Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности учителя-дефектолога по развитию речи у дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Разделы: Коррекционная педагогика


У детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно у детей с интеллектуальной недостаточностью умеренной степени, развитие речи существенно отличается от развития речи нормально развивающихся сверстников. Органическое поражение центральной нервной системы приводит к грубому недоразвитию речи и всех её функций.

Речевая патология обнаруживается уже в доречевой период и проявляется чаще всего в крайне позднем появлении, а иногда и отсутствии активного лепета. Следует отметить, что лепет у детей данной категории отличается тем, что в нем практически отсутствуют ритмические структуры и ответная реакция на обращение взрослого. Соответственно и дальнейшее речевое развитие осуществляется на дефектной основе. Работая с дошкольниками, имеющими умеренную интеллектуальную недостаточность, чаще всего осложненную сопутствующими заболеваниями, такими как синдром Дауна, детский церебральный паралич, атипичный аутизм, педагоги отмечают, что у таких детей не сформированы и такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, потребность в общении со взрослыми. Кроме того, речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, а значит, не может служить полноценным источником передачи ребенку.

Хотелось бы обозначить роль учителя-дефектолога в процессе освоения речевых навыков дошкольниками с умеренным нарушением интеллекта. Формирование речевых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта средней степени становится одним из приоритетных направлений деятельности учителя-дефектолога. Но работа специалиста по данному направлению коррекционно-развивающего процесса строится с учетом рекомендаций учителя-логопеда. Для определения наиболее эффективных путей воздействия на речевое развитие воспитанников в начале каждого учебного года совместно с учителем-логопедом выявляется уровень речевого развития воспитанников.

Анализ полученных в процессе обследования результатов позволяет определить основные этапы работы по развитию речи. В нашем дошкольном учреждении такими этапами становятся:

  1. Развитие навыков восприятия речи;
  2. Развитие речевой активности;
  3. Формирование навыков речевого общения.

На первом этапе мы должны научить ребенка:

  • слушать и концентрировать внимание на том, что говорят;
  • реагировать на жесты и выполнять простые указания;
  • выбирать из множества предметов или плоскостных изображений то, что обозначено взрослым;
  • выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия, признаки предмета, его местоположение;
  • реагировать на разные грамматические формы.

Основными задачами второго развития речевой активности, являются:

  • создание речевой среды;
  • развитие артикуляции и мимики;
  • формирование необходимости речевой коммуникации;
  • формирование интереса к предметному миру и окружающим людям;
  • формирование предметно-игровых действий и потребности участия в коллективной деятельности

В процессе формирования навыков речевого общения мы должны научить воспитанников наших дошкольных групп пользоваться вербальными и невербальными средствами общения для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. Еще одной, не менее значимой на данном этапе, становится задача обучения воспитанников пониманию эмоциональных состояний окружающих.

Коррекционная работа по формированию речевых навыков осуществляется:

  1. В повседневной жизни, в процессе непосредственного обращения к ребенку, где развивается социальная направленность речи, формируются предпосылки речевой активности, зарождается необходимость словесного обозначения своих чувств, впечатлений и т.д.;
  2. В процессе созданных педагогом игровых ситуаций, где дети реализуют коммуникативную потребность, а также актуализируются представления образов, обозначенных словом;
  3. В непосредственной образовательной деятельности, где воспитанники овладевают вербальными и невербальными видами коммуникативных высказываний, здесь же формируются предпосылки моделирования речевых высказываний;
  4. В совместной индивидуальной деятельности с ребенком, где реализуется возможность коррекции звукопроизношения, развития фонематического слуха и другая коррекционно логопедическая работа;
  5. На занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, где успешно формируются все речедвигательные умения и навыки, развивается моторно-зрительная координация, музыкальноритмические навыки

Все вышесказанное является результатом деятельности учителя-дефектолога по развитию речи.

Необходимо отметить, что три этапа, обозначенных выше, - это работы с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальной недостаточности, осложненную различными заболеваниями. Проблема заболеваемости приводит к пропускам детьми коррекционно-развивающих занятий по развитию речи, что является фактором, снижающим эффективность педагогической деятельности [6]. Поэтому учителя-дефектологи на занятиях по развитию речи очень часто используют технологии здоровьесбережения:

  • Динамические паузы во время занятий, профилактики утомления;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Элементы терапии Су-Джок, сопровождающиеся художественным словом.

Массажный мяч - лучший помощник в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом, помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи. Общей целью использования самомассажа, массажных мячей и пальчиковой гимнастики является воздействие на биологически активные точки организма. Через тактильное воздействие на биологически активные точки происходит включение различных систем организма в работу: улучшается кровообращение, в том числе и сосудов головного мозга, происходит активизация мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики, включается иммунная система, снимается нервно-психическое напряжение.

Таким образом, происходит профилактика соматических заболеваний, негативных эмоциональных проявлений и создается позитивный настрой на сотрудничество и стимулирование речевой активности

Учитывая все вышесказанное, необходимо отметить, что в процессе успешной реализации здоровьесберегающих технологий, а именно игровых упражнений с использованием массажных мячей Су-Джок, элементов самомассажа и дыхательных упражнений, педагог может добиться снижения заболеваемости детей и рассчитывать на дальнейшее эффективное обучение воспитанников рассказыванию и формированию регулятивной функции речи.