1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и принципы
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Учитывая, что слабовидящий ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности обучающегося, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников.
- Направление 1. « Здоровье».
- Направление 2. «Интеллектуальное».
- Направление 3. «Духовно - нравственное».
- Направление 4. «Патриотическое»
- Направление 5. «Профилактика правонарушений и преступлений».
- Направление 6. «Семья».
1.4.Участники программы
Программа предлагается для обучающихся 1-4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП.
В реализации программы участвуют: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог и медицинские работники.
1.5.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание истории, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
- опросы, анкетирование.
Экскурсии:
- посещение библиотек;
- посещение театра;
- посещение развлекательных центров;
- посещение музеев;
- посещение ВДПО;
- посещение лесопарка.
1.7. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности - забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Основные направления программы
Направление 1. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Формирование у учащихся навыков ЗОЖ и профилактика вредных привычек.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
- Осуществлять тесную взаимосвязь с медицинскими учреждениями города по вопросам профилактики заболеваний.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.
- Сотрудничество с родителями обучающихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
- Сотрудничество с педагогом-психологом с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление 2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры (общеобразовательный уровень, муниципальный уровень, региональный уровень и всероссийский уровень);
- интеллектуальные бои;
- рабочая программа по внеурочной деятельности «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» (общеинтеллектуальное направление)
Направление 3. «Духовно-нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:
- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление 4 «Патриотическое»
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Направление 5 «Профилактика правонарушений и преступлений»
Цель: создание оптимальных условий предотвращения правонарушений среди обучающихся и проведение первичной профилактики употребления психоактивных веществ.
Задачи:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально-психолого-педагогической помощи
- Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.
- Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребёнка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приёма психоактивных веществ.
Разделы:
- Профилактика правонарушений и безнадзорности.
- Профилактика употребления ПАВ.
- Профилактика суицидального поведения.
- Профилактика интернет-зависимости, предупреждение рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Направление 6 ««Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (Новый Год,8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, встреча с выпускниками школы, Рождество, Пасха, День матери).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
1 класс «Познай самого себя»
Направление |
Мероприятие |
Цели, задачи |
Сентябрь |
||
Сохранение здоровья |
1. Игра «Мы стали школьниками».
|
Создать условия для сохранения здоровья, физического развития. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и сознательное отношение к своему здоровью. |
Интеллектуальное развитие |
1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.
|
Прививать интерес к учёбе, повысить мотивацию учения, расширять кругозор, развивать логическое мышление, внимание. |
Духовно-нравственное |
1.«Я гражданин России»
|
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
|
Патриотическое |
1.«Государственная символика РФ»
|
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию. |
Профилактика правонарушений.
|
1. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта. |
Выявление семей, требующих особого внимания со стороны учителя, школы (вызывающих беспокойство) |
Семья и школа |
1. Игра «Давайте познакомимся»
|
Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях. Создавать условия для духовного общения детей и родителей. |
Направление |
Мероприятие |
Октябрь |
|
Сохранение здоровья |
1. Участие во всероссийской игре-конкурсе «Спасатель».
|
Интеллектуальное развитие |
1. Экскурсия в библиотеку.
|
Духовно-нравственное |
1. Поздравление учителей с праздником.
|
Патриотическое |
1. Месячник гражданской обороны. (беседы)
|
Профилактика правонарушений.
|
1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке.
|
Семья и школа |
1. Подготовка к участию в конкурсе «Звёздный дождь».
|
Направление |
Мероприятие |
Ноябрь |
|
Сохранение здоровья |
1. Разучивание подвижных игр.
|
Интеллектуальное развитие |
1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе.
|
Духовно-нравственное |
1. Кл.час «Традиции семьи - история России»
|
Патриотическое |
1. Кл.час «Я граждание России».
|
Профилактика правонарушений.
|
1. Кл.час «Азбука безопасного поведения» |
Семья и школа |
1. Индивидуальные встречи с родителями.
|
Направление |
Мероприятие |
Декабрь |
|
Сохранение здоровья |
1. День здоровья «Снежные забавы»
|
Интеллектуальное развитие |
1. Кл.час по теме «Книга рекордов Гиннеса».
|
Духовно-нравственное |
1. Участие в акции «В защиту хвойных растений».
|
Патриотическое |
1. Кл.час по теме «День Конституции РФ» |
Профилактика правонарушений.
|
1. «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя» (беседа)
|
Семья и школа |
1. Участие в конкурсе «Снежная скульптура».
|
Направление |
Мероприятие |
Январь |
|
Сохранение здоровья |
1. Беседа о рациональном правильном питании
|
Интеллектуальное развитие |
1. КВН «Лес - наше богатство».
|
Духовно-нравственное |
1. Кл.Час «История одежды мальчиков и девочек».
|
Патриотическое |
1. Семейные праздники.(беседа, рисунки)
|
Профилактика правонарушений.
|
1. Мои права и обязанности (беседа)
|
Семья и школа |
1. Конкурс кормушек, рисунков.
|
Направление |
Мероприятие |
Февраль |
|
Сохранение здоровья |
1. «Самые ловкие и смелые»(спортивные соревнования)
|
Интеллектуальное развитие |
1. Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
|
Духовно-нравственное |
1. Искусство делать подарки. (беседа)
|
Патриотическое |
1. Урок мужества.
|
Профилактика правонарушений.
|
1. Кл.час «Где нас подстерегает опасность?»
|
Семья и школа |
1. Конкурс рисунков «Профессии моих родителей».
|
Направление |
Мероприятие |
Март |
|
Сохранение здоровья |
1. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка.
|
Интеллектуальное развитие |
1. Конкурс лучших тетрадей, учебников.
|
Духовно-нравственное |
1. Концерт для мам и бабушек.
|
Патриотическое |
1. Игра «Приятная наука вежливость»
|
Профилактика правонарушений.
|
1. Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках». |
Семья и школа |
1. Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы».
|
Направление |
Мероприятие |
Апрель |
|
Сохранение здоровья |
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
|
Интеллектуальное развитие |
1. Игры на развитие воображения и внимания.
|
Духовно-нравственное |
1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» |
Патриотическое |
1. Беседа «Любовь к Родине».
|
Профилактика правонарушений.
|
1. Упражнения на гармонизацию противоречивости личности.
|
Семья и школа |
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
|
Направление |
Мероприятие |
Май |
|
Сохранение здоровья |
1.Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…»
|
Интеллектуальное развитие |
1. Конкурс «Грамотеев».
|
Духовно-нравственное |
1. Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках».
|
Патриотическое |
1. Кл.час «О тех, кто мир нам подарил».
|
Профилактика правонарушений.
|
1. Беседа «Плохо природе, плохо человеку».
|
Семья и школа |
1. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».
|