Школьное научное общество – актуальная форма работы с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: одаренные дети


Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть сохранит существование и самого общества.

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня универсального образования.

Наша задача создать условия для развития учащихся. И мы считаем, наиболее подходящим в этой области - это организация исследовательской деятельности учащихся. Определенная группа детей школьного возраста, приобщаясь к научным знаниям через эксперименты, опыты на уроках, мечтают расширить свои знания, другие стать серьезными учеными в будущем. Для поддержания и развития познавательного интереса школьников можно и важно предложить детям заняться исследовательской работой.

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми способностями, а также дети с высокой мотивацией к учебной деятельности. С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, в рамках программы «Одарённые дети» в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Поиск».

Задачи ШНОУ:

  • Формирование единого научного общества школы со своими традициями;
  • Формирование исследовательской компетенции обучающихся;
  • Подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
  • Проведение исследований, имеющих практическое значение;
  • Пропаганда достижений науки, техники, литературы.

Учебно-исследовательская работа с учащимися ведется по следующим направлениям:

  • исследовательская работа как составляющая часть учебного процесса - сообщения, доклады, проекты учащихся, мини-исследования;
  • исследовательская деятельность как дополняющая часть учебного процесса - кружки, конкурсы;
  • исследовательская деятельность параллельная учебному процессу - научно-практические конференции разного уровня, олимпиады.

В основу работы положены принципы развития творческого мышления и творческих способностей, учета индивидуальных особенностей и профессиональной направленности, самостоятельного исследовательского поиска.

Учащиеся, имеющие повышенную мотивацию к исследовательской деятельности, активно участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях. Первыми слушателями и экспертами являются учащиеся и педагоги на ежегодной школьной конференции «Старт в науку». Основная цель её - создание творческой образовательной среды для педагогов и учеников. Подготовка и проведение конференции способствует развитию творческой одаренности учащихся школы. Ведь научно-практическую конференцию школьников можно рассматривать как средство расширения образовательной среды школы.

В подготовке конференции принимают участие все заинтересованные лица. Выступления проходят по секциям, в ходе которых и учителя, и учащиеся обмениваются взглядами на различные проблемы. Эта конференция является стартовой площадкой для выхода на более высокий уровень.

Лучшие исследовательские работы рекомендуются для участия в ежегодной научно-практической конференции школьников города «Шаг в будущее. ЮНИОР» для 2-7 классов и «Шаг в будущее» для учащихся 8-11 классов. Ежегодно учащиеся участвуют и занимают призовые места в научно-практических конференциях Всероссийского уровня «Национальное Достояние России»; Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку» http://www.future4you.ru; Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юный исследователь» http://www.future4you.ru; Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура»» http://www.future4you.ru; Межрегиональный конкурс исследовательских работ школьников «Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев».

Внедрение основ исследовательской деятельности позволяет привлекать все больше учащихся к участию в различных конкурсах, проектах, олимпиадах, конференциях, в том числе дистанционных. Ряды наших исследователей растут с каждым годом. Это дает учащимся бесценные уроки, порождают стремление оправдать оказанное доверие, победить в научном соревновании, достичь успеха.

Навыки исследовательской деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Развитие интеллекта школьников, их творческого потенциала, формирование личности происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отведено научному эксперименту, учебно-исследовательской деятельности учащихся, что реально осуществимо в условиях дополнительного образования в школе.

Можно сделать вывод о том, что научное общество даёт возможность одарённым детям осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, развивает познавательный интерес и любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками. Навыки, полученные в НОУ, помогут выпускникам нашей школы, успешно справляться в дальнейшем в вузах с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

Литература

  1. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для СПО / В.Н.Вараксин, Е.В.Казанцева. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 239 с.
  2. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. М., 2019.
  3. Воробьева, С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.В.Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 740 с.
  4. Кураева Н.М. Развитие творческих способностей учащихся особенности творческой одаренности // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://shelgimn.ucoz.ru/publ/6-1-0-19]
  5. Рабцевич Т.А. Развитие творческой одаренности и самореализации личности учащихся в условиях профильной школы» // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/65259]
  6. Селевко Г.К. «Организация внеурочной деятельности учащихся» // «Образование в современной школе» № 3 2002.