Введение
Дислексия является распространённым нарушением чтения, которое диагностируется обычно в школьном возрасте. Однако исследования показывают, что многие предвестники дислексии могут быть выявлены уже в дошкольном возрасте, что делает возможным применение программ раннего вмешательства для минимизации последствий данного нарушения. Раннее вмешательство позволяет значительно улучшить когнитивные и академические результаты детей, что делает его важным элементом профилактики дислексии.
Основные аспекты программ раннего вмешательства
Программы раннего вмешательства направлены на развитие ключевых навыков, необходимых для успешного овладения чтением: фонологической осведомлённости, визуально-пространственной ориентации и мелкой моторики.
Исследования Белкиной О.А. [2] показали, что дети, которым оказывают поддержку на этапе формирования этих навыков, демонстрируют меньшую выраженность симптомов дислексии в школьном возрасте. В исследовании принимали участие 120 детей дошкольного возраста, разделённых на экспериментальную и контрольную группы. Дети были разделены на две группы: экспериментальная группа получала специализированную помощь в рамках программы раннего вмешательства, а контрольная группа не получала дополнительной поддержки. Занятия включали упражнения на распознавание и анализ звуков в словах, сортировку предметов и сборку пазлов для улучшения зрительно-пространственной ориентации, а также задания на развитие мелкой моторики, такие как работа с пластилином и перебор мелких предметов. Результаты показали, что дети, прошедшие программу, имели меньше трудностей с чтением и письмом в школе, чем те, кто не участвовал в программе, что подтверждает эффективность раннего вмешательства в профилактике дислексии.
Элементы программ раннего вмешательства
Программы раннего вмешательства включают в себя следующие ключевые компоненты:
1. Фонологическая осведомлённость
Развитие фонологической осведомлённости является одной из основных задач программ раннего вмешательства, так как именно этот навык оказывается наиболее дефицитарным у детей с риском дислексии. Исследования Adams [5]; Lonigan [6] подтверждают, что дети, развивающие навыки распознавания и манипуляции звуками в словах, лучше справляются с процессом обучения чтению.
2. Упражнения на развитие моторных навыков
Сложности с мелкой моторикой также являются характерной чертой детей с риском дислексии. Упражнения на координацию движений, такие как рисование и работа с мелкими предметами, помогают развить моторные навыки, которые в дальнейшем играют важную роль в овладении чтением Frost [7]; Williams [8]).
3. Развитие зрительно-пространственного восприятия
Недостатки в зрительно-пространственном восприятии могут негативно сказываться на процессе обучения чтению и письму. Раннее вмешательство включает упражнения на развитие пространственной ориентации такие, как игры с конструкторами и сортировка предметов по форме и цвету, что улучшает способности детей к восприятию символов и букв (Smith [9]; Meyer [10]).
Пример программы раннего вмешательства (2 раза в неделю 20-30 минут)
Цель программы: развитие фонологической осведомлённости, моторных навыков и зрительно-пространственного восприятия у детей с риском дислексии.
Частота занятий: 2 раза в неделю по 20-30 минут.
Занятие 1: Развитие фонологической осведомлённости и моторики
- Упражнение «Раздели слово на слоги» (10 минут): Педагог произносит простые слова (например, «молоко», «яблоко»), и ребёнок делит их на слоги, хлопая в ладоши на каждый слог. Это упражнение развивает фонологическую осведомлённость и слуховое восприятие, что помогает в процессе овладения чтением.
- Игра «Найди первый звук» (10 минут): Педагог называет слово, а ребёнок должен определить первый звук (например, «кошка» - первый звук «к»). Это упражнение помогает развивать навыки звукового анализа.
- Упражнение «Соедини точки» (5 минут): Ребёнку предлагают соединить точки на листе бумаги, чтобы получилась картинка. Это упражнение развивает мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
Занятие 2: Развитие зрительно-пространственного восприятия и координации
- Упражнение «Найди отличия» (10 минут): Ребёнку дают два похожих рисунка с небольшими отличиями, которые нужно найти. Это развивает внимание к деталям и улучшает зрительно-пространственное восприятие.
- Игра «Алфавит в движении» (10 минут): Педагог показывает буквы, и ребёнок должен выполнять определённые движения (например, при букве «А» - прыгнуть, при букве «Б» - присесть). Это помогает связать буквы с движением, что улучшает сенсомоторные навыки.
- Упражнение «Лабиринты» (5 минут): Ребёнок проводит карандашом по лабиринту на листе бумаги, пытаясь найти выход. Это упражнение развивает зрительно-моторную координацию и навыки планирования.
Эффективность программ раннего вмешательства
Исследования показывают, что программы раннего вмешательства оказывают положительное влияние на развитие детей с риском дислексии. Как утверждают Whitehurst [11], дети, которые участвовали в таких программах до поступления в школу, демонстрируют лучшие результаты в тестах на чтение и письмо по сравнению с теми, кто не получал подобной поддержки. В долгосрочной перспективе такие программы помогают снизить выраженность симптомов дислексии и повышают академическую успешность.
Заключение
Программы раннего вмешательства играют ключевую роль в профилактике дислексии у детей, находящихся в группе риска. Развитие фонологической осведомлённости, моторных навыков и визуально-пространственного восприятия помогает подготовить детей к успешному освоению чтения и письма. Таким образом, раннее вмешательство не только снижает вероятность развития серьёзных нарушений, но и способствует улучшению общего когнитивного развития ребёнка.
Список литературы
- Lonigan, C.J., Phillips, B.M. Early intervention programs for children at risk of reading disabilities // Journal of Learning Disabilities. - 2018.
- Белкина, О.А. Эффективность программ раннего вмешательства в профилактике дислексии // Коррекционная педагогика. - 2017.
- Melby-Lervåg, M., Hulme, C. The role of phonological skills in the development of reading and reading difficulties // Developmental Psychology. - 2017.
- Snowling, M., Stackhouse, J. Dyslexia and Developmental Disorders: Perspectives on Dyslexia Research // Wiley-Blackwell. - 2016.
- Adams, M.J. Phonemic awareness and early reading success // Journal of Research in Reading. - 2016.
- Lonigan, C.J. Phonological processing and early literacy development // Early Childhood Education Quarterly. - 2015.
- Frost, R., Leonard, L.B. Motor skill interventions for children with dyslexia: A systematic review // Child Development. - 2015.
- Williams, M. Early identification and intervention for dyslexia // British Journal of Special Education. - 2016.
- Smith, J., Jones, D. Visual-spatial skills and early literacy development // Early Childhood Research Quarterly. - 2016.
- Meyer, A. Spatial ability in children with dyslexia: Implications for intervention // Child Neuropsychology. - 2017.
- Whitehurst, G.J., Lonigan, C.J. Getting ready to read: Programs that improve children's early literacy skills // Child Development Perspectives. - 2017.