Технологическая карта урока по теме "Электризация тел"

Разделы: Физика

Ключевые слова: Электризация тел


Практическая работа: разработка технологической карты урока.

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Тема урока

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

  • научатся самостоятельности мышления в учебной деятельности;
  • научатся внимательности

Метапредметные

  • научатся управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;
  • научатся проводить анализ информации;

Регулятивные:

  • осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности;
  • выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения;
  • вносить коррективы и дополнения в способ своих действий;

Коммуникативные:

  • слышать, слушать и понимать партнера;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Предметные:

  • научатся объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов
  • формировать умения проводить эксперименты и опыты

Ключевые слова электризация тел, электрический заряд, два рода электрических зарядов,

Краткое описание Учебник «Физика. 8 класс», под ред. А.В.Перышкина.
Конструктор урока по физике СФЕРА, Интернет, тексты кейсов, тексты тестов, лабораторное и демонстрационное физическое оборудование: электрофорная машина, полиэтиленовый пакет, резиновые перчатки, султанчики, воздушный шарик. Форма работы на уроке коллективная, индивидуальная, групповая, парная.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/ знаешь ли ты, что)

Предлагаю провести опыт: воздушный шар потрем о бумагу. Что происходит?
Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки. Что происходит?

Планируемые результаты: извлекают из опытов необходимую информацию, делают предположения и выводы.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
Открытие электрических явлений легенда приписывает мыслителю древней Греции Фалесу, жившему более двух тысячелетий назад. В окрестностях города Магнезия Фалес находил таинственные камешки, красивые и легкие. Эти дары моря обладали любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы. Такие камешки, выбрасываемые морем, мы сейчас называем янтарем. Древние же греки янтарь называли электроном. Древние греки любили украшения и мелкие поделки из янтаря. Названного ими за цвет и блеск «электрон»- что значит «солнечный камень». Отсюда и произошло слово электричество. Фалес Милетский (VI век до н.э.) Легенда гласит. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном и уронила его случайно в воду. Девушка стала обтирать веретено краем своего шерстяного хитона и заметила, что к нему пристало несколько ворсинок. Чем сильнее она вытирала, тем больше ворсинок прилипало. Это и заметилее отец. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это оченьнеудобно. Фалес берет янтарное веретено, потирает его и видит маленькие искорки. Очевидно, что дочь Фалеса наблюдала электрическое явление, аеёотец,Фалес,попытался объяснить его. Давайте, и мы с вами определим тему нашего урока, которая кроется в названии слова, объясняющего электрическиеявления - …электризация тел.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

  • Ты узнаешь, что такое электризация как взаимодействуют друг с другом заряженные тела какие существуют заряды.
  • Ты научишься распознавать электрические заряды, объяснять явления электризации и взаимодействия электрических зарядов.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель даёт учащимся задания выполнить в парах фронтальный физический эксперимент.
Сделать рисунки и записи в тетради.

Опыт № 1

Цель: Наблюдение электризации тел.
Приборы и материалы: кусок полиэтиленовой пленки, бумажная полоска, кусок шелковой ткани, ручка пластмассовая, штатив, карандаш, нить.

1.Подвесьте на двух нитях карандаш к лапке штатива.
2.Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите её куском шелка.
3. Подносите полиэтилен и шелк поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы наблюдаете?
Карандаш _______________________.

4.Проделайте подобные опыты с пластмассовой ручкой, полоской бумаги, натирая их о полиэтилен или шелк. Что вы наблюдаете?

Карандаш _______________________ .

5.Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем поднесите их друг к другу. Что наблюдаете?

Полоски _______________________ .
6. Постарайтесь ответить на вопросы:
-Как можно наэлектризовать тело?
-Оба ли тела электризуются?
-Как обнаружить электризацию тела?
-Все ли тела электризуются при соприкосновении?
7.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.75-76).
8.Сделайте вывод:
Тела можно наэлектризовать (способ)____________________. В электризации участвуют всегда _______тела и электризуются после разделения_________ тела.

Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами.

Вот что получились:
1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел.
2) При этом участвуют всегда оба тела.
3) Электризуются оба тела.
Мы сделали очень первый важный вывод.

Электризация тел - это явления, связанные с взаимодействием тел, которые были приведены в контакт друг с другом.

Опыт № 2

Цель: Изучение взаимодействия заряженных тел.

Приборы и материалы: маленькая пленка полиэтиленовая на нити, пленка полиэтиленовая, полоска бумажная, ручка пластмассовая, штатив.

План:
1.Маленькую полиэтиленовую
пленку подвесьте на нити к лапке штатива и осторожно потрите кусочком бумаги.
2.Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой.
3.Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Как они взаимодействуют? _______________________.
4.Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие.
Пленка с пленкой ________________________________.
Бумажная полоска с пленкой _____________________________.
5.Ответьте на вопросы:
-Как взаимодействует каждая полоска с пленкой?
-Как можно объяснить различные взаимодействия?
6.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.76-77).
А теперь давайте посмотрим интересный опыт.
Демонстрация учителем опыта.
Опыт с электрическими султанчиками
К кондукторам электрофорной машины подсоединяют бумажные султанчики, которые устанавливают на изолирующих подставках. Вращая ручку машины, наблюдают за их поведением.
Это интересно: В нашем опыте использовалась электрофорная машина, которая была изобретена немецким ученым Отто фон Герике в 1650г., правда назвалась она электрической машинкой и выглядела немного по -другому.
Герике изготовил шар из серы и установил на оси в особом стакане. Вращая с помощью рукоятки шар и прижимая к нему ладонь, его можно было наэлектризовать. Он заметил, что кусочки бумаги и пушинки, коснувшись шара отскакивают от него. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание.
7. Используя текст учебника (§25 с.76-77), ответьте на вопросы:
-Какие два рода зарядов существуют в природе?
-Как взаимодействуют одноименно заряженные тела?
- Как взаимодействуют разноименно заряженные тела?
8.Сделайте вывод:
В природе существуют ____рода электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака ______________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________.
Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами.
Вот что получились:
1.В природе существуют два вида электрических зарядов. 2.Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные - притягиваются.
3.Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом - отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.
Почему вы уверены, что электрический заряд бывает 2 видов («+» и «-»), а не трех, четырех? (так как наблюдаем 2 вида взаимодействия - отталкивание и притяжение).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/ Изложите факты/ Проверьте себя/ Дайте определение понятию/ Установите, что (где, когда)/ Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Я вам предлагаю тест на бумажной основе для первичного контроля и коррекции знаний (программирование заданий). Каждый ответ имеет свой шифр, который записан буквами, а ниже есть полоска ответов, ее вы и заполняете шифрами. Время даю 2-3 минуты.

Укажите шифр правильного ответа

Шифр

Ответы

Электризация - это …

Б

…заряд эбонитовой палочки, потертой о шерсть

Электризуются …

В

…отталкиваются

Положительный заряд - это …

З

…каучук с примесью серы

Отрицательный заряд - это …

М

…все тела, оба тела

Заряды противоположного знака …

Р

…заряд стеклянной палочки, потертой о шелк или бумагу

Заряды одного знака …

Д

…притягиваются

Взаимно притягиваются …

Ж

…эбонитовая палочка, потертая шерсть, и стеклянная, потертая о шелк

Эбонит - это …

К

…явление, при котором в результате соприкосновения тела электризуются и притягивают к себе легкие предметы

Взаимно отталкиваются …

Н

…две наэлектризованные пластинки оргстекла, потертые о шелк

Полоска для ответов обучающихся

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Фамилия

Ответы

Полоска-дешифратор

Ответы

К

М

Б

Р

Д

В

Ж

З

Н

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Устроим небольшое соревнование. Необходимо выбрать капитана и придумать название для своей команды, соответствующее теме урока. Затем, получить задания для обсуждения в группе. На обсуждение дается несколько минут, можно пользоваться любыми дополнительными источниками (учебник, Интернет, т.д.)

1 группа. РАБОТА С КЕЙСОМ

Мастеру прядильного цеха Петров Илья Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху.
По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Илья Иванович с выговором был не согласен.
Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы:
1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
2. Справедливо ли был наказан мастер Илья Иванович?
3. Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

2 группа. РАБОТА С КЕЙСОМ

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Сергеев Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы:
1. Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
2. Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

3 группа. РАБОТА С КЕЙСОМ

Механик автоколонны по перевозке нефти Савельев Пётр Сергеевич не подписал путёвку в рейс Андрееву Дмитрию Петровичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Андреев самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов.
По решению суда Андреев был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы:
1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
2.Прав ли был механик автоколонны?
3.Не слишком ли суровое наказание понёс Андреев?

Мы с вами сейчас обсудили различные жизненные ситуации проявления электризации.
Планируемые результаты: Умение распознавать физическое явление, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в группе.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

2) Положительно заряженную палочку поднесли сначала к лёгкой незаряженной металлической гильзе, а затем - к лёгкой незаряженной бумажной гильзе. В обоих случаях палочка не касалась гильзы. Притягиваться к палочке

1) будет только металлическая гильза
2) будет только бумажная гильза
3) будут обе гильзы
4) не будет ни одна гильза

3) На штативе при помощи шёлковой нити подвешена сделанная из фольги незаряженная гильза. К ней медленно приближают отрицательно заряженный шар на изолирующей подставке. При достаточно близком положении шара гильза займёт положение, показанное на рисунке.

Положительно заряженная стеклянная палочка притягивает подвешенный на нити лёгкий шарик из алюминиевой фольги. Заряд шарика может быть
А. Отрицателен.
Б. Равен нулю.
Верным(-и) является(-ются) утверждение(-я):
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

4) К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение).

Это означает, что
1) оба шарика заряжены положительно
2) оба шарика заряжены отрицательно
3) первый шарик заряжен положительно, а второй - отрицательно
4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй - положительно

Планируемые результаты: Умение распознавать физические явления (взаимодействие электрических зарядов, электризация тел), определять виды взаимодействия и объяснять на основе имеющихся знаний условия протекания этих явлений.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы:

1. О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?
2. Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?
3. В чем житейский смысл этой пословицы?

ПОСЛОВИЦЫ

  • Как соломинка и янтарь (персидская)
  • Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)

Планируемые результаты: применяют полученные знания, проявляют познавательную инициативу, развивают научную любознательность.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Давайте определим, какой заряд вы получили к концу урока(если вам все понятно и не было трудностей, поднимите «+»;если что то не получилось «-»)

Планируемые результаты: Учатся давать адекватную оценку ситуации, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание: § 25, читать, устно ответить на вопросы параграфа.

Письменное задание: Написать сообщение по теме «В чем польза и вред электризации» и составить правила техники безопасности чтобы нейтрализовать вредное действие статического электричества».

Планируемые результаты: научатся проводить анализ информации; самостоятельно выполнять работу пользуясь полученными знаниями.