«Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.»
Эдисон
В основных документах в области образования, целью обучения названа способность ученика учиться самостоятельно. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д.Ушинский. «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой... человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».
В настоящее время необходимо воспитать развитую и образованную личность, которая способна соориентироваться в условиях стремительно развивающегося мира. В период развивающихся информационных технологий особенно актуально развитие критического мышления.
Критическое мышление - это способность анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, чтобы применять полученные результаты в различных ситуациях. В обучающей деятельности критическое мышление «оценочное, рефлексивное», знание является не конечной, а отправной точкой, логическое мышление основывается на фактах и личном опыте. Найти свой путь при изучении учебного материала, развить способность самообразовании и дальнейшей самореализации помогает развитие навыков критического мышления. По нашему мнению, включение работы по технологии критического мышления в систему обучения дает возможность роста учащегося, так как эта работа обращена, к его индивидуальности. Эта технология решает вопрос развития коммуникативности и кооперации. В процесе работы по фазам ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и ценность своей работы. Во время общения идет непрерывный процесс самооценки, повышается мотивация к обучению. Один из важных принципов данной технологии - не выполнять за ученика то, что он может сделать сам, а помочь самостоятельно найти путь решения, за который необходимо нести ответственность. В основе данной технологии - трехфазовая структура урока.
I. Фаза вызова
Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей - мотивов. В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации.
II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия)
Главной задачей этой фазы является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.
III. Фаза рефлексии
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
В ходе изучения и применения методов и приёмов ТРКМ на уроках в начальной школе можно использовать следующие приемы.
Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты записывают в таблицу и обсуждают. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом пишут слово «да» или знак «+», если не согласны, то пишут слово «нет» или знак «-». Можно использовать и графический диктант «+» «-».
- Вода на земле постоянно движется и переходит из одного состояния в другое. Этот процесс называется круговоротом воды в природе
- Океаны - главные хранители водного запаса планеты
- Материки окружены со всех сторон океанами
- Многое, происходящее на земле можно объяснить законом всемирного тяготения
- Океаны, моря, реки и озера на карте обозначены голубым цветом
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: «Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?» Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
При работе с текстом можно воспользоваться приемом «Инсерт». В данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста на уроке окружающего мира «Реки» учащиеся работают с текстом и делают на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка ««+» , «V», «-», «?».
- Волга - крупная река России. Она принимает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. После Камышина значительных притоков нет. Волгу принято делить на 3 части: верхняя Волга - от истока до устья Оки, средняя Волга - от впадения Оки до устья Камы и нижняя Волга - от впадения Камы до впадения в Каспийское море. В разные периоды времени русло Волги меняло своё положение.
Не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Прием «Корзина идей» используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Группы называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. Можно разместитьна доске - рисунок корзины, к которому прикрепляются карточки со словами-ассоциациями. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок. На уроке окружающего мира «Небесные тела. Звёзды», можно задать вопрос «Что же такое Солнце?» Каждая группа высказывает свои предположения: Солнце - это…. На доске фиксируются все предположения. На этапе постановки целей и задач приходим к выводу, что однозначного ответа на этот вопрос у нас нет, и предстоит выяснить на уроке, что такое Солнце.
На следующем этапе урока - стадии осмысления содержания - задача учителя сохранить интерес к теме при работе с новой информацией, постепенно продвигаясь от знания «старого» к «новому». Ученик на этом этапе читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Чтение с остановками», кластер, таблица «Плюс - минус - интересно» «ЗХУ», «Концептуальная таблица», «Сводная таблица», «Тонкие и толстые вопросы».
Прием «Сводная таблица» можно использовать на уроке окружающего мира «Полезные ископаемые». Каждая группа получает полезные ископаемые и выполняет практическую работу. В результате составляют таблицу, сравнивая основные свойства и использование полезных ископаемых. Ответы каждой группы заслушиваются, обсуждаются, дополняются, при необходимости. Таблицы заполняются в тетрадь.
На уроке окружающего мира «Природные зоны. Лес» ученики изучают научные статьи о лесной зоне, полезную информацию в учебнике, а свои наблюдения, сравнения записывают в «Концептуальную таблицу» Сравнения проводят по трем направлениям:
- Для работы класс делится на три группы: тайга, смешанный и широколиственный лес. Каждая группа анализирует свою информацию о расположении.
- Анализируют информацию о растениях тайги, смешанного и широколиственного лесов.
- Работают с информацией о животных тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»используем на этапе осмысления. Вопросы, на которые можно однозначно ответить - тонкие вопросы, те, на которые ответить определенно невозможно - толстые вопросы. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, которые предполагают неоднозначные ответы.
- «Тонкие» вопросы - Что? Где? Когда?...
- «Толстые» вопросы - Как ты думаешь...? Если бы..?
В чем различие..? Перед изучением учебного материала ставится задача: составить к нему список вопросов. Оговариваем с ребятами их минимальное число. Подобное задание предлагаю выполнить ученикам и при повторении темы. Ученики работают в парах или микрогруппах, поочередно отвечая на вопросы, предложенные товарищами. Умение формулировать вопросы по теме демонстрирует её понимание. Этот прием можно усложнить, используя прием «Кубик Блума», где на гранях кубика написано начало вопроса: Как ты думаешь..? Почему..? Где..? и вопрос необходимо продолжить по изученной теме.
Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от фазы вызова и заканчивая рефлексией. Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: - Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста? Оформляют материал графически. Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развить умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему. (Бортовой журнал, карта исследователей).
На стадии рефлексии необходимо помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. На третьем этапе урока учителю следует дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой» используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На этой стадии осуществляется анализ, творческая переработка изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Синквейн», «Рафт».
Синквейн - это стихотворение, которое требует осмысления материала в кратких выражениях. Состоит из пяти строк. Правила написания синквейна по строкам:
- называется тема, обычно существительное.
- описание темы двумя прилагательными.
- описание действия по этой теме тремя глаголами.
- предложение из четырёх слов, которое передает отношение к теме одной фразой.
- это синоним, который повторяет суть темы.
На уроке окружающего мира «Реки» ребята составили синквейн.
Река
Голубая, быстрая
Течет, бежит, питает
Водные богатства нашей Родины
Водяной путь
Прием «РАФТ»: Абравифтура РАФТ скрывает четыре параметра будущего текста.
- Р - роль (любой человек нашей планеты, сказочный персонаж, который путешествовал с ребятами на уроке)
- А - аудитория (кому вы будете писать - жителям сказочной страны, другой планеты)
- Ф - форма - сказка, рассказ
- Т - тема
Учитель предлагает ученикам написать небольшой рассказ о том, что узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а, например, от имени Незнайки, и предназначен он будет для обитателей Луны. Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их. С ребятами помладше этот прием используем в устной форме. «Письмо своему другу», мы формулируем небольшими группами. Своё обращение они адресуют сказочному герою.
Привет, ___________________________________!
- Я сегодня узнал(а)_______________________________
- Больше всего мне запомнилось ___________________
- Понравилось ___________________________________
- Мне не понравилось _________________________
- Я надеюсь, что _________________________________
С ув. __________________________________________
Прием «Шесть шляп мышления» помогает проанализировать ход собственного обучения и провести оценку собственных достижений в изучении темы.
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
- Белая шляпа: статистическая. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
- Красная шляпа: эмоциональная. Ученики выссказывают свои чувства, которые испытали при изучении материала, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать, что я чувствую по поводу данной проблемы?
- Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить то, что происходило при изучении материала на уроке, понять, насколько реалистичны предположения, возникшие по теме. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
- Желтая шляпа: позитивная. Желтая шляпа возможность обратить внимание на достоинства, положительные стороны изучаемого материала. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
- Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
- Синяя шляпа: аналитическая. В этой шляпе группа проводит рефлексию всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.
Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы на этапе Рефлексии. Этот прием можно применить и на этапе осмысления материала.
Применение данных приемов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая так на протяжении урока, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
«Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.» Альберт Эйнштейн
Список литературы
- Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст] /А.Бутенко, Е.Ходас. - М.: Мирос, 2002. - 156 с.
- Великанова, А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст]: Дебаты. Портфолио. - Самара.: 2002.
- Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] /И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
- Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя [Текст] /С.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. - 173 с.
- Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]: Изд-во «Питер». - СПб.: 2000. - 512 с.