Развитие речи детей с ОВЗ (ТНР) дошкольного возраста посредством сенсорного развития

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ОВЗ, дети с ТНР


С каждым годом детей с нарушениями речи не становится меньше. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста остается актуальной. Речевые отклонения возникают у детей в раннем возрасте и их необходимо выявлять и исправлять. У основной массы детей с нарушениями речи наблюдается плохая координация движений, снижение скорости и качестве выполнения заданных движений. Наибольшие трудности заметны при выполнении заданий по словесной инструкции педагога.

Дети с тяжелыми нарушениями речи отстают от своих сверстников: они нарушают последовательность воспроизведения элементов действия, опускают его составные части, упрощают программу заданной деятельности. У них отмечается плохая координация пальцев рук, недоразвитие пальцевого и кистевого праксиса, общей моторики.

Исследуя психофизиологические особенности человека, было доказано, что область коры головного мозга, которая отвечает за речевые функции и область коры, которая отвечает за двигательные функции, находятся рядом, перекрывая друг друга. Отсюда можно предположить, что тренировка кистевого и пальцевого праксика, изучение схемы тела, развитие общей, крупной моторики будет оказывать достаточно большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Малыш знакомится с окружающей средой и накапливает свой жизненный опыт, пропуская и воспринимая все вокруг предмет через все анализаторы: зрительно, тактильно, через вкусовые рецепторы, чувствуя запах, слыша.

Речевое развитие идёт наглядным, действенным путем.

Развитие речи происходит в тесном единстве с сенсорным и моторным развитием. Такую работу нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий. Воспитанников учат воспринимать предметы по их форме, размеру, цвету и положению в пространстве - это является основой общего умственного развития человека. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается его познание. Необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать его двигательные умения и навыки, мелкую и крупную моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, узнавать схему своего тела. Это и есть сенсомоторное развитие, которое является фундаментом развития речи ребёнка

В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Мария Монтессори полагала, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Развитие мелкой моторики пальцев рук очень важны повседневной жизни для дошкольников, что является хорошим стимулятором для развития коры головного мозга.

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в овладении сенсорными навыками. Они требуют особых занятий по восстановлению отдельных сенсорных функций: формирование понятий цвета, формы, пространственного и временного представления окружающего мира. Работая над развитием речевых компонентов, предварительно проводится работа по развитию сенсорных навыков параллельно с работой по развитию фонематического слуха и слухового внимания. Очень важно привлекать двигательный анализатор.

В коррекционной логопедической работе нашей группы мы используем игры и упражнения на развитие моторной деятельности детей, обогащение их сенсорного опыта, знакомим с новыми ощущениями, тем самым стимулируем к речи.

С помощью игр с мячом мы автоматизируем звуки, формируем слоговую структуру слов. Начинаем работу с простого: кидаем мяч - называем слог, ребенок повторяет; затем усложняем: присоединяя отстукивание проговариваемых слогов по мячу, например, «са» - удар, «са» - удар, «са» - удар и так далее; затем еще усложняем: нужно несколько мячиков (по количеству слогов в слове) и бросаем в корзину (координация): «са» - бросок, «ша» - бросок.

Особой эффективностью пользуются моторные дорожки. Мы всегда идём по кругу, квадрату, треугольнику. Нельзя пропускать препятствия, выбегать за пределы замкнутой системы. Работая над этими действиями, подключаем работу с проговариванием звуков, слогов, слов, словосочетаний или частоговорок.

  • хождение и прыжки по ортопедическим коврикам с проговариванием сначала звуков, затем слогов, слов;
  • перешагивание и хождение по узким скамейкам (лентам) линиям ползание по туннелям;
  • подъём по ступенькам, спуск с горок, и так далее.

Такая работа способствуют развитию навыков моторного планирования: способность понять, спланировать, и реализовать незнакомое действие или последовательность движений; развивает координацию и ловкость, представление о схеме собственного тела (где моя рука, где моя нога, что делать, чтобы не сбить рукой или головой препятствие и т.п.); способствует развитию ориентировки в пространстве; умение доводить начатое до конца.

В своей работе используем тактильные дорожки. Эта дидактическая игра предназначена для активации психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия), развитие речи, координации тактильных и зрительных анализаторов, развитие мелкой моторики.

Игры с графо-моторными дорожками хорошо координируют систему «глаз - рука», позволяют ребёнку научиться концентрировать произвольное внимание.

Важное значение имеет составление визуально - ритмических рядов - упражняет в моторном планировании, способности планировать и совершать серию движений. (см. приложение 1)

  • Задаем ребёнку определенную последовательность: шишка-камень-желудь (см. фото 1, 2) либо пробки в определенной последовательности по цвету выкладываем в линию (см. фото 3), либо составляем башню (см. фото 4) А можно взять предметы исходя из интересов ребенка. Обучающийся должен продолжить заданную программу, то есть, ему нужно спрогнозировать свое действие, переключится с одного предмета на другой.
  • Дальше отрабатываем кистевой и пальцевой праксис. Задаём ребенку программу: на слово «шишка» - ладошка, на слово «камень»-кулак, на слово «желудь» - палец и т.п. И таким образом «здороваемся» с предметами особенным способом.
  • Усложняем и подключаем артикуляционной праксис: «шишка» - «а», «камень» - «о», «желудь»- «у»; затем усложняем еще и добавляем слоги: «шишка»- «са», «камень» - «со», «желудь» - «су».

В зависимости от способностей ребёнка можно добавлять еще предметы и отрабатывать большее количество слогов, также можно проводить работу на дифференциацию звуков.

Игра «Длинное и короткое слово». Развиваем слуховое восприятие. Если слово длинное, то широко расставляем руки, короткое - узко. Например, «комбинизон» и «ком». Другой вариант игры: длинное слово - выкладываем длинную полоску, короткое слово - короткую;

Игры на слуховое восприятие: различение слов на слух, которые отличаются одним звуком, либо с использованием картинок. Например, «дом» - «дым», «сон» - «сом», «кашка» - «кошка» и т.п.

Использование дидактического пособия «Волшебные прицепки»: развивает мелкую моторику, закрепляет знание цветов, логическое и образное мышление, речь ребенка. Предложить ребенку прицепкой доделать недостающие части картинки. Рыбке - плавники. Солнышку - лучики. Морковке - наземную часть, собаке - ушки, и т.д.

Более сложная игра «Логоёжик» (см. фото 5), где с помощью картинок и прицепок отрабатываем соотношение картинок с картинками на рабочем поле, также отрабатываем слоговую структуру слов) и т.д.

Не менее важны в коррекционной логопедической работе по развитию связной речи игры-последовательности, в которой нужно выложить серию картинок в правильном порядке и описать то, что происходит.

Особым вниманием наших воспитанников пользуются сенсорные коробки. Они наполнены песком, крупными крупами, кофейными зернами, желудями и т.п. Можно наполнить ёмкости водой. Откуда ребенок может черпаком либо ложкой доставать различные мелкие предметы (игрушки) определенной тематики, либо предметы, в названии которых один и тот же звук. Такие игры используем для автоматизации звука, либо отрабатываем словарный запас ребенка, либо грамматические конструкции слов. Ребенок в попытках найти игрушку получает колоссальный сенсорный опыт. Сыпучие материалы успокаивают нервную систему, продуктивная деятельность мотивирует на дельнейшую работу. Игры с сенсорными коробками проводим под контролем взрослого, так как в них используются мелкие детали.

Таким образом, целесообразность коррекционной логопедической работы с обучающимися групп компенсирующей (речевой) направленности, направленной на сенсорное развитие приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Для развития речи такие игры дают воспитаннику новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Применение сенсорных игр в коррекционной логопедической работе имеет ряд преимуществ:

  • использование таких игр в работе учителя-логопеда вызывает у обучающихся детского сада интерес и эмоциональный подъем.
  • растёт мотивация к обучению дошкольников, пробуждает любознательность, завоевывает их доверие;
  • разнообразие материала позволяет активизировать восприятие;
  • даже пассивные дети включаются в работу.

В период становления речи у ребенка очень важно использовать игры на сенсорное развитие. Поскольку активные движения тела и рук, особенно кистей и пальцев, активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей эффективным, интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья, развития речи и высших психических функций организма ребенка.