Развитие навыков читательской грамотности через использование технологии развития критического мышления на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Социальный заказ общества и государства в области преподавания истории сегодня определен Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, который является методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, основная идея которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Поэтому основной целью преподавания, как истории, так и обществознания в школе, считаю - развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Следовательно, важной целью уроков истории будет - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Исходя из всего выше сказанного, моя задача как учителя - создать условия для социализации личности моих учеников, саморазвития возможностей и творчества учащихся, путём вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс. Сегодня требуется, чтобы урок истории был не только интересным, художественным и эмоциональным, он и учил думать и сопереживать.

Поэтому передо мной как учителем стоит проблема не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

На мой взгляд, наилучшим способом достижения определённых мной результатов, является использование приёмов технологии развития критического мышления при работе с различными видами текстов на уроках истории и обществознания с целью формирования УУД и повышения качества обучения.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть тесты ГИА и ЕГЭ, ВПР, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы оказались практически последними среди развитых стран. Анализ полученных результатов позволил определить основные проблемы наших школьников:

  • неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, график, изображение);
  • не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  • отсутствие навыка целостного анализа информации.

Данный комплекс проблем можно связать с понятием "кризис чтения" и его следствием - не сформированностью информационной компитентности подростков. Информационная компетентность - овладение учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к разным источниками информации. Это планирование информационного поиска, извлечение первичной и вторичной информации, способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения целей, развития знаний и собственных возможностей. Это нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде, понимание письменных текстов, интерпретация текста, рефлексия и оценка текста. На мой взгляд, способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам - это и есть критическое мышление. Данный тип мышления - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Противоречие между требованиями современного образования и существующей педагогической ситуацией можно разрешить с помощью целостной системы разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Под «целостной системой приёмов» я понимаю систему практико - ориентированных заданий различного уровня (компетентностного, продуктивного, рефлексивного, ресурсного), позволяющая обеспечить ученика необходимым набором способов деятельности с текстовым материалом. Поэтому в своей работе применяю следующие формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:

  • выделение в тексте главных положений и смыслов;
  • составление вопросов к тексту и ответы на них;
  • разбивка текста на смысловые части;
  • составление различных видов планов;
  • составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
  • составление логической схемы, интеллект- карты и кластера на основе ключевых извлечений из текста;
  • преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;
  • на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста;
  • реферирование текста.

Применение данных видов работы с текстом разнообразно. Наиболее часто используемые мной приёмы в работе с 5-7-классниками: "Верю - не верю", "Восстанови текст", "Лови ошибку", "О ком или о чём?", "Думаем - рассуждаем". Все они позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией. Например, начиная в 6-7 классах на уроках обществознания работу с неадаптированными текстовыми источниками для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания:

  • Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора,
  • Можете ли вы привести примеры по теме высказывания;
  • Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним;
  • Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста;
  • Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;
  • Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка;
  • Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил);
  • Заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

Визуальные методы организации материала. Позволяют визуально (наглядно) организовать изучаемый материал. Это рисунки, схемы, таблицы. Они позволяют развивать у школьников умения внимательного и вдумчивого чтения; анализа и систематизации информации текста; логического мышления. Начиная с 5 класса применяю задания способствующие развитию умения составлять различные виды схем. Например, при изучении темы «Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э.» на разных этапах урока учащиеся получают следующие задания.

Прочитать пункт 1-3 параграфа 31, составить схему к теме «Рабство в Афинах».

На основе заполненной схемы учащиеся составляют синквейн по теме «Рабство в Афинах». Написание синквейна - это творческое задание которое позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

Другим графическим способом представления изученной информации является прием "Фишбоун". Данный приём позволяет выявить причинно- следственные связи изучаемой темы, факта, события.

В рамках темы «Расцвет демократии в Афинах» учащиеся знакомятся с двумя противоположными точками зрения на положение в Афинах 5 в до н э.

  • 1 точка зрения принадлежит современным историкам: 5 в до н.э. - «золотой век Афинской демократии» - или «век Перикла». Историк А.Боннар пишет «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир»
  • 2 точка зрения принадлежит современнику Перикла-Фукидиду. Он так охарактеризовал положение в Афинах 5 в до н э: «По названию демократия, а в действительности господство первого человека»

Из анализа точек детьми формулируется проблема «Расцвет демократии или диктатуры?»

Прочитав пункт 3-4 параграфа 30 выделить действия относящиеся к раскрытию проблемы и их последствия, сформулируйте свой вывод о правлении Перикла в Афинах.

Не менее интересные возможности по нахождение, осмысливанию и использованию нужной информации даёт историческая карта. Например, изучая тему "Монгольское нашествие на Русь" в 6 классе учащимся предлагается используя карту на с. 127 в учебнике, расставить в хронологической последовательности отрывки из русских летописей:

  1. «С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов».
  2. «Потом пошли на Коломну, в ту же зиму. Пошел Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар, и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича, и иных мужей много. И прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве».
  3. «Той же осенью пришли из восточной стороны в Булгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Булгарский, и перебили оружием всех жителей от старца и до младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнем и всю землю их пленили».
  4. «Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли, и князя убили».
  5. «И пошли безбожные татары на реку Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром, и с мужами своими пошел против поганых, и встретились оба войска, и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками».
  6. «В субботу мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки, а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в седьмой день. И взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот».

В старших классах как основной так и средней школы наиболее эффективнми приёмами работы считаю:

  • кластеры и интеллект-карты;
  • ПОПС (позиция - обоснование - подтверждение - следствие)

SWOT - анализ ( представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы:

  • S - сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths - сильный)
  • W - слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses - слабый)
  • О - возможности применения (англ. opportunities - возможности)
  • T - угрозы применения (англ. threats - угрозы)
  • RAFT - технология (роль - аудитория - тема - форма)

На мой взгляд, используемые мной приёмы, позволяют не только повысить интерес к преподаваемым предметам, но и помочь обучающемуся самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических и общественных событий, не «навязывает» ему общепринятые стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам.

Эффективность применяемых приёмов технологии развития критического мышления при работе с текстом на уроках истории и обществознания подтверждается:

  1. повышением качества обучения и мотивации для приобретения новых исторических знаний, их расширению, углублению (что выражается в повышении качества знаний по предметам и успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, в участии в интернет олимпиаде по истории и обществознанию "Звезда", интернет - олимпиада для старшеклассников РАНХиГС, ежегодно мои ученики является призёрами и победителями школьного этапа ВОШ как по истории так и по обществознанию, а также призёрами муниципального и участниками краевого этапов);
  2. учащиеся получают опыт применения аналитических навыков и знаний работы с исторической и историографической информацией, умеют перерабатывать её содержимое, в том числе, для создания нового продукта (в рамках предмета обществознания учащиеся создают и защищают учебные и творческие проекты, ежегодно мои ученики являются участниками ШНПК "Шаг в науку");
  3. формированием не только предметною, но и социальною компетентности, положительные ценностные ориентации, универсальные учебные действия ( учащиеся старших классов принимают участие в подготовке и проведении тематических бесед, презентаций и игр с младшими школьниками как в период Недели истории так и в течении года).