«Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснить им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».
В.А.Сухомлинский
Эффективность воспитания и обучения ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Главный координатор, организатор работы с семьей является классный руководитель. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности. Основная роль заключается в налаживании постоянного сотрудничества, взаимосвязи всего классного коллектива, включающего педагогов, родителей и детей. Сотрудничество с семьей учащихся с ОВЗ - это ежедневная кропотливая работа, которая требует индивидуального подхода к каждому родителю в вопросах обучения и воспитания. Классному руководителю необходимо создать демократичный стиль отношений, сделать так, чтобы семья стала единомышленником, союзником. От взаимоотношений с родителями, от умения правильного сотрудничества, зависит результативность работы.
Понимание потребностей родителей один из важных аспектов. Родители испытывают эмоциональные переживания, чувство горя, когда узнают о диагнозе своего ребенка. Этот процесс может включать несколько стадий, таких как отрицание, гнев, депрессия и принятие. Важно дать родителям возможность пройти через эти стадии и поддерживать их на каждом этапе.
Страх и тревога сопровождают родителей на протяжении всей жизни. Родители могут беспокоиться о будущем своего ребенка, его способности интегрироваться в общество, получить образование и стать независимым. Специалисты должны помогать родителям справляться с этими страхами, предоставляя информацию и поддержку.
Многие родители чувствуют вину за то, что не могут обеспечить своему ребенку "нормальную" жизнь. Важно помочь им понять, что они делают все возможное для поддержки своего ребенка, и что их чувства нормальны.
Информационные потребности играют важную роль как для родителей, так и для детей.
- Образовательные ресурсы: Родители нуждаются в информации о специальных образовательных программах, доступных для их детей. Специалисты могут предоставить ссылки на школы, программы инклюзии и другие ресурсы.
- Терапевтические подходы: Существует множество терапий (например, логопедия, поведенческая терапия, арт-терапия). Специалисты должны объяснять родителям, какие подходы могут быть полезны для их ребенка и как выбрать наиболее подходящий.
- Правовые аспекты: Родителям важно знать свои права и возможности получения государственной помощи. Специалисты могут помочь им разобраться в законодательстве и доступных ресурсах.
Социальная поддержка очень важна для семей с особенными детьми.
Создание или направление родителей в группы поддержки может значительно снизить чувство изоляции. В таких группах родители могут обмениваться опытом, делиться советами и находить друзей.
Организация встреч, семинаров и других мероприятий для родителей может помочь им чувствовать себя частью сообщества и расширить свои социальные связи.
Эффективное взаимодействие и создание доверительных отношений приводят к хорошему результату.
Специалисты должны проявлять внимание к словам родителей, задавать открытые вопросы и показывать, что их мнение имеет значение. Это помогает создать атмосферу доверия.
Важно не просто понимать чувства родителей, но и демонстрировать это понимание. Простые фразы поддержки могут значительно улучшить взаимодействие.
К каждой семье находим индивидуальный подход. Каждый случай уникален, поэтому важно проводить индивидуальную оценку потребностей семьи. Это может включать обсуждение целей и ожиданий родителей относительно лечения и развития ребенка.
Учитываем культурные различия в восприятии особых потребностей. Некоторые семьи могут иметь свои традиции и взгляды на воспитание детей с особыми потребностями.
Регулярная обратная связь просто необходима для семей данной категории.
Встречи с родителями помогут отслеживать прогресс ребенка и корректировать подходы при необходимости.
Ведение записей о встречах и прогрессе ребенка поможет обеспечить прозрачность взаимодействия и даст родителям ясное представление о ситуации.
Необходимо разработать стратегии поддержки.
Организация обучающих семинаров по различным темам, связанным с особыми потребностями, поможет родителям получить необходимые знания и навыки.
Проведение практических занятий, где родители могут научиться техникам работы с детьми (например, методам коммуникации), будет полезно для их уверенности.
Индивидуальная и семейная терапия необходима для семей данной категории.
Предложение родителям индивидуальных консультаций с психологом может помочь им справиться с эмоциональными трудностями. В некоторых случаях может быть полезна семейная терапия, чтобы помочь всем членам семьи лучше понимать друг друга и работать над общими проблемами.
Информационные ресурсы очень хорошо помогают в работе с родителями. Разработка буклетов с полезной информацией о ресурсах, терапиях и поддержке поможет родителям легче ориентироваться в сложной системе.
Поддержка родителей через вебинары, форумы или социальные сети может обеспечить дополнительную информацию и создать сообщество поддержки.
Работа с родителями детей с особыми потребностями требует комплексного подхода и глубокого понимания их уникальных нужд и переживаний. Эффективное взаимодействие основано на доверии, уважении и открытом общении. Поддержка родителей - это не только помощь в уходе за ребенком, но и работа над их собственным эмоциональным благополучием. Создавая условия для обучения, предоставляя информацию и организуя поддержку, специалисты могут значительно улучшить качество жизни как детей с особыми потребностями, так и их семей.
Список литературы
- CD-ROM. Профильная школа. 5-11 классы. Психологическое сопровождение. Диагностика. Рекомендации. - Москва: Высшая школа, 2018. - 332 c.
- Андрюшина, О. Большое счастье в маленькой семье. С ребенком, но без мужа / О.Андрюшина. - М.: Олма Медиа Групп, 2016. - 224 c.
- Андрюшина, Ольга Большое счастье в маленькой семье. С ребенком, но без мужа / Ольга Андрюшина. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c.
- Арнаутова, Е.П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми / Е.П.Арнаутова. - М.: Русское слово - учебник, 2016. - 104 c.
- Арнаутова, Е.П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми / Е.П.Арнаутова. - М.: Русское слово - учебник, 2016. - 112 c.
- Арнаутова, Е.П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 5-7 лет / Е.П.Арнаутова. - М.: Русское слово - учебник, 2016. - 112 c.
- Булат, Р.Е. Правовые нормы и психологическое сопровождение управления персоналом в строительстве / Р.Е.Булат. - М.: Бизнес-Пресс, 2015. - 198 c.
- Вараева, Н.В. Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг» / Н.В.Вараева. - М.: Флинта, 2017. - 842 c.
- Елена Антоновна Стребелева Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / Елена Антоновна Стребелева. - М.: Парадигма, 2015. - 424 c.
- Имж, Адриана Мир в доме. Психологическое здоровье семьи / Адриана Имж. - М.: Гельветика, 2015. - 605 c.
- Кузьмич, О.Г. Готовлюсь стать мамой. Психологическое сопровождение беременности. Тренинговый курс / О.Г.Кузьмич. - М.: Речь, 2016. - 192 c.
- Кучмезова, Н.В. По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ / Н.В.Кучмезова. - М.: Сфера, 2016. - 696 c.
- Ошибки аиста. Сказки для всей семьи. Хочу ребенка (комплект из 3 книг). - М.: ИГ "Весь", 2020. - 656 c.
- Стребелева, Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии / Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина. - М.: Парадигма, 2020. - 338 c.
- Сыропятов, О.Г. Медико-психологическое сопровождение специальных операций / О.Г.Сыропятов. - М.: АВТОР, 2020. - 471 c.
- Священник, Виктор Грозовский Если в православной семье заболел ребенок. Советы священника / священник Виктор Грозовский. - М.: Сатисъ Санкт-Петербург, 2018. - 291 c.