Использование пластилинографии в работе с детьми 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: пластинография


В соответствии с современной социокультурной и психолого-педагогической парадигмой, в настоящее время всё большее внимание уделяется индивидуально-личностному развитию подрастающего поколения, в том числе старших дошкольников. Обучающие занятия, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, призваны не просто обеспечить детей соответствующим возрасту багажом знаний, но и способствовать формированию и развитию их творческих способностей, а также подготовить к предстоящей учёбе в школе. Одним из универсальных средств развития креативности дошкольников является пластилинография.

В общем смысле под пластилинографией подразумевается «нетрадиционная техника создания и исполнения замысла в лепной картине, с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности» [4, с. 134]. Теоретики и практики предлагают различные варианты применения пластилинографии в рамках дошкольного образовательного учреждения. Так, данная техника используется как средство развития художественно-творческих способностей (Н.В.Забродина [1]), мелкой моторики (Е.В.Коваленко [2]), а также как разновидность арт-терапии (М.К.Магомедова [3]). Несмотря на различные целевые ориентиры, занятия с использованием пластилинографии целесообразно осуществлять в соответствии с определёнными теоретическими и методическими принципами.

Так, на подготовительном этапе задача педагога заключается в формировании у дошкольников интереса к новому виду деятельности, развитии у них мелкой моторики рук, совершенствовании сенсорных ощущений, а также в постепенном воспитании навыков и умений самостоятельности и усидчивости, требуемой для выполнения работ из пластилина. Кроме того, на данном этапе дети получают информацию об основных свойствах пластилина, о том, что именно и каким образом можно вылепить и украсить получившийся предмет. После овладения навыками создания единичных предметов дошкольники учатся комбинировать их, составляя композиции, участвуя, в том числе, в коллективной работе с другими детьми. Примерами поделок, выполняемых на подготовительном этапе, может быть трансформация пластилинового шарика в лепёшку, изготовление «цветка» методом налепа, изготовление и украшение при помощи стеки ёлочной игрушки.

На основном этапе педагог продолжает развивать и совершенствовать навыки дошкольников в упражнениях с пластилином, в частности, обучает их новым способам и вариациям лепки, смешиванию цветов и получению новых оттенков. На данном этапе дети постепенно приобретают навыки декоративной лепки, у них начинает проявляться чувство вкуса, способность к эстетическим переживаниям по поводу выполняемой работы, возникает желание творческих экспериментов. Таким образом, выполняемые дошкольниками работы включают в себя определённым образом смешанные цвета, например, для выполнения декоративной пластины, изображающей дерево или новогоднюю гирлянду.

Творческий этап является логическим продолжением основного. Так, дошкольники приобщаются к изготовлению декоративных пластин, выполняемых с использованием техники барельефа, улучшают и совершенствуют навыки лепки различных предметов с учётом как формы, так и размера и пропорций. На этом этапе у детей появляется понимание сущности композиции, увеличивается арсенал используемых техник, продолжают развиваться навыки и умения в области декоративной лепки. Кроме того, творческий этап предусматривает углубление навыков сотрудничества дошкольников в выполнении различных поделок, приветствуется и поощряется коллективное творчество. Примерами работ, выполняемых дошкольниками, могут быть пластины с изображениями веток с ягодами, грибов, букета цветов.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что пластилинография является художественной техникой, заключающей в себе большой потенциал для личностного развития дошкольников. В рамках дошкольного образовательного учреждения выполнение работ из пластилина является хорошим базисом для проектной и кружковой деятельности. Кроме того, анализ практического опыта показывает, что возрастание творческих способностей детей происходит не только применительно к декоративно-прикладному искусству, но и в других сферах жизни.

Литература

  1. Забродина Н.В. Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста / Н.В.Забродина // Вестник научных конференций. - 2018. - №4-1. - С. 51-53.
  2. Коваленко Е.В. Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста / Е.В.Коваленко, Н.В.Морева // Вестник научных конференций. - 2018. - №8-1. - С. 66-67.
  3. Магомедова М.К. Использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 12. - №3. - С. 71-75.
  4. Шатрова С.А. Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников / С.А.Шатрова, Е.В.Баранчикова // Детский сад от А до Я. - 2010. - №6. - С. 134-139.