Папа, мама, я – читающая семья. 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Оформление: плакаты с высказываниями выдающихся людей о книге, учении.

  • «Чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать» (А.М.Горький)
  • «Знания - броня от всех бед» (А.Рудаки)
  • «Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей».

Ведущий: - Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством добрых, умных и верных друзей. Друзья эти - книги. Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми, полезными нашей Родине.

В нашем классе немало учащихся, которые по-настоящему любят читать. С ранних лет приобщают их к великолепному миру книг - родители. Показать свое мастерство ориентирования в огромном заманчивом и разнообразном мире книг, литературных произведений к нам сегодня пришли семьи:

  1. Семья Рябининых: Алексей Валерьевич, Татьяна Александровна и их дочь Арина.
  2. Кольцовых: Антон Викторович, Надежда Зиновьевна и их дочь Аня.
  3. Грудининых: Александр Владимирович, Марина Александровна и их сын Захар.

Жюри:

- Начинаем наш конкурс.

I. Аукцион пословиц о книге, знании, чтении

  • Кто больше?
  • Грамоте учиться - всегда пригодится
  • Ученья корень горек, да плод его сладок.
  • Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
  • Ученье красота, а не ученье - сухота.
  • Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.
  • Книга книгой, да и своим умом двигай.
  • Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

II. Конкурс для родителей

Продолжите стихотворение, включенное в школьную программу вашего сына или дочери.

1. А.С.Пушкин ("К..")

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты»

2. А.С.Пушкин (вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…

3. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром...

4. М.Ю.Лермонтов. «Белеет парус одинокий…»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

5. Сергей Есенин. «Берёза»

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

6. А.С.Пушкин. «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

7. А.Н.Плещеев. «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

III. Отгадывание названия произведения и автора по данным отрывкам

1. «Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. «…» По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч
Вральман. Этому по триста рубликов на год». (Д.И.Фонвизин. «Недоросль»)

2. «Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной». (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»)

3. «Чёрт его знает, что такое, только не жаркое. Это топор зажаренный, вместо говядины. (Ест.) Мошенники, канальи, чем они кормят!».
(Н.В.Гоголь. Ревизор)

4. «Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок, «…»
Я вырос в сумрачных стенах
Душой - дитя, судьбой - монах».
(М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»)

IV. О ком эти строчки?

1. «Боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться». («Варенька. Л.Н.Толстой. «После бала»).

2. «Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого я успел вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». - Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе». (Вожатый - Пугачев. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»).

3. «Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами мне облегчить грудь,
Но людям я не делал зла…»?
(М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»)

4. «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали». Пугачев. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

V. Поэтический турнир

Сочинить четверостишие по данным словам в рифме:

…желает

…равнодушно

…вас

…по дыре

…разговор

…скучно

…за вами

…во дворе

…занимает

…речей

…глаз

…должен

…взор

…вестей

…глазами

…о снегире

VI. Семейное скорочтение скороговорок

Проговорить как можно быстрее и четче скороговорки.

  • Мчится поезд скрежеща: же-че-че-ща (4 раза).
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • От топота копыт пыль по двору летит (3 раза).
  • Во дворе трава, на траве - дрова.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

VII. Конкурс чтецов (выразительное чтение стихотворений)

VIII. Подведение итогов

IX. Конкурс для болельщиков

- Откуда эти строчки:

- «…Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин…». (Д.И.Фонвизин. «Недоросль»)

- «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, чёрт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой». (Н.В.Гоголь. «Ревизор»)

- «Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал «…»
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы… ».
(М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»)

- «Я думал также и том человеке, в чьих руках находилась моя судьба… Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызвался быть избавителем моей любезной». А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

- «Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него получила». (Д.И.Фонвизин. «Недоросль»)

X. Сообщение итогов

  • 1 место - семья Рябининых
  • 2 место - семья Грудининых
  • 3 место - семья Кольцовых

Ведущий: - Мудрость и красота литературы открываются лишь перед человеком просвещенным и знающим. Наш конкурс закончу словами К.Паустовского: «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.»