Вы читаете любое литературное произведение и в вашем воображении всплывают различные образы, картинки. Вы осознаете последовательность событий и идею прочитанного вами текста. И все это благодаря мышлению.
По определению С.Л.Рубинштейна, «мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности». Он видел основную роль мышления в нахождении необходимых связей, закономерностей между предметами.
Когда мы говорим о мышлении у детей дошкольного возраста, то мы понимаем следующие виды:
- Наглядно-действенное. Оно характерно для детей 3-4 лет. Дети при помощи предметов решают примитивные задачи: собрать пирамидку, построить башенку, подобрать нужную форму предмета. Дошкольник в этом возрасте при помощи методов проб и ошибок сопоставляет причину со следствием.
- Наглядно-образное. Оно характерно для детей 4-5 лет. Дети уже могут образно представить, что получится, если они совершат действие. Это говорит о том, что они уже оперируют образами и нет необходимости манипулировать с предметом.
- Словесно-логическое. Оно характерно для 6-7 лет. Дети уже используют понятия, а не конкретные образы.
Все мыслительные операции сопровождаются речью. Речь используется для оформления мыслей, эмоций. Л.С.Выготский рассматривал связь мышления и речи. По его мнению, речь и мышление развиваются отдельно друг от друга до 2-2,5 лет. И примерно в этом возрасте связываются между собой.
Мы можем говорить о задержке психического развития (ЗПР) в том случае, когда у дошкольника разные виды мышления развиваются неравномерно. Сравнивая дошкольников с ЗПР с остальными сверстниками (нормотипичными), специалисты говорят о заторможенности мышления. Соответственно у дошкольников с ЗПР присутствуют и проблемы с речью, а именно с ее развитием и пониманием. Такие дети не могут четко выразить свое желание, объяснить, что ему хочется, рассказать план выполнения какого-то упражнения, сформулировать выводы или задать правильно вопрос. Поэтому когда мы говорим о задержке психического развития, то мы говорим и о задержке психоречевого развития (ЗПРР).
Важно понимать, что задержка психоречевого развития - это следствие неправильного функционирования центральной нервной системы, т.е. недоразвитость речи спровоцирована врожденными психическими и неврологическими заболеваниями.
Задержка психического развития говорит нам и о психоречевой задержке у детей. Речь и мышление тесно связаны между собой, соответственно, работая с ребенком с ЗПРР, нужно обращать внимание не только на одну проблему, а на все когнитивные функции организма в целом (внимание, память, мышление и т.д.) Конечно же отставание детей с ЗПРР от своих сверстников заметно, и те, кто окружает ребенка с таким диагнозом (педагоги, родители, педиатры), должны понимать о необходимости проведения специальной коррекционной работы для нормального развития психических и когнитивных функций.
Специалисты отмечают, что задержка психоречевого развития наиболее часто диагностируется у детей в возрасте трех лет и старше. В этот период ребенок обычно становится активным: задает много вопросов, «изобретает» необычные слова и фразы, пытается сам подобрать ответ при выполнении заданий. Если активного общения с окружающими не происходит, то родители должны заметить неладное и начать беспокоиться. Чем раньше обнаружено будет отставание в речи, тем быстрее оно может быть скорректировано. Пятилетний возраст - это уже достаточно поздний возраст для начала коррекционной работы ЗПРР. Если ребенок не заговорил после семи лет, вероятность его излечения крайне мала.
Конечно же существуют критерии, по которым мы можем судить о наличии задержки психоречевого развития:
- 4 месяца - ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, ребенок не улыбается, когда с ним начинает общаться мама, папа;
- 8-9 месяцев - ребенок не повторяет одинаковые слоги, не лепечет;
- 1 год - ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года - ребенок не говорит простых слов «на», «дай», «мама», не реагирует, когда к нему обращаются по имени; может также не уметь жевать;
- 2 года - ребенок использует очень ограниченный набор слов, и новые слова не повторяет за другими;
- 2,5 года - ребенок в своей речи использует не больше 20 слов, для него сложно составить фразу из двух-трех слов, не может назвать части тела, отдельные предметы;
- 3 года - ребенок не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов. При разговоре сглатывает окончания, так как говорит слишком быстро, или наоборот, говорит очень медленно. Часто повторяет дословно то, что сказал ему взрослый человек.
Конечно же, судить по одной встрече с ребенком о том, что у него ЗПРР неправильно. Первые, кто могут заподозрить какие проблемы есть у ребенка - это родители, которые должны забить тревогу и обратиться к специалистам. Важно понимать, что чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Именно при общении с окружающими происходит расширение кругозора, развитие внимания, мышления и т.д.
Несомненно, ребенку с ЗПР и ЗПРР нужна помощь, которая должна быть комплексной, своевременной, уместной. В организации специальной коррекционной работы должны принимать участие не только педагогические работники той образовательной организации, которую посещает дошкольник, но и родители, врачи, логопеды, дефектологи. И чем раньше начнется терапия, тем больше вероятность того, что ребенок сможет учиться в общеобразовательном классе.
Говоря о коррекционной работе с ребенком с ЗПРР, то мы понимаем, что главная роль принадлежит логопеду-дефектологу и психологу, которые организуют занятия, направленные на развитие мышления, внимания, памяти, речи, правильной артикуляции и т.д. При чем важно, чтобы педагоги сотрудничали при составлении индивидуального маршрута развития ребенка, давали корректные рекомендации родителям.
Задача логопеда-дефектолога состоит в исследовании всех компонентов речевого развития, определении уровня владения языковыми средствами, фиксации ошибок при артикуляции и их исправлении. Определение уровня владения связной речи, особенности построения предложений, рассказа помогает сформулировать выводы об особенностях или недостатках мыслительной деятельности. Психологом проводится анализ когнитивных и психических функций ребенка. И уже опираясь на данные, полученные специалистами, составляется психолого-педагогическое заключение и выстраивается план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком.
При составлении плана коррекционно-развивающей работы с дошкольником с ЗПРР необходимо учитывать следующие моменты:
- задания и упражнения должны стимулировать детей говорить;
- задания и упражнения должны быть направлены на развитие как фонетико-фонематической стороны речи, так и на формирование лексическо-грамматических навыков;
- задания и упражнения должны способствовать построению развернутых речевых высказываний, пониманию сложных высказываний;
- разнообразные занятия, содержащие специальные игровые приемы, упражнения, театрализованные игры, сюжеты и другие приемы, которые способствуют развитию монологической и диалогической речи.
При подборе упражнений и игр для развития мышления у детей с ЗПРР рекомендуется обращать внимание на такие особенности, как:
- упражнения должны развивать все виды мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация и абстракция);
- упражнения должны мотивировать ребенка говорить, объяснять, комментировать свои действия;
- упражнения должны быть посильны для ребенка;
- организовано чередование сложных и легких заданий;
- усложнение заданий должно быть поэтапно;
- любая устная информация должна быть визуализирована;
- обязательна смена типа деятельности: устная работа - письменная работа - двигательная активность;
- каждое занятие - индивидуально для ребенка в соответствии его уровня развития и поведения;
- присутствие физических разминок в начале занятия, между сложными заданиями;
- атмосфера занятий должна быть комфортной: без раздражающих и отвлекающих факторов.
При организации коррекционной работы важно помнить, что для каждого ребенка процесс игры очень важен, а для ребенка с ЗПР и ЗПРР особенно. В процессе игры происходит повышение интереса к процессу своей деятельности и ее результаты, активизируется речь при решении проблемных ситуаций, развивается мышление.
Необходимо отметить, что количество игр, проведенных во время курса занятий, совсем не важно. Акцент педагогами должен быть сделан на их повторяемость, последовательность, постепенное усложнение. Именно такой принцип построения работы даст ребенку возможность самостоятельно искать новые решения, осуществлять мыслительные операции, используя речь, знания, опыт. Те упражнения и задания, которые формируют положительное отношение к деятельности, способствуют развитию когнитивных процессов, способствуют закреплению изученного материала.
Работа над формированием различных мыслительных операций требует использования разных упражнений:
- анализ и синтез - задания на выделение признаков предметов, объединение предметов по определенному признаку. Эти мыслительные операции являются основными при развитии словесно-логического мышления. Возможные игры: «Что игрушка рассказывает о себе?», «Отгадай по описанию», «В магазине», игры с мозаикой, конструкторами;
- сравнение - задания на определение различий и одинаковых явлений, предметов, черт, характеристик. Возможные игры: «Найди такой же», «Найди объект по признакам»;
- классификация - задания на умение распределять предметы по определенному признаку и делать обобщения. Возможные игры: «Что можно есть и что нельзя», «Что растет на деревьях и что на грядках» и т.д.
Невозможно за одно занятие скорректировать задержку в психоречевом развитии у ребенка. Результата коррекционной работы не будет, если родители не уделяют внимания этой работе вне стен дошкольной образовательной организации. Только постоянная систематическая работа может принести положительные результаты. Ведь от того, как сформированы когнитивные процессы в организме ребенка, зависит его успешное обучение и адаптация в обществе.