Подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык


«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», - писал Бернард Шоу. Успешность человека определяется не объёмом знаний, а умением его применять. Сегодня вопрос подготовки учащихся к ОГЭ стал одним из актуальных. Ведь итоговая аттестация - первая серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к экзамену - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит его результат. Работа эта трудоёмкая.

Подготовка к итоговой аттестации - это испытание, которое проходят учителя вместе с учениками. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Подготовку к ОГЭ я начинаю с 8 класса. Уже на первом занятии знакомлю с нормативно-правовыми документами по итоговой аттестации, о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, рассказываю о процедуре проведения экзамена, о ходе подготовки к экзамену и уровне готовности каждого ученика. На консультациях тщательно изучаем критерии оценивания ОГЭ.

Подготовка к написанию сжатого изложения проходит так. Сначала знакомлю учащихся с критериями оценивания сжатого изложения, потом со способами сжатия текста. В течение четверти несколько раз пишем изложение. Я сразу приучаю ребят к голосу из колонок. Пока учимся писать, работаем вместе: выделяем микротемы, разбираем, зачитываем полученное. Я работаю вместе со своими учениками. Мы записываем ключевые слова, а потом зачитываем полученный вариант. Это происходит в первом полугодии, а потом учащиеся уже самостоятельно работают с изложением.

Чтобы хорошо справиться с изложением, ученику надо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - это содержание, без которого будет искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Необходимо научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения. Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

Этапы подготовки к сжатому изложению.

1. Слушание текста.

Слушание - один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста. Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.

2. Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя - воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, которые возникают в воображении при чтении.

3. Выделение «сигналов» текста - ключевых слов.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

4. Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.

5. Сжатие исходного текста

6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

При работе над сжатым изложением важна система. Подготовка к сжатому изложению может иногда занимать только часть урока.

Таким образом, к концу восьмого класса учащиеся уже неплохо пишут изложение.

В 8-м же классе я начинаю подготовку ко второй части экзамена - тестовой. На каждом занятии мы разбираем по одному заданию, записываем теорию, вклеиваем готовый теоретический материал. К каждому заданию у меня есть практические материалы. Сначала работаем с ними, а потом, когда будет пройдена вся теория, приступаем к самим КИМам.

Уже в 8-м классе на первых уроках литературы знакомлю учащихся с тремя видами сочинения (13.1, 13.2, 13.3), с критериями оценивания. Большинство учащихся выбирают задание 15.3, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения - не менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

В сочинении 15.3. должно быть четыре абзаца.

  • 1 абзац - толкование этического понятия, предложенного для размышления;
  • 2 абзац - аргумент из исходного текста;
  • 3 абзац - аргумент из жизненного опыта;
  • 4 абзац - вывод

Начиная отрабатывать написание второй части творческого задания, ученики пользуются памяткой, в которой чётко прописана структура сочинения-рассуждения, приведены наглядные примеры. Во время практикумов все выполняют одну и ту же творческую работу. Потом мы сравниваем полученное, вместе анализируем, выставляем баллы, аргументируем свою оценку. Очень нравится метод взаимопроверки. Каждый ученик выставляет баллы за изложение или сочинение, а затем эту работу проверяет учитель. При сравнении полученных баллов ученики на практике отрабатывают требования, предъявляемые к заданиям открытого типа с развёрнутым ответом, понимают, как нужно писать работу, чтобы максимально хорошо написать сжатое изложение и правильно выполнить задание, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

В течение всего учебного года мы составляем словарик ценностных понятий, которые могут встретиться в сочинении 15.3.

Сочинение 13.1

Л.В.Успенский утверждал: «В языке … есть слова». Что же имел в виду лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Действительно, лексические единицы языка.. (рассуждаем). Убедимся в этом, обратившись к тексту И.С.Тургенева.

Во-первых, проанализируем предложение №2 («Собака …»)…

Во-вторых, рассмотрим предложение №9 («И всё-таки он не мог…») Как известно, …

Таким образом, известный филолог Л.В.Ушинский был прав, говоря о том, что …

Сочинение 13.2

Я так понимаю смысл предложения 15 текста: произнося эти слова, рассказчик говорит о том, что любовь - это … + 1-2 предл. (рассуждаем, отвечаем на вопрос).

Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.

Во-первых, первый пример из текста (НАПИСАТЬ 2-3 предл.) Об этом говорится в предложении №7.

Во-вторых, второй пример из текста (НАПИСАТЬ 2-3 предл.) Предложения № 8-9 свидетельствуют об этом.

Таким образом, финальная фраза текста («Любовь сильнее смерти») помогает понять его идею: любовь способна спасти от смерти, преодолеть страх перед ней. (это твой вывод)

Сочинение 13.3

Что же такое родительская любовь? По моему мнению, это чувство…. + 2-3 предложения (рассуждаем, отвечаем на поставленный вопрос). Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст И.С.Тургенева и собственный читательский опыт.

В тексте И.С.Тургенева …. первый пример из данного текста (УКАЗАТЬ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ!!!) + вывод.

Размышляя над вопросом, что же такое родительская любовь, не могу не вспомнить рассказ К.Г.Ушинского «Орёл и кошка», в котором повествуется о том, как …. (или привести пример из жизни). + вывод.

Подводя итог своим рассуждениям, сделаю следующий вывод: ради любви к своим детям…

Автор

Название произведения

Главные герои

Проблемы, поднятые в произведении

Восьмиклассникам в конце года я даю список для летнего чтения и прошу их оформить такую табличку. Они уже начинают составлять банк аргументов для написания сочинения-рассуждения 15.3.

Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков. Некоторые диагностические контрольные работы проводятся на бланках ОГЭ, в течение года я использую бланки для проведения контрольных работ, учу их заполнять.

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену - это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку не существует. Каждый учитель сам определяет для себя и своих учеников путь к успеху.