Особенности формирования и оценивания функциональной грамотности в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В связи с введением новых федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования, развитие функциональной грамотности у детей является ведущим направлением образовательного процесса и обеспечивает повышение качества образования.

Слайд №2. «Функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают в повседневной жизни.

Слайд №3 Основные направления ФГ формируемые в начальной школе

  • математическая грамотность
  • читательская грамотность
  • естественнонаучная грамотность
  • финансовая грамотность

С чего же начать? Слайд №4-5

Начало большой и кропотливой работы по формированию функциональной грамотности начинается с входной диагностики в первом классе. После периода адаптации ребята выполняют под руководством учителя задания на оценку естественно-научной и математической грамотности. Выбор компонентов обусловлен возрастными особенностями первоклассника. Тематика заданий близкая детям и ориентирована на решение жизненных задач.

Слайд №6. Анализируя результаты входной диагностики УУД и уровень естественно-научной и математической грамотности мы делаем вывод, с каким багажом знаний пришли к нам дети. Учитывая уровень развития, выстраиваем учебный процесс в рамках личностно ориентированного обучения. (выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности обучающегося)

Второй этап - формирование. Слайд № 7.

Начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим на начальном этапе идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом, социальному взаимодействию (навыкам общения, умению осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т.д.). Большое внимание уделяется развитию осознанности чтения. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области. Развиваем умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация. Учим работать с информацией, находить её, анализировать, проверять факты, обобщать и - что очень важно - перекладывать на собственный опыт.

Слайд № 8. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов. Поэтому формулировка задач урока, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, должна звучать так:

  • создать условия для применения математических умений (каких?)……. в нестандартной (проблемной, жизненной) ситуации;
  • организовать ситуацию для комплексного использования освоенных математических (читательских, естественнонаучных) умений в нестандартных условиях;
  • вовлечь обучающихся в деятельность по решению проблемной жизненной ситуации с использованием математических (читательских, естественнонаучных) знаний и умений.

Математика при изучении темы время (учимся определять время по часам) моделируем учебную ситуацию. Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?

Мама купила билет на спектакль. Дорога от дома до КД занимает 35 мин. Во сколько тебе нужно выйти из дома.

Русский язык 4 класс. Тема: «Правописание окончаний имён существительных в Р.п. и Д.п.» Ситуация: Ты хочешь поздравить бабушку с 8 Марта, отправить подарок, сделанный своими руками. На почте ты купил конверт. Заполни поля.

На уроках литературного чтения используем разнообразные приёмы, ориентированные на личный опыт учащегося:

«Текст и я, текст и текст, текст и мир»

Обсуждение текста выстраивается из ответов на 3 вопроса, которые помогают ученику взглянуть на текст не как на реликтовый экспонат, а как на возможность для диалога:

Соотнесение текста с текстом. Какие параллели и взаимосвязи можно найти между изучаемым текстом и другими произведениями?

Соотнесение текста с собой. Как то, что написал автор соотносится с имеющимся у ученика опытом? Почему прочитанное произведение актуально и важно для него лично?

Соотнесение текста с миром. На какие глобальные вопросы и проблемы выходит текст?

Для наглядности можно использовать подсказку с выражениями, которые помогут начать обсуждение.

«Текст через призму чувств»>

Активизируем воображение и погружаемся в воспоминания. Кому не хотелось попробовать знаменитые плюшки, которые уплетал Карлсон? А может, вы из тех, кто буквально ощущал у себя в руках штурвал корабля и дуновение морского ветра, отправляясь в путешествие по страницам пиратской саги? Такие ассоциации точно не забудутся, а упражнение поможет детям сформировать их. Задача - зафиксировать сенсорные детали, которые были замечены в тексте: звуки, образы, ароматы, тактильные ощущения и вкусы.

Слайд № 9. Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций, учителя начальной школы придерживаются следующих условий:

  • обучение должно носить деятельностный характер, учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
  • в учебном процессе должны преобладать задания поискового характера
  • («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку», «найди сходство и различие»,«проведи исследование», «сделай вывод», «дополни цепочку», «найди лишнее»…)
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
  • обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • применять такие образовательные технологии, как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Слайд №10. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и играет важную роль в формировании функциональной грамотности младших школьников. Учителя начальных классов с 1-4 класс ведут курс внеурочной деятельности. Содержание курса «Функциональная грамотность» строится по основным направлениям (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) и осуществляется в формах, отличных от урочных. Используем в работе тренажер. В рамках каждого направления выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

Основные особенности заданий:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Второй курс внеурочной деятельности «Смысловое чтение». Учим работать с информацией, находить её, анализировать, проверять факты, обобщать и - что очень важно - перекладывать на собственный опыт.

В конце учебного года в каждом классе проводится комплексная работа по выявлению четырёх направлении ФГ. По итогам формулируются задачи на следующий учебный год.

Слайд №11. Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов начальной школы сформирована творческая группа «Функциональная грамотность в начальной школе». Направление и содержание деятельности: изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация и внедрение методик; обмен опытом по использованию в учебном процессе новых технологий; проверка эффективности творческих идей на практике, разработка диагностических материалов.

Слайд №12-14. По плану проведено два заседания. Рассмотрены темы: «Функциональная грамотность - новый образовательный результат в 2023-2024 учебном году» и «Инструменты формирования функциональной грамотности в начальной школе. Приемы работы на уроке». Коллеги работали в группах, выполняли практические, творческие задания, показывали мастер классы «Приёмы формирования ФГ на уроках в начальной школе». Создан ЭОР «Граматейка». Учителя начальных классов пополняют ресурс презентациями по направлениям ФГ.

Слайд №15. Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды - замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Приложение