Патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе является одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями и содержит различные аспекты этого понятия: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное. С самого раннего возраста начинается подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление гражданина, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к её традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других социально значимых проблем.
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости.
Так как я работаю в начальной общеобразовательной школе около 10 лет, мне не безразлично какими будут наши воспитанники в будущем. Вместе с тем, что на уроках и внеклассных мероприятиях мы даём детям определённые знания, решаем воспитательные задачи по разным направлениям.
Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проб- леммы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве), умением критически мыслить.
Опираясь на Стандарты второго поколения, мы можем подчеркнуть важность этой темы. «Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную позицию, готовность к служению Отечеству» [В.В.Стопин «История патриотического воспитания»]. Изучая тему гражданско-патриотического воспитания, я рассмотрела и определила особенности патриотического воспитания младших школьников, его цели и задачи; формы и направлении, изучила учебно-воспитательный план мероприятий нашей школы, провела обобщение своего опыта работы по данному направлению.
Мы не сможем воспитать в ребёнке любви к Родине, не пробудив у него любви к родной музыке, к культурным ценностям своего народа, умению замечать красоту родного края, бережного отношения к нему и почитанию отчего дома. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему его учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в младшем школьном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Поэтому я, как учитель музыки, уделяю большое внимание песенному репертуару патриотической направленности на своих уроках и хоровых занятиях. Это песни о Родине, о русской земле, о природе родного края, о любви к родителям, бабушкам и дедушкам, о друзьях, о Великой Отечественной войне, о подвиге русского солдата. Например, в 4 классе в теме «Музыка моего народа» детям очень нравится песня Г.Струве «Моя Россия»; яркими примерами песен о Великой Отечественной войне, где раскрывается героическая тема, являются такие песни, как «И все о той весне» Е.Плотниковой, «Журавли» Я.Френкеля, «За того парня» М.Фрадкина, «А закаты алые» А.Ермолова. Перед знакомством с каждым из этих произведений я провожу беседу, побуждая детей к откровенному разговору о значимости великого подвига русского человека в годы войны. Когда мы разучиваем песни о мамах, папах, бабушках, я всегда акцентирую внимание на их положительных чертах, добрых качествах характера. Дети с удовольствием и проникновенностью поют эти песни, осознавая, что они звучат для их близких и родных людей. Эти песни задевают самые глубокие струнки детской души, вызывая тёплые улыбки, а иногда даже слёзы.
Когда мы разучиваем песни о мамах, папах, бабушках и дедушках, я всегда акцентирую внимание на их положительных чертах, добрых качествах характера. Дети с удовольствием и проникновенностью поют эти песни, осознавая, что они звучат для их близких и родных людей. Эти песни задевают самые души, вызывая теплые улыбки, а иногда даже слезы. После разучивания песни представляются детьми на классных праздниках для своих же любимых родителей, дедушек и бабушек, а так же для других родных и близких. При подготовке различных праздников в классе или других мероприятий, проводимых в школе нужно конечно же привлекать и родителей, чтобы дети чувствовали значимость их выступлений (составление презентаций, разучивание песен, стихотворений, инсценировок и т.д.)
Учителю важно подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как-бы исподволь подводя его к нужному осознанию. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил и возможностей. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате такой работы мы предлагаем ученику, изучая историю своей страны узнать, а какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему в возможности гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Например, нарисовать родной край, образ которого они представили, услышав песню или музыку.
Внеклассная деятельность является продолжением той работы, которая начинается на уроке. В начальной школе она, предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения.
Наша школа, придерживаясь основной воспитательной задачи - развития индивидуальной траектории учащихся, всегда планирует и общешкольные мероприятия по военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию. Кроме этого каждый классный руководитель планирует ряд мероприятий гражданственной направленности. Существуют различные формы внеклассных мероприятий: праздники, смотры, конкурсы, классные часы, беседы, научно-практические конференции, фестивали, концерты, экскурсии, проекты, турниры, лектории, выступления агитбригады, беседы, встречи, акции и многое другое. Эти различные формы работы осуществляются по следующим направлениям:
Духовно-нравственное направление: Праздники: День матери, День Пожилых людей, День рождения класса, День именинника, День семьи, выступления в Доме инвалидов и реабилитационных центрах, показ новогодних сказок в детских садах микрорайона. Здесь учителю необходимо обеспечить непрерывность духовно-нравственного воспитания, в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.
Спортивно-оздоровительное: Осенние старты, Лыжная эстафета, Малые олимпийские игры, Олимпийские уроки.
Эколого-исследовательское: Посадка деревьев и озеленение пришкольного участка, акция «Здоровые дети в здоровой семье», проект «Их именами названы улицы нашего города».
Гражданственно-патриотическое: Праздники - День защитника Отечества, День Победы, ролевая игра «Я - солдат», Смотр строя и песни, встречи с ветеранами ВОВ, юнармейская игра, военизированная игра-поход; выступление перед курсантами и ветеранами полиции в учебном центре МВД.
Наиболее ярким событием в нашей школе является традиционный праздник, посвященный дню Великой Победы. А продолжением его стали «Смотры строя и песни», во время подготовки и проведения которых, у детей воспитывается интерес к легендарному прошлому нашей российской армии. Дети знакомятся с различными родами войск, готовят военную одежду, соответствующую этим войскам, разучивают военную песню, элементы строевого шага. Проходит парад - смотр всех классов с приглашением военных с МВД, которые и принимают этот парад в торжественной обстановке в центральном дворце детского и юношеского творчества с приглашением родителей. Моя роль, как учителя музыки в этом большом мероприятии заключается в том, чтобы познакомить детей с военными песнями прошлых лет и современности, разучить с каждым классом песню для маршировки. И главное, средствами музыкального искусства пробудить в них чувство гордости за военное прошлое и настоящее нашей страны.
Важную роль в воспитании нравственных и патриотических чувств младших школьников играют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые приурочены к празднику День Победы. И в нашей школе они стали традиционными. Каждый год наши дети с большим трепетом и волнением ждут встречи с Ветераном Великой Отечественной войны Гвардии сержантом Oxoтниковым Григорием Ивановичем. Рассказывая о своих этапах военных сражений, он позволяет детям прикоснуться к историческому прошлому нашей страны, стать невольными свидетелями военных лет. Медали и ордена за подвиги и отвагу, которые теснятся на его груди, действительно завораживают ребят многих классов. И на все интересующие вопросы детей Григорий Иванович отвечает с радостью и волнением. Ребята не могут не заметить, что на глазах ветерана проступают слёзы. И они понимают, что это память о погибших друзьях - однополчанах бередит душу старого солдата. Продолжением и творческим результатом таких встреч стала исследовательская работа ученицы 3 «А» класса Ивановой Анастасии, и её выступление на Республиканской научно-практической конференции с темой «Война и наше поколение».
Такая многогранная тема, как Родина, затрагивается в образовательном процессе практически на каждом предмете (русский язык и литературное чтение, окружающий мир и технология, музыка и изобразительное искусство, родной язык и МХК). Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включая младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, руководителю кружка или тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с любви к родным местам.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи. Очень интересно и весело проходят такие праздники в классах, как «Папа, мама, я - спортивная семья», «День рождения класса», «День семьи», «День именинника» и другие.
Если знакомить детей с историей и бытом русского или чувашского народа в интересной для них форме - экскурсии, игры, посещения музея с предшествующей и последующей творческой работой самих учащихся (поиск информации, рисунки, мини-сочинения, поделки), то это будет способствовать развитию у них интереса, стремлению узнать больше о традициях, обычаях, истории народа и воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине, развитию творческих способностей.
В нашей начальной школе уже три года дети под руководством классных руководителей принимают участие в интерактивной компьютерной программе классных часов для обучающихся 5-7 классов «Юная Россия» по формированию гражданской идентичности. Группа учителей адаптировали эту программу для учащихся начальной школы. Автором программы является педагогический коллектив школы №5 г. Йошкар-Ола «Обыкновенное чудо» во главе с директором, кандидатом педагогических наук Мамаевой Татьяной Владимировной. А идейным вдохновителем и организатором внедрения этой программы в жизнь является Дергунов Владимир Александрович - кандидат педагогических наук, директор Республиканского Центра внешкольной работы Минобразования Татарстана, почётный работник сферы молодёжной политики РФ.
Цель программы - содействие формированию гражданской идентичности юных россиян, социальному взрослению участников, сплочению классного коллектива класса и приобретению обучающимися жизненно важных навыков.
В прошлом году была организована поездка в Консультативный Центр «Лесное чудо» для детей 3-х классов. Их родители стали активными участниками этого яркого события. Пребывание в «Лесном чуде» позволяет привести свое душевное состояние в равновесие, переосмыслить свои жизненные позиции, пообщаться с интересными людьми. Незабываемыми остаются встречи у вечернего костра с песнями, с душевными разговорами. Разнообразные виды деятельности, общение с уникальной природой заповедника позитивно влияют на эмоциональный настрой и духовно-нравственное развитие ребят, содействуют сплочению коллектива. Теперь они строят планы на поездку в «Лесное чудо» во время зимних каникул. Для этой поездки мной были разучены с детьми как песни, предлагаемые в программе, так и песни из программы хоровых занятий.
Изучив ранний опыт наших отечественных педагогов, психологов по вопросу патриотического воспитания обучающихся в начальной школе, и собрав свой педа- гогический опыт и совместный опыт коллектива нашей школы, я сделала вывод. В наше современное время - век различных технологий и инновационных модерниза- ций необходима планомерная работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В каждом выпускнике начальной школы мы хотим видеть общекультурную, интеллектуальную личность, любящую свою Родину - патриота своей Отчизны.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Проявляя интерес к тому, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем, а также к истории нашей страны, учитель должен воспитывать и поддерживать этот интерес в детях. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. Как ни учителю музыки благодаря великой силе искусства предоставлена такая возможность. И наверняка будет результат этой работы. Наверное, не случайно, наши учащиеся становятся победителями творческих проектов, конкурсов, фестивалей, турниров различного уровня. В нашей школе вот уже 4-й год существует вокальный ансамбль мальчиков «Друзья», участниками которого являются обучающиеся 1-4 классов. Главным акцентом в программе занятий этого кружка является патриотическое воспитание. Также песенный репертуар кружковых занятий содержит такие темы, как «Родина», Спорт, «Здоровье». Каждый год они становятся победителями, лауреатами, финалистами различных конкурсов:
- 2014 год - призеры второй степени городского фестиваля патриотической песни «Вспомним мы пехоту и родную роту…»;
- дипломанты I городского фестиваля детской патриотической песни «Мы - наследники Победы» с песней Елены Плотниковой «И все о той весне»;
- 2015 год - дипломанты открытого городского вокально-эстрадного конкурса «Волшебный голос» с песней «Служить России» (солист Статьев Александр);
- Дипломанты 1 степени Чувашского телевизионного конкурса детской чувашской песни «Мехел» с песней «Орден», посвящённой 60-летию Великой Победы. Музыку этой песни была написана мной к стихам чувашской поэтессы А.Юрату;
- 2016 год - призёры 1 степени в Республиканском вокальном конкурсе «Жемчужины Чувашии» с этой же песней «Орден».
Я думаю, все эти выступления детей являются не только фактом творческих побед, но и важным воспитательным фактором, который позволяет моим воспитанникам ощутить себя частичкой богатой истории нашей великой страны.
Использованная литература
- Е.В.Бондаревская Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, Ч.1., 1993г. С32.
- И.А.Пашкович. Патриотическое воспитание: система работы. Волгоград, 2006г. С169.
- И.А. Тисленкова. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград, 2006г. С172
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование, 2005г. № 4. С.23.