Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция - это одна из важнейших психических функций.

Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально чувствительный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи развития речи:

  1. воспитание звуковой культуры речи.
  2. обогащение и активизация словаря.
  3. формирование грамматического строя речи.
  4. обучение связной речи.

Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общей речевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Как известно, именно в период дошкольного детства, закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем дошкольном возрасте возрастает речевая активность ребенка: запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Это доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

Одним из известных факторов формирования личности является общение. Культура речи помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах речи и поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.

Речью называют - правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегулировки. Речью же называют и конкретные случаи использования знаков языка. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети воспринимают не так, как взрослые.

В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое - обобщенное отражение действительности.

С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

Речевой навык - это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию.

В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа - свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции.

Педагог дошкольного образования должен осуществлять профессиональную деятельность по формированию речевой культуры в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей.

Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое нужное качество ребенка, как общительность.

Воспитание культуры речевого общения является актуальной проблемой развития детей старшего дошкольного возраста, так как их коммуникации характеризуются произвольностью, а поведение является подражательным и зависит от условий развивающей среды.

Культура речевого общения не формируется сама по себе, а требует целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать уже в дошкольном детстве.

Нужно отметить, большую роль взрослого в процессе воспитания культуры речевого общения и приобретения нравственного опыта, что возможно лишь при учете единства и целостности воспитательных процессов, то есть взаимосвязи задач, методов приемов, применяемых в обучении и воспитании, а также при соблюдении педагогических условий, к которым относят: позитивный настрой; пример взрослых, прежде всего воспитателя, который организует собственную деятельность, определив методы решения поставленных задач может оценить качество решения намеченных задач.

Формирование основ культуры речевого общения проходит своеобразный цикл, который включает:

  1. Знание правила.
  2. Понимание его разумности и необходимости.
  3. Умение его применять.
  4. Эмоциональное переживание его выполнения.

В старшем дошкольном возрсте, у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками.

Существенной предпосылкой для этого является возникновение гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного общения с ними.

Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней. Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствует о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения.

Педагогическими условиями эффективного формирования культуры речи у старших дошкольников являются:

  1. педагогическое взаимодействие, характеризующееся этической коммуникативной направленностью.
  2. создание педагогических ситуации, направленных на позитивное использование культурной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.
  3. использование образцов культурной лексики, представленной в процессе ознакомления с художественной литературой.
  4. применение культуросообразных методов.

Основными способами педагогического воздействия на детей являются:

Приучение: детям дается определенный культурно речевой образец, например, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Упражнение: многократно повторяется то или иное действие.

Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению правил общения, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил общения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Включая в педагогическую работу произведения разных литературных жанров, воспитатель делает эту работу значительно более эффективной: яркой, эмоциональной, действующей на умы и сердца воспитанников. Например, известный рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово", в котором Павлик узнал о силе слова "пожалуйста", закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему. С детьми можно обсудить и то, как часто следует прибегать к слову "пожалуйста", чтобы оно не стало манипулятором в отношениях ребенка с людьми.

Таким образом, культура речевого поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим.