колядки, Масленица).
Именно в этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.
Большую роль в моей работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию играет совместная работа с родителями.
Мною были подготовлены консультация для родителей; «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
С помощью родителей, в рамках проектной деятельности, в группе появились фотоальбомы; «Моя семья», «Я и мое имя», «Моё любимое блюдо», «Мое генеалогическое дерево». Родители с детьми самостоятельно подбирали фотографии по теме, составляли рассказ, а дети в группе делились этой информацией. С помощью этих проектов у детей появилось желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях, именах и конечно же делиться информацией со своими сверстниками, родными и друзьями.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий воспитания дошкольников.
Наблюдая за детьми, я заметила что у дошколят формируется интерес к разным видам игр и умение в них играть, развивается интерес к народным традициям и промыслам, появляется любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
В этом учебном году планирую продолжать проектную деятельность с родителями на тему «Герб моей семьи», «Русский самовар», «Профессии моих родителей», «Аллея славы», а также продолжать знакомить детей с народными и дидактическими играми.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе - воспитатели, родители, дети.
Спасибо за внимание.