Уровень реализации: институциональный и муниципальный.
Участники (целевая аудитория): В игре принимают участие команды муниципальных образовательных организаций города Сатка, состоящие из обучающихся 8-9 классов; сопровождение и экспертизу обеспечивают педагогические работники города.
Актуальность
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Цель: Рассмотреть понятия «экология», познакомить обучающихся с экологическими проблемами Челябинской обл., с негативными последствиями человеческой деятельности для всего живого на планете.
Задачи
Обучать:
- формировать понятия об экологии, о негативных последствиях;
Развивать:
- умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды,
- умение ориентироваться по карте Челябинской области,
- общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся,
- познавательную и творческую активность,
- внимание, умение слушать собеседника, вести дискуссионное общение;
Воспитывать:
- ценностное отношение к окружающей нас среде,
- к своему здоровью,
- уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений,
- прививать интерес учащихся к изучению природы Челябинской области, к делу охраны природы родного края.
Планируемые результаты
Предметные:
- осознанно воспринимать содержание материала;
- оформлять мысль в диалогическое речевое высказывание.
Метапредметные:
- формировать познавательный интерес к новому материалу;
- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
- проводить сравнение по заданным критериям;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера;
- умение использовать ИКТ с целью демонстрации материала, подготовленного группой.
Краткое описание и этапы реализации
В основе дидактической игры «Экологические проблемы Челябинской области» лежит идея, что школьники совместно с педагогом-наставником пройдут исследовательский путь по самым значимым проблемам окружающей среды Челябинской области.
Это мероприятие является уникальной возможностью напомнить подросткам о важности бережного отношения к природным ресурсам, к окружающей среде, к здоровью человечества.
Этапы реализации практики (управленческие механизмы):
1. Этап разработки Игры:
- создание рабочих групп (деление на команды), распределение зон ответственности (по каждой экологической проблеме отдельная группа);
- консультирование и разработка этапов игры;
- разработка списка литературы для подготовки к игре;
- разработка методических рекомендаций по подготовке к игре;
- разработка заданий.
2. Информационное сопровождение в образовательном пространстве школы:
- проведение организационного собрания;
- методическая поддержка команд;
- консультирование групп.
3. Организация и проведение игры:
- Проведение жеребьевки: (команды получают тему для исследования, заочная экспертиза педагога);
- Подготовка соц.странички (каждая команда) по выбранной теме;
- Проведение заочной оценки наработок команды;
- Проведение очного этапа Игры:
- Первое задание: УГАДАЙ ПРО ЧТО…? - просмотр нарезок видеороликов по экологии (без точного озвучивания проблемы);
- Второе задание: УБЕРИ ЛИШНЕЕ - работа по карточкам (лото), закрыть правильные таблички и убрать лишнее;
- Третье задание: КАРТА - ЗНАЙКИ - работа с экологической картой Челябинской области, озвучивание проблем во всех регионах;
- Четвертое задание: А МЫ ЕЩЁ «ЛУЧШЕ» - каждая команда рассказывает по своей проблеме (показывает видео доказательства, соц.страницы);
- Загрязнение воздуха
- Загрязнение воды
- Радиоактивное загрязнение
- Вырубка лесов
- Загрязнение почвы
- Бытовые отходы
- Пятое задание: НАУКА О МУСОРЕ - просмотр видеорепортажей о переработке мусора, о свалках и т.п., каждая команда предлагает альтернативный подход к утилизации мусора (доказывают, что лучше);
- Шестое задание: НЕ СПЕШИ ВЫБРАСЫВАТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ (ПРАКТИКА) - командам предлагают пластиковый мусор и время подготовить поделку для использования вторичного сырья в быту;
- Седьмое задание: ЛЮБИМЫЙ ГОРОД - команды за определенное время находят в интернете (собственные знания) информацию о экологических проблемах города Сатка, полученную информацию предоставляют жюри.
- Подведение итогов Игры и награждение команд.
- Подведение итогов и анализ количественных и качественных результатов. Определение перспектив развития Игры, возможности использования результатов Игры в других проектах.
Полученные результаты: Данная дидактическая игра может является дополнительным материалом в проведении уроков, классных часов и т.п. по теме "Экология". А также был сформирован список литературы для подготовки к игре, являющийся самостоятельным методическим продуктом, который может быть использован при подготовке к проектам, направленным на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Разработаны методические рекомендации по подготовке к игре.
Необходимые ресурсы:
- Научно-методические ресурсы - список используемой литературы, документальные и художественные фильмы
- Материально-технические ресурсы - это пространство отдельной образовательной организации (МАОУ «СОШ № 5»):
- учебные кабинеты с оборудованием для демонстрации презентаций (по количеству участников), актовый зал, ресурсы библиотек, материалы для изготовления проектов (используется разнообразный подручный материал).
- Ресурсы социального партнерства и др. - в рамках сетевого взаимодействия с городскими музеями, библиотеками, исторический музей Южного Урала).