В современном мире педагогика и педагогическая психология активно работают над тем, чтобы изменить стандартные методы обучения. Проектная деятельность стала ключевым элементом в этой работе. Новые подходы в образовательных технологиях, связанные с развитием личности, творческим мышлением и способностью к самостоятельному обучению, вносят необходимые коррективы в привычные методы обучения. Развитие новых форм образования предполагает более глубокое и тщательное планирование действий, а также осознанное принятие решений.
Для разработки понятийного аппарата и методики применения альтернативных форм образовательной деятельности необходимо широкое внедрение. Специально организованный учителем проект предполагает самостоятельное выполнение учащимися комплекса действий, который завершается созданием творческого продукта.
Метод проектов - это инновационный подход к образованию, где учащиеся активно исследуют проблемы и представляют свои решения через презентации. Важным аспектом этого метода является интеграция знаний из различных областей науки и использование разнообразных методов. Проекты в обучении стимулируют учащихся к самостоятельной деятельности и позволяют им развивать навыки и умения. Каждый учебный проект начинается с постановки проблемы, которая определяет цель и задачи для учащихся в процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность возникает из необходимости решения проблемы, которая определяет метод ее выполнения. Цель работы носит характер поиска путей решения проблемы, а задача проекта заключается в достижении цели в специфических условиях. Основные требования к проекту следующие: сначала необходимо сформулировать социально значимую задачу, будь то исследовательская, информационная или практическая. Затем следует начать выполнение проекта с планирования шагов по разрешению проблемы, другими словами, с проектирования самого проекта, включая определение вида продукта и формы его презентации.
Исследовательская работа учащихся является обязательной частью каждого проекта. Она представляет собой деятельность, направленную на решение творческих и исследовательских задач с неизвестным заранее исходом. Проведение исследования включает в себя следующие этапы: постановку проблемы, изучение соответствующей теории. Но наиболее ключевой частью плана является пооперационная разработка проекта, где описываются конкретные действия, их результаты, сроки выполнения и ответственные лица.
Проектная деятельность представляет собой совместную учебно-творческую деятельность учащихся, направленную на достижение общей цели. Основные этапы проектирования включают в себя выработку концепции, определение целей и задач проекта, а также доступных ресурсов. После этого следует создание плана и организация деятельности по его реализации. Для успешного выполнения проекта необходимо провести подбор методик исследования, собрать материал, проанализировать и обобщить его, а также предоставить научный комментарий и сделать собственные выводы.
Учебная проектно-исследовательская деятельность отличается от научной тем, что учащиеся не создают новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа узнавания мира, развивают свои способности к исследовательскому мышлению, активизируют свою личностную позицию. Проектно-исследовательская деятельность - это занятие проектированием собственного исследования, где формулируются цели и задачи, выбираются методики, планируется ход исследования, определяются ожидаемые результаты.
Различные способы организации проектно-исследовательской деятельности зависят от места, времени и числа участников:
- Возможно проведение индивидуальных или микрогрупповых исследований, в рамках которых участники могут изучать проблемы, выходящие за пределы программы, или погружаться в программный материал в свое свободное время, представляя результаты в виде докладов, статей, рефератов и описательных работ.
- Коллективная исследовательская деятельность всех учащихся на уроке также может быть эффективным методом.
Существует достаточно разработанный подход к организации индивидуальных исследований учащихся, однако меньше внимания уделяется организации коллективных исследований.
На уроке возможна коллективная проектная деятельность всего класса, а не только индивидуальная исследовательская работа учащихся. Это не просто возможно, но и желательно, так как способствует активному и продуктивному обучению. Прежде чем ученик начнет самостоятельное исследование, важно, чтобы он почувствовал интерес к этому виду работы и осознал, как она помогает ему находить ответы и решения на сложные задачи. Где еще, если не на уроке, он сможет получить такую уникальную возможность?
И еще один важный вопрос стоит перед нами: в каком возрасте детей следует вовлекать в проектно-исследовательскую деятельность? Общепризнано, что эффективность проектной работы напрямую зависит от возраста учащихся.
Рождается ребёнок исследователем, его внутреннее стремление к исследованию формирует поведение и создаёт условия для саморазвития психического потенциала. Следовательно, метод проектов не подходит для начальной школы, частично применим в средней школе при активной поддержке взрослого руководителя, а в старшей школе оправдано использование данного метода. Таким образом, считать иначе было бы ошибочно.
Важно подбирать разнообразные формы и содержание проектной деятельности для каждого возраста начальной школы, чтобы ребенок мог самостоятельно заниматься проектами, в том числе через игры, такие как ролевые и режиссерские. Нельзя ждать, пока ребенок запомнит все знания человечества, чтобы начать собственные исследования - это педагогический миф.
В детском саду дети начинают исследовать и экспериментировать с предметами, что формирует основу для их ориентации в окружающем мире. Этот опыт создает прочный фундамент фактов, который помогает им развивать свои индивидуальные способности и достигать результатов. Именно такой подход позволяет детям младшего школьного возраста стать творцами и исследователями, принести пользу обществу и продемонстрировать свои достижения публично.
Список использованной литературы
- Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2012. - №2. - C. 57-69.
- Огурцова З.И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З.И.Огурцова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №8. - С. 25-28.
- Шликене Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т.И. Шликене // Начальная школа. - 2010. - №9. - С. 34-38.