Адаптация к детскому саду детей с расстройством аутистического спектра

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


У детей с расстройством аутистического спектра страдает социальная, коммуникативная и эмоциональная сферы им непросто адаптироваться в детском саду, поэтому нужно учесть все особенности ребёнка.

В идеале к детскому саду нужно готовить заранее. Оставлять ненадолго с родственниками. Как правило, дети уже ходят в развивающий центр, где с ребёнком занимаются без мамы, но занятия проходят индивидуально, а в детском саду нужно взаимодействовать с детьми. Общения может никогда и не произойти, но находиться в обществе детей ребёнок может привыкнуть. Поможет в этом посещение детских площадок. Ненадолго, держа под контролем взаимодействие ребёнка с другими детьми. Первое посещение детского сада должно быть не долгим, максимум час. Затем время увеличивается ненадолго и очень постепенно, минут на 20-30 в неделю. Ребёнок должен точно знать, что мама всегда возвращается. Поэтому никогда не обманывайте ребёнка, говоря "я сейчас приду", уходя надолго. Дети не понимают времени, поэтому ориентируйте его на события. "Я приду, когда ты покушаешь (поспишь, погуляешь)". Не опаздывайте, лучше придите заранее, что бы, как только ребёнок поел, Вы были «тут как тут».

За пару месяцев до детского сада, перестройте режим ребёнка под режим детского сада. По возможности, узнайте меню и попробуйте готовить блюда, похожие на те, которыми ребёнка будут кормить в саду. Переходите на новое питание не сразу. Потихоньку давайте пробовать новое. Дети с такими особенностями очень настороженно относятся к новой еде. Вводите её в рацион незаметно, выбирая для этого спокойные дни и позитивный эмоциональный фон ребёнка. Когда ребёнок попробовал новую еду, сделайте, что-то приятное, то, что он любит делать больше всего, для закрепления положительного опыта. Новая еда будет ассоциироваться с положительными эмоциями.

Прогуляйтесь вечером до детского сада, в то время, когда детей разбирают по домам. Обратите внимание ребёнка на, то, что за всеми приходят родители. В детском саду никто не остаётся. Что такого просто не может быть. К тому же дорога до детского сада должна быть хорошо знакома ребёнку. Для детей очень важны ритуалы. Утро должно начинаться одинаково, тогда настрой на детский сад, будет спокойнее.

Проследите за информацией, которую получает ребёнок из окружающего мира. В этой информации не должно быть и намёка на то, что родители могут бросить ребёнка. Иногда нам кажется, что дети играют и нас не слышат, как мы обсуждаем соседку, которая отдала ребёнка бабушке и устраивает свою личную жизнь. Или по телевизору идёт передача как кто-то ищет мать, которая его оставила в детском доме. Ребёнок может даже головы не поднять от игрушек, но на неосознанном уровне эта информация запечатлится и выльется в тяжёлую адаптацию. Ведь для психики, потерять мать, эволюционно означает смерть. У ребёнка даже мысли не должно возникать, что мать может бросить своего ребёнка.

Никогда не пугайте ребёнка детским садом: "Там тебя быстро научат есть!", "Никто тебе не разрешит там ходить в памперсах!", "Там тебя быстренько перевоспитают!!!". Научите ребёнка, делать эти вещи самостоятельно. Скажите, что если у него не получится, ему обязательно помогут. Воспитатель конечно и оденет и накормит, но ребёнку будет комфортнее если он будет уметь это делать сам.

Согласитесь и взрослым комфортнее, когда их самые простые жизненные потребности не зависят от человека в котором они не уверены.

Но и не преувеличивайте плюсы детского сада. Не говорите, что это волшебное место, в котором с детьми всегда играют и развлекают. Дело в том, что в саду есть определённые правила, которые ребёнок должен будет соблюдать. Сейчас везде говорят об индивидуальном подходе, но родители не всегда понимают правильно, что имеется ввиду. Режимные моменты соблюдаются в обязательном порядке. Если по расписанию прогулка, а ребёнок не хочет гулять, то погулять все равно придётся. Индивидуальный сам подход к ребёнку. Кого-то можно уговорить, кого-то заинтересовать, с кем-то построже, с кем-то очень мягко и осторожно.

Очень облегчает адаптацию отношение родителей к воспитателю. Но все не так просто. Большинство родителей говорят "Я хорошо отношусь к воспитателю и доверяю ей". Но это нужно действительно почувствовать. Бывает объективно все нормально, но что-то тревожно, тогда скорее всего и ребёнок будет тревожиться. А если смотришь на воспитателя и на душе спокойно, то вскоре и ребёнок успокоится.

В возрасте 3-х лет ребёнок начинает отделяться от матери, но очень постепенно. В природе, детёныши в этом возрасте ещё неотрывно связаны с мамой. Даже если кошка постепенно начинает отпускать котят от себя поиграть, они знают что она рядом за спиной, чувствуют её защиту. Ребёнку некомфортно находиться без защиты матери, если он не нашёл защиту в лице воспитателя.

Многие боятся слез. Но если ребёнку плохо, слезы это спасение. Взрослым мы часто говорим "Поплачь, станет легче". Но детям мы твердим "Не плачь!". Уговариваем, успокаиваем, обещаем что-то купить, если в садике весь день не плакал. Так делать категорически нельзя! Разрешите ребёнку плакать, если ему грустно. Поговорите с ним. Скажите: "Если в садике тебе будет грустно и захочется поплакать, обязательно поплачь. А если будет весело и радостно, улыбнись и посмейся". Когда нам можно плакать, обычно не очень то и хочется.

Гораздо хуже, если ребёнку грустно, страшно, плохо, а он не плачет. В итоге это выливается в психосоматику, ослабляет иммунитет и ребёнок подхватывает любую инфекцию. Не запрещайте плакать, не угрожайте и не обещайте "конфетку" если весь день не плакал в детском саду. Помните, если ребёнок не плачет когда ему некомфортно, от этого легче нам, а не ему.

Часто бывает так, что несколько дней ребёнок ходит в сад с удовольствием. Родители счастливы и готовы хоть завтра оставить его на целый день с тихим часом. Но однажды утром ребёнок вдруг отказывается идти в детский сад. И с тех пор начинаются слезы, истерики, крики. Тогда родителям приходит в голову только одно логичное объяснение. "В саду что-то случилось. Кто-то обидел". Но, чаще всего это происходит просто из-за того, что новизна пропала. Ребёнок просто однажды утром захотел остаться дома или пойти в другое место, потому, что не знает, что он теперь ходит в садик на постоянной основе. Он думает, что может выбирать, как когда вы его спрашиваете, на какую детскую площадку он сегодня хочет пойти. И когда вы говорите ему, что хочет он или нет, но в сад он идёт, у ребёнка естественно появляется негатив к этому месту. Тем временем у родителей появляется подозрение к воспитателю и детям, которое ребёнок моментально считывает и начинает их бояться. Он уже не только пытается отвоевать свое право выбора, но и спастись от опасных людей, в этом опасном месте, в которое его приводят родители.

Ребёнку нужно время, чтобы детский сад вошёл в его жизнь как любой другой режимный момент. Помогите ему в этом. Будьте терпеливы. Прислушивайтесь к воспитателю в его рекомендациях. Воспитатели видят насколько адаптировался Ваш ребёнок и на какое время его уже можно оставить в детском саду. Они это проходят каждый год. У большинства за плечами огромный опыт. Прекрасно если вы сами поделитесь с воспитателем своим опытом взаимодействия с ребёнком. С его привычками и способами успокоиться. И тогда адаптация пройдёт быстрее и легче.