Волейбол, как спортивная и командная игра, является эффективным средством физического воспитания. Роль игры заключается в решении задач физического воспитания, таких, как физическое совершенствование и укрепление здоровья, обеспечение и достижение высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития специальных физических способностей, в большей степени: координации, прыгучести, гибкости, ловкости, точности.
Основой двигательных способностей является координация. Знание закономерностей развития координационных способностей, их становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций у подростков позволяет учителю на практике более эффективно планировать материал для развития координационных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития.
Волейбол сочетает в себе высокий динамизм и замедленный темп, остановки, паузы, резкие мощные выпрыгивания, требующие высокого мышечного напряжения. Эта игра воздействует разнохарактерными нагрузками на мышцы ног, а многообразные способы приёма, подачи и пробивания мяча эффективно развивают верхний плечевой пояс. Это делает волейбол универсальной игрой, комплексно воздействующей на все функции и системы организма занимающихся.
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Координационные способности лежат в основе такого понятия как «ловкость».
Ловкость - это способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами, в частности координационными способностями.
Под координационными способностями понимают - умение человека наиболее совершено, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
К факторам проявления координационных способностей относятся:
- способность человека к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов и особенно двигательного;
- сложность двигательного задания;
- уровень развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
- смелость и решительность;
- возраст;
- общая подготовленность занимающихся (т.е. запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
В структуре координационных способностей выделяют:
- Способность к овладению новыми движениями;
- Умение дифференцировать и управлять различными характеристиками движений;
- Способность к комбинациям и импровизациям в процессе проявления конкретной двигательной деятельности.
При разучивании новых двигательных действий необходима способность к сложно координационной двигательной сфере, т.е. там, где двигательная деятельность учащегося характеризуется особенно большим разнообразием и значительной координационной сложностью.
В нашем лицее волейбол является приоритетным в обучении, мы стараемся разнообразить изучение основных приёмов игры с использованием различного инвентаря.
Вот несколько упражнений для освоения приёма мяча:
- В парах - у первого игрока в руках конус, перевёрнут вниз. второй игрок стоит за спиной и выполняет бросок в стену теннисным мячом. Игрок 1 пытается поймать мяч конусом. Отрабатываем нижний приём мяча.
- В парах - у первого игрока в руках конус, перевёрнут вниз. второй игрок стоит на против и выполняет бросок вверх теннисным мячом. Игрок 1 пытается поймать мяч сверху, конусом. Отрабатываем верхний приём мяча.
- Развитие ловкости - игрок 1 бросает два теннисных мяча в стену, игрок 2 старается поймать оба мяча.
- Развитие реакции - игрок 1 бросает два теннисных мяча игроку 2, игрок 2 старается поймать оба мяча.
Волейбол способствуют воспитанию чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.