Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, здоровьесберегающие технологии


Здоровье человека, особенно ребенка, всегда будет актуальной темой. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей имеют нарушения физического и психического развития. Поэтому подготовка дошкольников к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением деятельности педагога в ДОУ.

Необходимо повысить эффективность образовательного процесса в целях «становления у дошкольников ценности здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (ФГОС ДО). Эта цель может быть достигнута путем использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель настоящей работы: раскрыть актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.

Общие понятия

Здоровьесберегающие технологии - это организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей; направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья, сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни.

Эта цель инструктором по физкультуре достигается путем решения следующих задач:

  • обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
  • содействие правильному физическому развитию детей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;
  • формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.

Существует множество определений понятия «здоровье». Воспользуемся нормативным определением, данным Всемирной организацией здравоохранения, согласно которому здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача - сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Я считаю, что одним из средств решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей являются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим качественный образовательный процесс.

Наиболее эффективно и необходимо применение здоровьесберегающих технологий в случаях:

  • гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т.п.);
  • детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
  • тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).

Существует несколько направлений работы ДОУ по здоровьесбережению и одно из них - физкультурно-оздоровительное, которое включает развитие физических качеств, умений и навыков, реализацию потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физкультуре в условиях ДОУ

Формы организации, методы и приемы работы.

В каждой группе оборудован "Центр здоровья". В нем находятся традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное педагогами самостоятельно:

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику обеспечивает массаж стоп ног.

Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе своими руками. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

С использованием данного оборудования проводится бодрящая гимнастика после дневного сна, босиком под музыку.

В режим для включены следующие здоровьесберегающие методики:

  • гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
  • мимические разминки;
  • пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
  • дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
  • точечный массаж;
  • упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

В результате здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка мотивацию к здоровому образу жизни, полноценное развитие.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ нами используются следующие формы и методы:

Динамические паузы

Организует и проводит инструктор по физической культуре или воспитатель в перерывах между занятиями малой подвижности в течение 3-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Дыхательная гимнастика - может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Способствует восстанавлению дыхания, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.

Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:

  • Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;
  • Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;
  • Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;
  • Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;
  • Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.

Физминутки

Организует и проводит инструктор по физической культуре или воспитатель в середине занятия.

Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению физического, психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону.

Подвижные и спортивные игры

Проводить их должны воспитатели или руководитель физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой, так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.

Релаксация

Проводит руководитель физвоспитании в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Во время проведения релаксации рекомендуется использование спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы). Необходимая для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия.

Гимнастика для глаз

Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.

Бодрящая гимнастика

Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения в кроватках; ходьба по рельефным дощечкам, разнообразным массажным коврикам.

Гимнастика ортопедическая и корригирующая

Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Физкультурные занятия

Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 3 раза в неделю, в спортзале, для детей старшего дошкольного возраста 1 занятие - на улице. Длительность проведения: младший возраст - 15-20 минут, средний - 20 минут, старший возраст - 25-30 минут. Проводит инструктор по физической культуре или воспитатели.

Самомассаж

Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо вовремя физминуток с целью профилактики простудных заболеваний. Самомассаж проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;

Корригирующие упражнения

Используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;

Ортопедические упражнения

Включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;

Стретчинг

Включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы.

Ритмопластика

Включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;

Пальчиковая гимнастика

Применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;

Фитбол-гимнастика

Упражнения с использованием мячей фитболов. В основном используется во время занятия и в досуговой деятельности. Способствует укреплению мышц торса, что является профилактикой нарушений осанки.

Беседы о здоровье

Включение в занятия и другие формы формы совместной деятельности с детьми познавательного материала о здоровье с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм.

Активный отдых

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют больше инициативы, самостоятельности. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.

Работа с родителями

Проводится в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах.

А главное, в активных формах: игровых практикумах, совместных спортивных развлечениях, соревнованиях, праздниках. Это позволяет создать мотивацию у детей и родителей к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни.

Работа с воспитателями и специалистами ДОУ

Проведение консультаций и разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на педсоветах, семинарах, мастер-классах и личных беседах.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов.

Реализуя здоровьесберегающие технологии при планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, инструктору по физической культуре необходимо соблюдать следующие правила:

  • Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС ДО.
  • Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров.
  • Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий.
  • Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового образа жизни и потребности в нем. В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.
  • Применять методы и приёмы обучения, способствующие развитию инициативы и творческого самовыражения дошкольников.
  • Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и физические возможности.
  • Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон.
  • Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
  • Не допускать травм и состояния переутомления у детей.
  • Помнить,что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое, социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка.
  • Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе.
  • Создавать искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками - с одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком, в частности.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Главное условие при проведении занятий с использованием здоровьесберегающих технологий это - доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес - занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия.

Заключение

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит качество образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников; понимание того, что, здоровье - это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует у них стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: 1993.
  2. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания.
  3. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. - М.: Аркти, 2001.
  4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21-28.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
  6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: 2002.