Контингент участников: Педагоги ДО физкультурно-спортивной направленности.
Форма: лекция
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень важно развивать свое мастерство, умение, тело к соревнованиям. Вы можете заниматься развитием мастерства по 10, хоть по 12 часов в день, но если вы не занимаетесь психологической подготовкой спортсмена, в конечном итоге на соревнованиях победить будет гораздо сложнее.
У нас сегодня интересная тема, про спортивные страхи. Это одна из самых актуальных тем на сегодняшний момент, стоящих перед спортсменами. И, как мне кажется, одна из самых распространенных в спортивной деятельности. Явление «страх», и мы попозже поговорим об одной из форм - это волнение, оно тоже очень часто встречается, очень много спортсменов особенно в юном возрасте, которые еще не умеют справляться с эмоциями. Боятся выступать, боятся ошибиться, всего чего угодно можно бояться.
Спорт, как отдельный специфический вид деятельности, он сопряжен с тем, что спортсмен - это как правило человек какой? очень волевой, целеустремленный, бесстрашный. И попадая в эту спортивную среду, что происходит с ребенком? Ему запрещают испытывать страхи. Он не должен бояться, он должен что-то преодолевать все время, он должен показывать исключительно свою смелость - это все транслируется и родителями, и педагогами. Ребенку необходимо как-то справится со всеми своими эмоциональными переживаниями, тревогами, волнением, (а он еще не готов к этому) для того, чтобы те взрослые, которые от него это требуют - видели, что он не боится.
Наша задача №1: сегодня разобрать, что такое спортивные страхи и причины их возникновения.
Задача №2: понять КАК мы можем помочь молодым спортсменам. А тем взрослым, кто находится в окружении ребенка-посмотреть, как они могут способствовать тому, чтобы эти страхи не возникали, какие есть техники и методики для этого.
Страх - это вообще очень хорошее дело, он НУЖЕН, особенно в спортивной деятельности, потому что тут даже опаснее бесстрашие спортсмена.
СТРАХ - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании или реальной, или мнимой опасности для здоровья и благополучия.
Так зафиксировано в нашем геноме человека, испокон веков. Это данная нам природой особенность.
Есть хорошая французская пословица: «Опасение - половина спасения».
Давайте обратимся к страхам. Вспомните, а затем напишите в чат, какие-то страхи, с которыми бы могли столкнуться ваши спортсмены? (дать минуту).
- Страх получить травму
- Страх сцены (гимнастика, танцы)
- Страх потерять предмет (художественная гимнастика)
- Страх проиграть (например, всегда был 1, а теперь боится стать 2)
- Страх потерять свой статус
- Страх поединков (борьба, единоборства)
- Страх, что противник окажется выше, сильнее, старше
- Страх не принять передачу
- Страх опозориться
- Страх забыть программу выступления
Их такое многообразие! Вы представляете, это ведь в голове у спортсмена, он это вербализирует. У человека, в отличии от животных, очень много внутренних процессов: воображения, мышления и всего остального. Поэтому он может придумать себе страхи. У меня может не быть ситуации реально угрожающей, но я могу ее себе придумать. Конечно, мы их придумываем, основываясь на прошлом опыте своем, или других людей.
Если убрать слово «страх», в сухом остатке остается программа:
- Потерять предмет
- Не справится с эмоциями
- Опозориться
- Нанести боль сопернику и т.д.
Остаются прямые установки, которые наш мозг может считывать буквально, как призыв к действию.
Это первая история. Вторая-то, что наш мозг считывает слово «боюсь» и дальше уже не важно «что». Надо бояться или надо что-то делать с этим моим страхом. Мы будем подходить с двух сторон, с одной от слова «боюсь», с другой то, что остается ПОСЛЕ слова «боюсь». То есть нужно понимать, что нас есть 2 конца у этих фраз - с одной мы слышим страх, с другой мы слышим установку.
У человека есть 3 варианта как реагировать на страх. Еще раз, бесстрашных людей нет. Это очень важно объяснить спортсменам. Не запрещайте им испытывать отрицательные эмоции, как только они начинают это отрицать, идет дополнительная, внутренняя параллельная работа «что делать-то со своим страхом». То есть когда он у вас боится (а боятся нельзя, нет, ни в коем случае) он у вас в этот момент не выступает на соревнованиях, он борется, с самим собой. Мозг перегружен, он выполняет серьезную дополнительную задачу. Далее он понимает, что страх никуда не уходит, он нарастает. Ребенок начинает тревожиться уже по поводу того, что находится в состоянии страха, а это не нормальное состояние, и он должен срочно убрать. Куда? Как? Он не понимает. Он испытывает колоссальное перенапряжение, у него все разваливается.
Работать с этими эмоциями можно, но только тогда, когда спортсмен признается в том, что «Да. Я не робот. Я боюсь»
Сейчас мы переходим к второй части нашей встречи, а именно способы и методы помочь ребенку в этом. Как только он признает себе, что у него есть волнение, необходимо выяснить уровень этого волнения и временной промежуток (Когда оно начинается, за месяц, за неделю, в день соревнований и т.д.). Сейчас вы можете сами вспомнить какую-либо стрессовую ситуацию и проанализировать, когда возникла тревожность.
КОГДА ВЫ НАЧИНАЕТЕ ВОЛНОВАТЬСЯ?
Это кстати первый вопрос, который я задаю спортсмену при индивидуальной работе? Оцени свое волнение по 10-балльной шкале.
Как правило, в физическом проявлении мы сталкиваемся либо с одной либо с другой крайностью.
Адреналин.
Чрезмерное возбуждение Итог: ошибки в технике, повышенный тонус, перемотивация. |
Отрицание.
|
Со всеми проявлениями вы можете ознакомится в следующем файле
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВОЛНЕНИЯ
Согласитесь, сложно добиться высоких результатов, имея 1,2,10 симптомов проявлений. (мигрень, дрожание рук, головокружение, тошнота, и тд)
Синоним слова «страх». Уважаемые коллеги, внимательно слушайте, что говорят вам спортсмены, какие слова он употребляет в речи.
- Страх
- Боязнь
- Тревога
- Испуг
- Ужас
- Паника
У страха есть такая, скажем, прелюдия. Это волнение. Или иными словами предстартовый мандраж, это не обязательно всегда перед началом соревнований, это и перед выполнением сложного упражнения, и перед трудным заданием, когда что-то нужно показать перед тренером, зрителями, в том числе перед товарищами по команде. Почему это возникает?
ПРИЧИНЫ ВОЛНЕНИЯ
Причины волнения. Причина №1
Негативное отношение к себе, процессу тренировок, соперникам, соревнованиям.
В чем выражается? Выражается в негативных мыслях, неуверенности.
Что делать? Учиться нейтрализовать негативные мысли, перепрограммировать на позитивный сценарий.
*Самосбывающиеся пророчества - если человек думает о чем-то, еще и с эмоциональной составляющей, сценарий волшебным образом начинает сбываться. Важно думать позитивно, ведь куда мысли - туда и энергия.
Формируем новое отношение, соревнования = это возможность.
Практика СТОП. Выписать негативные мысли (хотя бы 3), и напротив написать новую позитивную настройку. Например: «Я упаду» = «Я буду крепко держаться на ногах», «Я не поймаю мяч» = «Я буду тщательно следить за ведением мяча и поймаю его» и т.д.
Слово «СТОП» - тормозящее волну волнения, нужно говорить себе жестко. Для спортсмена важно, КАК он мыслит, говорит, действует.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОБЕДИТЕЛЯ
- Вы способны на большее, если боретесь до самой последней секунды
- Победа любит смелых
- Главное - борьба
- Я уже делал это раньше
- Я смогу! я сделаю наилучшим образом!
- Я верю в свои силы
Не использовать «Я займу 1 место», только то, что зависит только от тебя.
Причина №2: Негативный прошлый опыт соревнований.
В чем выражается? Выражается в ожидании повторения негативного сценария из прошлого опыта.
Что делать? Пересмотреть прошлый опыт, извлечь урок. Смотреть на опыт с точки зрения задач на будущее. Упражнение №1
Универсальное упражнение «И что»
Представление максимума возможных картинок, если опасения оправдаются, нужно проделать заранее, исчерпать все фантазии и представления задолго до важной ситуации соревнования. Психолог/тренер помогает проделывать это упражнение с помощью конкретизирующих вопросов.
Например:
- «Я опасаюсь ошибки»
- «Что будет, если ты ошибешься»
- «Мне будет неприятно»
- «Что именно будет неприятно»
- «Уважать в коллективе не будут/команду подведу/тренер будет злиться»»
- «Что будет если (Уважать в коллективе не будут/команду подведу/тренер будет злиться)
Подобными вопросам необходимо прокрутить всю цепочку, до самого конца и до самого плохого (порой, доводя до абсурда).
Результаты:
- Останется меньше неосознанного, но работающего в подсознании негатива;
- Будет план на худший случай;
- Можно выйти на основную причину страха-тогда работа будет эффективнее.
Причина №3. Психофизическая реакция на стресс
В чем выражается? выражается в изменениях в теле.
Что делать? Контролировать уровень стресса, и вовремя снижать уровень волнения.
ФОРМУЛА СНИЖЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
- Физическая разрядка
- Освобождающее дыхание
- Установки
ЛЮБОЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВЫХОДИТ/ ОСВОБОЖДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ!
Что можно делать? Отжимания, приседания, прыжки - любое физическое движение, где будет задействовано как можно больше мышц. Сначала нужно проанализировать состояние - затем физ. разрядка - затем снова анализ состояния. Если двигаться нет возможности, то прием статического напряжения (напряжение-расслабление, можно поиграть со счетом от 1 до 8)
Социальные страхи
В чем выражается? выражается в «страхе людей», внимания, сцены, публичного выступления.
Что делать? Больше контактов с людьми, выступлений, общения.
В СССР даже была такая практика, перед крупными соревнованиями спортсменов специально вывозили на концерты, заставляли выступать перед зрителями и т.д. Но за час до соревнований - дистанцироваться и включиться.
Частные страхи:
- недотренерованность
- страх нового пространства
- привычка волноваться и т.д.
Работа только индивидуальная, адресная. НЕТ универсального решения.
Преодоление страхов
Игнорирование страха - дает отрицательный эффект. Разумнее признать наличие у юного спортсмена данного эмоционального состояния и работать с ним.
Чтобы эффективно помогать спортсмену управлять страхом, существуют специальные упражнения.
Шкала эмоциональных состояний:
12.Энтузиазм, желание эффективно действовать
11. Радость, веселость
10. Интерес к взаимодействую и познанию
9. Конструктивизм, разумность и рассудительность
8. Скука
7. Отторжение, нежелание взаимодействовать
6. Гнев, желание взаимодействовать
5. Скрытая враждебность, как возможность проявить недовольство
4. Страх, оцепенение на угрозу выживания
3. Горе, реакция на потерю чего-то
2. Жертва, ощущение несправедливости по отношению к себе
1. Безнадежность и бесполезность что-либо изменить
Упражнения для групповой работы.
- Тренер зачитывает список Шкалы эмоциональных состояний по порядку снизу-вверх. Спортсмен имитирует каждое эмоциональное состояние.
- Тренер зачитывает название эмоциональных состояний вразброс. Спортсмен демонстрирует эмоциональное состояние.
- Тренер демонстрирует поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию, двигаясь снизу-вверх по Шкале эмоциональных состояний. Спортсмен распознает эмоциональное состояние и отвечает тренеру в эмоциональном состоянии на один малый резонанс выше.
- Тренер демонстрирует вразброс поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию. Спортсмен распознает эмоциональное состояние и отвечает тренеру в эмоциональном состоянии на один резонанс выше.
- Тренер изображает спортсмена на соревнованиях в разных эмоциональных состояниях, начиная с апатии. Спортсмен, используя метод ступенчатого перехода, поднимает Тренера по Шкале эмоциональных состояний до энтузиазма.
Методика исследования страхов спортсменов Е.Е.Хвацкой
Мы уже подходим к завершению нашего вебинара, на слайде вы видите такую анкету, подробно мы ее уже разбирать не будем. Это очень хорошая история, она диагностичная. Это методика исследования страхов спортсменов Е.Е.Хвацкой. Найти ее можно в научно-практическом журнале «Спортивный психолог» №2. Этот документ в открытом доступе, в интернете можно найти разные версии. Что это? Это собрание всех страхов, каких только можно у спортсменов и попытка оценить их в баллах. Поэтому сначала «что я боюсь обычно», потом на тренировке, на соревнованиях. Спортсмен анализирует и видит «так, это у меня редко», или «а это уже похоже про меня».
Когда вы располагаете такой информацией про вашего спортсмена, вы уже можете маневрировать, на какой почве у него возникла тревога, это социальные страхи, или что-то другое? Но самое главное, он когда видит список всех этих страхов, он испытывает такое облегчение! Чаще всего я слышу «Ой, откуда вы все это взяли»
В заключение моего выступления, хочу порекомендовать вам как самим отслеживать волнение даже в ежедневной суете, за рулем, перед родителями детей. И конечно передать полученный сегодня опыт вашим обучающимся, все эти практики, которые мы сегодня разобрали, можно и нужно применять сразу, и ориентироваться на то, чтобы выработать в себе привычку отслеживать состояние (можно в течении, говорят, 21 дня), но вообще 90 дней. Старайтесь помогать вашим спортсменам, рекомендуйте им упражнения, поддерживайте их, оказывайте помощь.
Спасибо за внимание.