Особенности речевой практики в медиаклассе

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: профильное обучение, медиакласс


Говоря о преподавании русского языка в старших классах, учителя часто сводят его к подготовке учащихся к предстоящему экзамену. Безусловно, в этом есть своя правда, поскольку предметник, работающий на старшей ступени, часто ограничен количеством часов, и при этом одним из важнейших показателей его работы является результативность класса на ЕГЭ.

Подобное положение вещей не может не отразиться на общей грамотности школьников, отрабатывающих с учителем определённые задания к экзамену, часто вне единой языковой системы. Обычная речевая практика, как устная, так и письменная, словно ускользает из поля зрения. Можно возразить, что старшеклассники пишут довольно много сочинений, эссе, но как часто они действуют по определённым алгоритмам и клише, когда собственное участие в создании текста сводится к минимуму. Такой подход удобен, так как позволяет минимизировать количество допускаемых ошибок. Однако возникает вопрос о том, что он даёт самому школьнику, почти автоматически подставляющему, как в «Тетрисе», слова, речевые обороты.

Участие в проекте «Медиакласс в московской школе» ставит перед учителем задачи иного порядка: здесь важна качественная языковая подготовка учащихся, они должны понимать, чувствовать слово, знать особенности словоупотребления, лексической сочетаемости, учитывать стилистические нюансы.

Одна из проблем, с которой сталкивается учитель-предметник на уроке, - бездумное складывание слов в предложения. Довольно часто учащиеся руководствуются внешней эффектностью слова или речевой конструкции. Им кажется, что от этого их речь станет более значимой, обретёт подобие экспертности. При этом основу их высказывания составляют канцеляризмы. Следует отметить, что часть таких слов и выражений даже не отождествляется школьниками с «канцеляритом». Не просто так Нора Галь в своей книге «Слово живое и мёртвоё» назвала канцелярит «самой злокачественной болезнью нашей речи». Остановимся на нескольких примерах слов, часто употребляемых в устной и письменной речи.

Данный

Легко заменить на «этот», «тот», «такой». Будет уместно как математический термин: «данная величина», «данное выражение».

Ввиду

Заменяется предлогами «из-за», «потому что». Одна из характерных черт официально-делового стиля - использование производных предлогов.

Является

Без этого глагола в значении «есть» вообще можно обойтись. Ср. Он является моим братом. Это мой брат.

Аспект

Можно заменить словом «вопрос», «тема», «сторона»… Само слово употребляется как термин в научной, официально-деловой речи.

Проблема

Довольно часто учащиеся стали использовать это слово вместо слова «забота» («У него накопилось много проблем по дому».)

Рассмотрим сложившуюся речевую ситуацию на примере слова «данный». Среди речевых штампов, возникших под влиянием официально-делового стиля, ему принадлежит, пожалуй, первое место. В работах старшеклассников часто встречаются фразы: «Данный текст поднимает актуальную проблему….», «В данном тексте рассматривается проблема…». Как правило, использование этого слова ничего не вносит в содержание высказывания, а лишь засоряет речь. В этом легко убедиться, исключив его из предложения.

Слово «проблема» в речи старшеклассников тоже довольно частотно. К сожалению, сами педагоги косвенно способствовали тому, что оно появляется в речи учеников к месту и не к месту. Как учителю мне довольно часто приходится наблюдать, как старшие школьники, пытаясь избежать речевого повтора, неуклюже заменяют слово «проблема» первым попавшимся синонимом, даже не пытаясь разобраться в значении употребляемого слова, его стилистической окраске. Так и появляются в их сочинениях «заковырки», «казусы», «загвоздки».

Если вы видите, что какие-то из слов-канцеляризмов закрепились в речи ваших учеников, необходимо проводить поэтапную работу, которая позволит им в дальнейшем самостоятельно отслеживать употребление этих слов в своих текстах. Для начала на обложке тетради можно составить таблицу с подобными словами и оборотами, записав и возможные синонимические замены. Отслеживать подобные слова позволяет и метод взаимной проверки, когда при работе над сочинением или эссе школьники обмениваются текстами. И уж, конечно, учитель не должен пропускать подобные ошибки в устной речи учащихся.

Характерной ошибкой в работах и устной речи современных школьников, к сожалению, следует назвать нарушение лексической сочетаемости слов. Имея одинаковое или схожее лексическое значение, такие слова могут быть вовсе не взаимозаменяемыми. Так, в русском языке возможны словосочетания «глубокая ночь», «глубокая старость», но не «глубокая весна» или «глубокое детство». Школьники часто путаются в близких по значению словосочетаниях: предпринять меры (принять меры), поднимать сопротивление (поднимать скандал), дешёвые цены (низкие цены).

В подобных случаях целесообразно использовать задания на выбор верного варианта сочетаемости слов. При этом количество верных ответов может быть различным.

  1. Впечатления (весёлые, радостные, жизнерадостные, чудесные)
  2. Поступок (совершить, сделать, произвести, сотворить)
  3. Пристально (слушать, смотреть, наблюдать, выбирать)
  4. Постигать (навыки, науки, азы, гармонию)
  5. Долговременный (прогноз, период, кредит, сбор)
  6. Кругозор (углублять, расширять, совершенствовать, развивать)
  7. Крепкая (ненависть, дружба, неприязнь, привязанность)
  8. Выполнить (мечту, желание, волю, задание)

В качестве тренировочного упражнения можно предложить учащимся подобрать к, казалось бы, синонимичным словам предложения. Рассмотрим это задание на примере наречий «единолично», «один», «в одиночку», «соло».

  1. Музыкант играл на скрипке…
  2. Он…распоряжается имуществом фонда.
  3. Мне было приятно посидеть на кухне…
  4. В этот раз я был в комнате…

Необходимо сформулировать лексическое значение каждого из наречий, обсудив со школьниками, в чем заключается его особенность.

Соло. Музыкальное произведение или отдельная партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом. Соло для скрипки. Теноровое соло. 2. Исполнение такого произведения или отдельной партии одним человеком. Соло на виолончели, на флейте.

Единолично. Единовластно, не коллегиально. Заключил единовластно.

В одиночку. 1. В отдельности от других; по одному, поодиночке. [Хибарки] стояли в одиночку, далеко друг от друга. 2. Собственными силами, без участия, без помощи других. Капитан предпочитал действовать в одиночку.

Можно предложить учащимся и анализ предложений, в которых они должны найти случаи нарушения лексической сочетаемости.

  1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
  2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
  3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
  4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
  5. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
  6. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
  7. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

Безусловно, работа с подобными заданиями должна быть системной. Используя их в качестве лексической «разминки» как на уроках русского языка, так и на уроках по журналистике, учитель закладывает навык осознанного словоупотребления, учит школьников фиксировать внимание на особенностях слова.

Закончить мне бы хотелось словами Норы Галь: «Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И слово может стать чудом. А творить чудеса - счастье. Но ни впопыхах, ни холодными руками чуда не сотворишь и Синюю птицу не ухватишь».