Дидактическая игра «Экологические проблемы Челябинской области»

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа, Экология

Классы: 8, 9

Ключевые слова: экология, экологические проблемы, экологическая игра, Челябинская область


Уровень реализации: институциональный и муниципальный.

Участники (целевая аудитория): В игре принимают участие команды муниципальных образовательных организаций города Сатка, состоящие из обучающихся 8-9 классов; сопровождение и экспертизу обеспечивают педагогические работники города.

Актуальность

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Цель: Рассмотреть понятия «экология», познакомить обучающихся с экологическими проблемами Челябинской обл., с негативными последствиями человеческой деятельности для всего живого на планете.

Задачи

Обучать:

  • формировать понятия об экологии, о негативных последствиях;

Развивать:

  • умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды,
  • умение ориентироваться по карте Челябинской области,
  • общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся,
  • познавательную и творческую активность,
  • внимание, умение слушать собеседника, вести дискуссионное общение;

Воспитывать:

  • ценностное отношение к окружающей нас среде,
  • к своему здоровью,
  • уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений,
  • прививать интерес учащихся к изучению природы Челябинской области, к делу охраны природы родного края.

Планируемые результаты

Предметные:

  • осознанно воспринимать содержание материала;
  • оформлять мысль в диалогическое речевое высказывание.

Метапредметные:

  • формировать познавательный интерес к новому материалу;
  • учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
  • проводить сравнение по заданным критериям;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера;
  • умение использовать ИКТ с целью демонстрации материала, подготовленного группой.

Краткое описание и этапы реализации

В основе дидактической игры «Экологические проблемы Челябинской области» лежит идея, что школьники совместно с педагогом-наставником пройдут исследовательский путь по самым значимым проблемам окружающей среды Челябинской области.

Это мероприятие является уникальной возможностью напомнить подросткам о важности бережного отношения к природным ресурсам, к окружающей среде, к здоровью человечества.

Этапы реализации практики (управленческие механизмы):

1. Этап разработки Игры:

  • создание рабочих групп (деление на команды), распределение зон ответственности (по каждой экологической проблеме отдельная группа);
  • консультирование и разработка этапов игры;
  • разработка списка литературы для подготовки к игре;
  • разработка методических рекомендаций по подготовке к игре;
  • разработка заданий.

2. Информационное сопровождение в образовательном пространстве школы:

  • проведение организационного собрания;
  • методическая поддержка команд;
  • консультирование групп.

3. Организация и проведение игры:

  1. Проведение жеребьевки: (команды получают тему для исследования, заочная экспертиза педагога);
  2. Подготовка соц.странички (каждая команда) по выбранной теме;
  3. Проведение заочной оценки наработок команды;
  4. Проведение очного этапа Игры:
    • Первое задание: УГАДАЙ ПРО ЧТО…? - просмотр нарезок видеороликов по экологии (без точного озвучивания проблемы);
    • Второе задание: УБЕРИ ЛИШНЕЕ - работа по карточкам (лото), закрыть правильные таблички и убрать лишнее;
    • Третье задание: КАРТА - ЗНАЙКИ - работа с экологической картой Челябинской области, озвучивание проблем во всех регионах;
    • Четвертое задание: А МЫ ЕЩЁ «ЛУЧШЕ» - каждая команда рассказывает по своей проблеме (показывает видео доказательства, соц.страницы);
      • Загрязнение воздуха
      • Загрязнение воды
      • Радиоактивное загрязнение
      • Вырубка лесов
      • Загрязнение почвы
      • Бытовые отходы
    • Пятое задание: НАУКА О МУСОРЕ - просмотр видеорепортажей о переработке мусора, о свалках и т.п., каждая команда предлагает альтернативный подход к утилизации мусора (доказывают, что лучше);
    • Шестое задание: НЕ СПЕШИ ВЫБРАСЫВАТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ (ПРАКТИКА) - командам предлагают пластиковый мусор и время подготовить поделку для использования вторичного сырья в быту;
    • Седьмое задание: ЛЮБИМЫЙ ГОРОД - команды за определенное время находят в интернете (собственные знания) информацию о экологических проблемах города Сатка, полученную информацию предоставляют жюри.
    • Подведение итогов Игры и награждение команд.
  5. Подведение итогов и анализ количественных и качественных результатов. Определение перспектив развития Игры, возможности использования результатов Игры в других проектах.

Полученные результаты: Данная дидактическая игра может является дополнительным материалом в проведении уроков, классных часов и т.п. по теме "Экология". А также был сформирован список литературы для подготовки к игре, являющийся самостоятельным методическим продуктом, который может быть использован при подготовке к проектам, направленным на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Разработаны методические рекомендации по подготовке к игре.

Необходимые ресурсы:

  • Научно-методические ресурсы - список используемой литературы, документальные и художественные фильмы
  • Материально-технические ресурсы - это пространство отдельной образовательной организации (МАОУ «СОШ № 5»):
  • учебные кабинеты с оборудованием для демонстрации презентаций (по количеству участников), актовый зал, ресурсы библиотек, материалы для изготовления проектов (используется разнообразный подручный материал).
  • Ресурсы социального партнерства и др. - в рамках сетевого взаимодействия с городскими музеями, библиотеками, исторический музей Южного Урала).