Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: младшие школьники


Что же такое коммуникация? В современном толком словаре это «общение, передача информации от человека к человеку - особая форма взаимодействия людей в процессах их познавательной деятельности, осуществляющаяся при помощи языка».

ФГОС НОО нас ориентирует на то, что выпускник начальной школы должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку зрения, высказывать своё мнение. ФГОС НОО выдвигает требования к сформированности коммуникативных умений младшего школьника. Научить его принимать решения, быть мобильным и коммуникабельным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь системы значимых социальных и межличностных отношений (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.) Школьнику в будущем нужно быть востребованным в современном обществе, поэтому его нужно с раннего возраста учить мыслить, выражать своими словами мысли, соглашаться и спорить, фантазировать и представлять.

Выделяют три основные стороны коммуникации:

  1. Коммуникация как взаимодействие (приобретая опыт общения, учатся предвидеть различные точки зрения людей, которые часто различаются с их мнениями и интересами)
  2. Коммуникация как кооперация (направлена на сотрудничество)
  3. Коммуникация как условие интериоризации (служат средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Классификация коммуникативных умений по их содержанию:

  1. Группа информационно-коммуникативных умений, состоящая из умений:
    1. вступать в процесс общения - выражать приветствие, просьбу, поздравление, приглашение, вежливое обращение;
    2. ориентироваться в партнерах и ситуациях общения - начинать разговор со знакомым и незнакомым человеком;
    3. соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым;
    4. понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения;
    5. соотносить средства вербального и невербального общения - употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал.
  2. Группа регуляционно-коммуникативных умений, состоящая из умений:
    1. согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению - осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий;
    2. доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
    3. применять индивидуальные умения при решении совместных задач - использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений и т.д.;
    4. оценивать результаты совместного общения - критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие/несогласие, одобрение/неодобрение.
  3. Группа аффективно-коммуникативных умений, состоящая из умений:
    1. делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, открытость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;
    2. оценивать эмоциональное поведение друг друга.

В младшем школьном возрасте уделяю внимание по развитию следующих коммуникативных умений:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
  • управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Наиболее благоприятными условиями для формирования навыков эффективной коммуникации у младших школьников является включение каждого из учеников в активную познавательную деятельность.

Одной из форм организации учебной деятельности школьников является групповая работа. Она предполагает разделение класса на группы для выполнения одинаковых или разных учебных заданий. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между учащимися, чем традиционные формы работы. Групповая форма работы помогает развивать коммуникативные умения. Дети учатся общаться. На уроке использование этой формы работы способствует развитию речевых навыков младших школьников. У детей развивается самостоятельность, работоспособность. Также у них повышается чувство ответственности за работу, которую дети делают в группе вместе. Важно помнить, что от правильного руководства учителя зависит результат совместной работы. При такой форме работы отношения между учащимися и учителем приобретают характер сотрудничества. Элементы групповой работы начинала вводить уже с первых дней учёбы детей в школе. Первоклассникам очень интересно работать со своими товарищами, общаться друг с другом. На этом этапе обучения ребёнка ставила задачу по формированию таких качеств у учащихся как взаимопомощь, умение слушать, правильно высказывать свою точку зрения. Работу в парах организовываю при изучении нового материала, при повторении ранее изученного материала либо для закрепления, а также для контроля знаний. Такой формой работы можно проверять ответ, ход решения, домашнее задание. Своим личным примером показывает культуру общения, уважение к позиции собеседника. Затем данный пример перенимают сами учащиеся, при этом у них повышается интерес к заданиям. После того, как дети научились работать в парах, приступила к обучению работы в небольших группах. При комплектовании групп учитываю характер межличностных отношений между учащимися в группе, в группу подбираю учащиеся, между которыми сложились доброжелательные и товарищеские отношения. Лишь в этом случае возникает психологическая атмосфера, которая снимает страх и тревожность, способствует взаимопониманию и взаимопомощи». Работа в группе помогает школьникам проявить свои личностные качества, помогает отстаивать свои позиции в решении каких-либо заданий, быть инициативным, творчески мыслить, не бояться трудностей.

Использование групповых форм обучения имеет ряд преимуществ:

  • учащиеся становятся субъектами учебно-воспитательного процесса: ставят перед собой цель, планируют её достижение, самостоятельно приобретают новые знания, контролируют и оценивают себя и своих одноклассников;
  • максимально развивает индивидуальные способности и различные умения (коммуникативные умения: вопрос, ответ, реплика, протест, диалог, умение разъяснять, доказывать, оценивать;
  • познавательные умения: сравнивать, анализировать, обобщать);
  • обеспечивает высокие знания по предмету, многократное повторение изучаемого материала;
  • формируются качества необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения. Важно определить дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения. Ведь зачастую допускают ошибки в её организации, например, когда работу по вариантам принимают за групповую.

Групповая работа строится на следующих принципах:

  • класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек);
  • каждая группа получает своё задание;
  • участники каждой группы распределяют роли между собой;
  • задания выполняются в группе на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом

Решается ряд и других учебных и воспитательных задач:

  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • возрастает сплоченность класса;
  • учащиеся помогают в учёбе своим товарищам;
  • приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, умение строить свою позицию и доказывать её, такт.

Перед началом работы в группе ввели нормы и правила.

Групповая работа занимает достойное место на моих уроках. Я учу детей работать вместе, сообща. Результаты работы в группе, выше результатов индивидуальной работы, поскольку члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за общий итог. Важно отметить, что групповая поддержка вызывает чувство защищённости и тревожные дети преодолевают страх.

Методы и приемы коммуникативных умений

В процессе развития коммуникативных умений младших школьников целесообразно использовать различные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрировать образовательные направления, организовать совместную познавательную и поисковую деятельность детей младшего школьного возраста позволяет очень эффективный метод проектной деятельности.

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Благодаря использованию метода проектной деятельности повышается познавательная активность школьников, расширяется их кругозор, дети получают более глубокие знания, развивается устная и письменная речь, развивается способность творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством развития коммуникативных умений школьников. Дети выступают перед классом, представляя защиту своей работы.

В результате работы над проектом обучающиеся учатся:

  1. Корректно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных задач. Выстраивать монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
  2. Понимать, что у других людей существует своя точка зрения, которая может не совпадать с его собственной;
  3. Учитывать разные мнения других людей и стремиться к сотрудничеству;
  4. Формулировать собственное мнение и свою позицию;
  5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  6. Задавать вопросы;
  7. Использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Приёмы развития коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения

Приёмы развития коммуникативных умений традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся: повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка речи, вопрос.

  • Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими обучающимися, совместное повторение педагога и обучающихся, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось обучающимся в контексте интересной для них деятельности.
  • Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
  • Указания - разъяснение обучающимся способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
  • Оценка речи - мотивированное суждение о речевом высказывании обучающихся, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все обучающиеся могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
  • Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приёмы - показ иллюстративного материала, который требует описания, рассуждения.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у детей интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность и результативность занятий.

В своей работе использую приёмы по формирования коммуникативных универсальных учебных действий Асмолова А.Г.:

  • давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Некоторые виды приёмов:

  • Прием «Мозговой штурм». Прием, когда нужно за короткое время придумать много идей или вспомнить много аспектов.
  • Прием «Ток-шоу»/«Интервью». Один из самых необходимых навыков для любого человека - навык выступать на публике.
  • Прием «Дискуссия». Дискуссия осень похожа на дебаты, но менее выражен акцент на четкости позиций «да/нет», тут скорее цель прийти к какому-то мнению в ходе дискуссии.
  • Приём конструирования вопросов предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
  • Прием «Чтение с пометками» предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема заключается в том, что обучающиеся читая текст, делают на полях различные пометки.
  • Прием прогнозирование по иллюстрации применяют для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.
  • Приём «Пчелиный улей» используется для усвоения отдельных понятий на уроке, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Например, 2 класс литературное чтение Н.Носов, произведение «Живая шляпа».
  • 1 пара - отвечает на вопросы к тексту;
  • 2 пара - используя текст, отгадывает кроссворд;

или

  • 1 пара - заполняет таблицу (кластеры);
  • 2 пара - придумывает свои вопросы по тексту для всех учеников.

Таким образом, я при решении проблемы развития коммуникативных умений обучающихся опираются на приемы, а также создаю на учебных занятиях атмосферу эмоциональности и взаимного сотрудничества, сотворчества учителя и обучающихся.

Игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: «Рассказ от первого лица» (Расскажи историю путешествия колобка от первого лица)

  • «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою сказки «Буратино», Ивану-царевичу или серому волку (похвали его)). - «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку.).
  • «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки или рассказа).
  • Приём «Шесть шляп» (развитие мышления и речи).

Методы по формированию коммуникативных умений

1. Сюжетно-ролевые игры как метод формирования коммуникативных умений.

Эти игры способствуют раскрепощению детей, обучающиеся выполняют различные роли, проигрывают определенный сценарий, выстраивают диалог.

Игра помогает развивать у детей фантазию, но фантазию реальную, которая основана на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

  • классные часы. Классный час строится в форме коллективного общения детей на разнообразные темы. Дети вступают в диалог с учителем и друг с другом, решают возникшие споры и конфликтные ситуации, готовят и выступают с сообщениями перед всем классом;
  • тренинги. Тренинги проходят в свободной обстановке, чаще всего формируется круг, где, под руководством учителя, проводятся различные беседы и игры, которые принуждают ребенка к активному использованию речевого аппарата.
  • общешкольные мероприятия: «День учителя», «День ученика», «День матери», календарные праздники и др. Дети участвуют в организации мероприятий, готовят выступления, поздравительные слова, выступают в роли ведущего. Они приобретают незаменимый опыт общения с большой публикой, перебарывают свой страх, оттачивают умения громко, четко и правильно говорить, все это оказывает влияние на формирование коммуникативных умений

1. Занятия

1. «Какой я»

Цели и задачи занятия: познакомить участников группы с целями и задачами предстоящей работы. Установление контакта и положительного настроя на работу;

2. «Характер и эмоции»

Цели и задачи занятия: формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей, показать важность умения управлять своими чувствами;

3. Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

Цели и задачи занятия: повышение самооценки, познание своего внутреннего мира;

4. «Я глазами других»

Цели и задачи занятия: формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей;

5. «Я в школе»

Цели и задачи занятия: осознание проблем, связанных со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих.

Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации

1. «Самооценка»

Цели и задачи занятия: дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепить навыки групповой работы;

«Ярмарка достоинств»

Цели и задачи занятия: продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Научить преодолевать барьеры на пути самокритики.

Развивать уверенность в себе;

«Ищу друга». Цели и задачи занятия: Помочь учащимся в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении.

2. Тренинг «Как легко общаться!»

Цель: знакомство с приемами общения; развитие исследуемых коммуникативных умений.

  • Упражнение: Испорченный телефон.
  • Упражнение «Рисуем на спине».
  • Упражнение «Прощание».

Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия. Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.

3. Ролевые игры

«Близнецы». Цель: активизация умений монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог.

«План города»

Цель: активизация умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.

«Путешествие»

Цель: активизация умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения и убеждения. Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения путешествия. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).

Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Диалог-шутка

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Подарки

Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

На балу у короля

Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Самый лучший

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Позвони другу

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Колдун

Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Управляем роботом

Цель: развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

Игры, ориентированные на развитие регуляционно - коммуникативных умений

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Магазин игрушек

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Ищем клад

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Скульпторы

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Близнецы

Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Скажи по-разному

Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Игра с масками

Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Как ты себя чувствуешь

Цель: развить умения чувствовать настроение другого.

Моё настроение

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Оживи маску

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Использование форм (тренинг, групповая, индивидуальная и коллективная работа) и методов (беседа, ролевая и дидактическая игра, проектная деятельность), обеспечивающих включение школьников в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем постепенного развития коммуникативных умений, в основе которого лежит расширение их коммуникативных мотивов, знаний, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности. Постепенно меняются и отношения детей между собой, повышается уровень межличностных взаимоотношений. Дети стали относиться друг к другу с доверием, используя правила общения и диалога.

Таким образом, использование форм и методов развития коммуникативных умений существенно повышает их уровень у детей младшего школьного возраста. Коллективные формы обучения интересны детям, увлекают их. Дети становятся свободнее в своих высказываниях, не боятся отстаивать свою точку зрения. По отношению друг к другу становятся более открытыми, вежливыми, тактичными.