Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеет разнообразные виды художественной-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятие дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у ребёнка воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам развиваться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности.

Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развитие детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположение предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребёнок, взрослый), цветов (растения в разные времена года), разные пространственные расположения предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкции могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.), с их свойствами выразительными возможностями, приобретают новые навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыплёнка (предметы имеющую круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путём, закрепляется в сознании. На занятии по изобразительной деятельности развивается речь детей:

  • усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствуют обогащению словаря;
  • высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравниваю предметы, находят свойства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно - образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребёнок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определёнными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладеть трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша и кисти, к следам, оставленными ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определённое изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы и ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, в скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепки, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника.

Творчество - еще один из важных видов культурно-досуговой деятельности ребенка. Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку, творить;
  • быть рядом с ним в этом процессе;
  • принять и понять его; довериться ребенку в минуты творческого поиска;
  • самому быть творцом;
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Развивать творческую способность детей можно средствами изобразительного искусства по-разному. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал. Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует художественному творчеству.

Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях.

Первый - самый простой, и поэтому именуемый часто поверхностным, уровень методик, построенных на базе использования основных приемов творческого воображения.

Агглютинация (от греч. - склеивание). Крупные части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе, и получаются с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. На основе этого приема можно разработать много интересных творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных, «сконструировать» новое. Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все эти три этапа требуют творческого подхода.

Аналогия. С визуальными аналогиями мы имеем дело практически постоянно. Разнообразные объекты, не имеющие строго заданной природной формы (такие облака, падающие тени, пятна, краски). Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками - на что они похожи. Следует фиксировать идеи каждого ребенка. В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, узоры на ковре, или на стекле. Например, детям предлагаются другие специальные задания карточки, на которых содержится сложные по форме и цвету фигуры. Задача - найти как можно больше аналогий с реальными изображениями (на что похоже). В определенных случаях и преувеличение, и преуменьшение выступают как приемы творческого воображения. Таким путем можно наглядно продемонстрировать детям пример рисования карикатур, сказочных персонажей, героев мультфильмов.

Акцентирование - умение подметить и выделить, подчеркнуть главное - еще один из приемов творческого воображения. Задания для развития могут быть следующими: рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги, Колобка, рисуя их портрет, изображают эти черты; нарисовать героя своей любимой сказки.

Типизация - самый сложный прием творческого воображения. Задача создания типичного образа - подлинно художественная задача, но работа в данном направлении с детьми рассматриваемые нами образы крайне затруднены. Однако на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей способность, можно развивать. Задание: сложив листок цветной бумаги определенным образом, вырезать с детьми «снежинки». Конкурс - чья «снежинка» больше всех похожа на настоящую.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Главное для творческого мышления - не шаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Изобразительная деятельность дошкольника должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Работа с детьми-дошкольниками по изобразительной деятельности осуществляется по двум самостоятельным направлениям:

  • в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства;
  • на занятиях по рисованию и лепке и в свободной самостоятельной деятельности детей.

По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, «у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости». Установлено, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, цвет, строение предметов, но и красоту окружающей его действительности; учиться любоваться нежной зеленью растении, радоваться красоте цветов.

Задача педагога - управлять чувственным опытом ребенка в процессе наблюдений за природой или общения с произведениями искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться величественной красотой скульптуры и архитектуры, сопереживать героям сказок, испытывать чувство радости или огорчения при восприятии произведений живописи, которые взволновали его, и т.п. В то же время изобразительные возможности дошкольника весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов движений рук. Для того чтобы ребенок овладел необходимыми формообразующими движениями, проводятся специальные упражнения, основанные на изображении простейших предметов (ленточки, платочки, баранки, мячики, кубики и др.), которые не представляют эстетической ценности. Так в процессе обучения реализуется принцип его доступности.

Воспитатель должен развить у малышей эмоциональную отзывчивость к природе, красивым предметам и материалам. Они с удовольствием рассматривают произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книжную графику. Живо реагируют на образы матери и ребенка при восприятии репродукций произведений мировой живописи (принцип опоры на чувственный опыт).

Рисование и лепка рассматриваются не только как важное средство эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия, а также своевременного и полноценного психического развития. «Ученые установили, что представления дошкольного возраста о предмете во многом отличаются от самого предмета и сохраняют не все его качества, а лишь отдельные стороны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом полученные от восприятия представления не остаются неизменными, а постоянно меняются и преобразуются». Кроме того, происходит процесс обобщения представлений, и дети изображают в рисунках и лепке не то, что они видели, а то, что они себе представили, вообразили сами. Поэтому рисунки детей четырех лет специалисты относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребенка.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. «Ребенок использует возможности ритма, цвета, не имея предварительных знаний о них; он просто увлекается доступным ему в данный момент материалом. Чтобы ребенок представлял, осознавал, что он делает, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия.

Обучение должно быть научным. При этом крайне важно помнить: «направлять» ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний». Несмотря на то, что движения руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, они еще недостаточно скоординированы. Действия детей пятого года жизни, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения дошкольники, всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль над направлением движения часто отступает или сведен до минимума. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков. По данным у детей 6-7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей пятого года жизни. Поэтому обучение должно строиться с учетом возраста и возможностей ребенка.

Одним из печальных результатов является превращение художественных образов в застывшие шаблоны. Для того чтобы вместо примитивных, с точки зрения взрослого, рисунков скорее получить полноценный продукт детской деятельности, педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного ими образца. «Отвечая элементарным требованиям изображения, шаблоны находят признание у окружающих и, благодаря этому, закрепляются в индивидуальном опыте ребенка. С одной стороны, это имеет положительное значение, так как создает определенную графическую основу для изобразительной деятельности, вселяет уверенность - ребенок немедленно получает результат. Однако, с другой стороны, шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества.

Если не руководить деятельностью детей, то они могут так и не научиться рисовать ничего, - кроме нескольких усвоенных ими застывших построений отдельных предметов, и полностью утратить личные средства выражения, адекватные их жизненному опыту». Нарушается принцип сознательности и активности в обучении. Психофизиологические возможности детей 4-5 лет весьма ограничены, а обучение изображению по заданной схеме порождает штампы и лишает детей возможности самостоятельно изобразить что-либо. В результате при обучении дошкольников этого возраста возникают серьезные трудности.

Детей можно и нужно учить. Но не технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства и обязательно с учетом их возрастных особенностей. Особое значение в работе с детьми принадлежит новым педагогическим технологиям, построенным на основе игровой мотивации, которые подробно описаны в руководстве по воспитанию, образованию и развитию детей пятого года жизни. Если на пятом году жизни серьезные трудности у детей возникают с передачей формы и строения предметов, то, с другой стороны, проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом:

  • к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор: дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, знать названия основных цветов и некоторых оттенков;
  • в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;
  • дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность ребенка пятого года жизни воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Благодаря этому, даже самые несовершенные работы удаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения. Но отношение детей к цвету как к свойству, присущему данному предмету, неустойчиво. Поэтому, повторяя изображение какого-либо предмета, ребенок может изменить его окраску по своему вкусу. Лишь постепенно, к 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако и в старшем возрасте сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого. Кроме того, ученые считают, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке:

  • цвет как передача окраски изображаемого;
  • цвет как украшение.

При этом было установлено, что преобладание того или иного отношения к цвету само по себе является показателем развития ребенка. Поэтому для повышения эффективности изобразительной деятельности дошкольников необходимо:

  • создать в группе условия для их самостоятельных занятий рисованием с использованием палитры и побуждать к экспериментированию с цветом;
  • на занятиях рисованием научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  • помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка и научить украшать поверхность вылепленных изделий (процарапывание, печатание, и др.);
  • способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей и развивать способность к изобразительному творчеству, учитывая вышеизложенные задачи, также важно помнить, что в работе с детьми пятого года жизни внимание следует уделять формированию у них интереса к цвету, желание действовать с множеством цветов и оттенков.