Задача современного развития России требует инновационного подхода к развитию образовательной среды, в том числе технического творчества. Поэтому необходимо повышенное внимание к уникальным возможностям отдельно взятой личности, выявления и развития ее потенциала. Одной из наиболее перспективных областей в сфере детского технического творчества является робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники, моделирование, программирование, информационные технологии.
Конструирование теснейшим образом связано с творческим и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Работая с конструкторами, дети в форме познавательной игры с экспериментированием легко усваивают необходимую информацию, развивая необходимые навыки в технической области, конструкторские и инженерные способности, техническое мышление, воображение, навыки общения, раскрывает творческий потенциал обучающего.
Причем, дидактические игры (Приложение 1), мини задания направленные на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления, умения слушать и слышать, а так же физкультминутки и игры на формирование команды (Приложение 2) помогают на занятиях не только в начальной школе, но и на занятиях по ITt-технологиям, компьютерной графике, программированию, робототехнике. Для ребят старшего школьного возраста выполнение задания ограничено по времени и строится в режиме соревнований.
Развивающие задания можно использовать в начале занятия (что бы настроить ребят на рабочий лад), в середине занятия (как физкультминутку или «мозговой перерыв») и в конце занятия (для расслабления и подведения итогов).
Главное не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к сотрудничеству. Ведь навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. Но начать формировать это навыки необходимо с раннего возраста, поддерживая их развитие в младшем, а затем в среднем школьном возрасте.
ТРИЗ-ИГРЫ С ЛЕГО КОНСТРУКТОРОМ
Игры для развитие образного мышления
Вариант 1
Первый игрок сооружает какую-либо абстрактную фигуру, передает ее второму игроку. Тот достраивает фигуру до узнаваемого образа какого-либо объекта.
Например, однотипную «горку» из кубиков можно превратить в елочку, собачку или человека.
Вариант 2
Понадобится много одинаковых по размеру и форме кубиков.
Педагог берет 1 кубик.
- На что он может быть похож? Передает ребенку, он берем второй кубик, соединяет так, как хочет.
- На что теперь стало похоже? Дальше передаем объект и присоединяем 3, 4, 5… кубик, соединяем произвольно и фантазируем, дополняем образы!
Игры для развития диалектического мышления
«Да-нет»
Одному игроку необходимо построить объект, а затем, с помощью вопросов игры, другие игроки угадывают, что за объект построен.
«Что лишнее?»
Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
«Упражнения на продолжение ряда»
Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
- Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.
- Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.
- Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.
«Поиск недостающей фигуры»
Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
Комбинаторика
«Светофор»
Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.
«Составь флаги»
Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.
Классификация
«Выдели похожие - классификация по одному свойству»
Педагог показывает детям набор деталей. Затем дети выделяют фигуры похожие по одному признаку.
Игры, развивающие восприятие формы
«Отгадай»
Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
Правила игры:
- Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
- Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
- Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
- Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
«Найди закономерность»
Игра направлена на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
Внимательно рассматриваем картинки и заполняем, пустую клетку, не нарушая закономерности.
«Волшебные предметы»
С героями приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации.
Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть ребёнок придумает и построит этого волшебного «помощника».
МЕТОДИКА «6 КУБИКОВ»
Шесть кубиков - это подборка коротких упражнений, направленных на развитие различных навыков. Разработчиком методики является компания LEGO Foundation. Методика используется во многих странах мира, а так же на международных конструкторских соревнованиях.
Для каждого ребенка готовится набор из 6 кубиков размером 2 на 4 шести стандартных цветов: зеленого, желтого, красного, оранжевого, синего, голубого. Для детей младше 8 лет используются кубики лего дупло, для остальных можно использовать обычные. Кубики лего должны быть комплектами из 6 цветов и иметь одинаковый размер!
Кстати, два кубика LEGO размером 2*4 можно объединить 24 различными способами, три кубика - 1060 способами. Из шести кубиков можно собрать 915 миллионов различных комбинаций. Поэтому игр на развитие различных навыков можно адаптировать или придумать собственные упражнения с учетом развития и интересов детей, переделать великое множество.
Методика «6 кубиков» развивает моторику рук, внимание, быстроту реакции, память, познавательные процессы, пространственное мышление, логическое мышление и умение работать в команде. Так же во многие игры можно играть дома с родителями, бабушками, дедушками и др.
Рисунок 1. Набор «6 кубиков»
Упражнения
1. Соединение кирпичиков.
Оборудование: небольшая коробка, набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Начиная с двух кирпичиков, рассматривать варианты как их можно соединить? За два шипа, за один, за три, за четыре разными способами. Возможно ли соединить кирпичики за пять, шесть, семь и восемь шипов? Проводим эксперимент с детьми.
На первых занятиях даже ребята 8-9 лет не всегда с первого раза выполняют это задание.
2. Найди такой же.
Оборудование: небольшая коробка, набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Педагог размещает один кубик на небольшом возвышении определенным образом (вертикально, горизонтально, на ребро и т.д.). Остальные кубики расположены ниже. Один из кубиков лежит, так же, как и первый. Задача детей показать, какой кубик лежит так же.
3. Что изменилось?
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Педагог дает команду детям «закрыть глаза» и размещает кубики в определенной последовательности. По команде «открыть глаза» дети открывают глаза и внимательно смотрят на кубики. Затем опять звучит команда «закрыть глаза». Педагог убирает один элемент. Задача детей сказать, что изменилось.
Для следующих уровней или для детей старшего возраста педагог убирает 2, 3 элемента или переставляет кубик, усложняя игру.
4. Игры с кубиком.
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Собрать кубик из кирпичиков, чтобы он не развалился.
Можно просто собрать кубик, а можно собрать его такой же, как у педагога, по цветовой гамме.
Выполнить задания:
- подбросить и поймать 3 раза;
- поставить на голову встать и сесть;
- встать и дать пять другу;
- балансировать на 1 ноге;
- кубик поставить между коленями и пройти несколько шагов;
- поставить кубик под подбородком повернуть голову вправо, влево;
- упражнение аэроплан - передать в колонне кубики двумя руками вперед или назад по команде.
Эти упражнения можно использовать, как физкультминутки в процессе занятия.
5. Строим по описанию.
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Задание направленно на развитие мышления. Педагог дает детям словесную инструкцию «Вы должны собрать собираете модель, используя все кубики». Время сборки ограничено! Например, собираем самолет, пробуем собрать утку, сделать дерево, собрать снегоуборочную машину и др.
6. Строим по рассказу.
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога, тест с перечислением 6 цветов.
Инструкция. Соедините кубики в столбик снизу вверх в соответствии с рассказом. Педагог читает рассказ:
По голубому небу плывут темные синие тучи, которые закрыли желтое солнце. Начался дождь. Мальчики накинули зеленые плащи-дождевики, а девочки открыли красные и оранжевые зонтики.
В конце рассказа проверяем расположение цветов в столбике.
7. Башня.
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Перед детьми случайным образом разложены шесть кубиков. Попросите детей построить самую высокую башню из имеющихся кирпичей. Как вариант игры - построить башню, не касаясь кубиков руками.
8. Башня.
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Мы можем давать ребенку словесную инструкцию: у тебя на столе кирпичики разного цвета, поставь оранжевый кирпичик под желтый кирпичик, на желтый кирпичик ставим красный, пусть голубой кирпичик будет между синим и зеленым, а зеленый будет под оранжевым.
Проверяем правильность построения и дальше с детьми отвечаем на вопросы: Где находится оранжевый кирпичик? Какой кирпичик под зеленым? и т.д.
Далее можно выбирать ведущих, которые сами дают инструкцию другим ребятам, и отметить победителей, которые выполнили инструкцию верно.
Можно дать задание собрать башню самостоятельно, а затем рассказать о своей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, на нем …
Для детей дошкольного возраста можно начать с 2 кирпичиков и продвигаться до 6, для детей младшего школьного возраста можно задание усложнять (установить ограничение времени, составлять башню мысленно и т.д.).
9. Активность «Построй башню».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Башню можно строить по разному: ставить на широкую сторону, ставить на узкую сторону (на ребро) и крестом, только одной рукой (левой, потом правой, только двумя пальцами). Строим командой на время у кого быстрее, держимся 1 рукой. Можно устроить соревнование на самую высокую башню. Далее с детьми можно обсудить устойчивость и равновесие. Почему башня не устойчивая? У нее маленькое основание и нет скрепления. Теперь попробуем построить башню, скрепляя кубики. Что теперь можно сказать об устойчивости? А о высоте?
10. «Найди ошибку».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка.
Ребята работают в командах по 2 человека. Один ребенок «Строитель», другой «Эксперт». Строитель создает две очень похожие модели, которые отличаются незначительными деталями. Задача «Эксперта» - найти «ошибку» и исправить постройку так, чтобы обе модели стали одинаковыми.
11. «Спина к спине».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка.
Нужно описывать постройку из 6-ти деталей так, чтобы сидящий спиной ребенок мог воспроизвести постройку по описанию.
Сначала можно давать инструкцию всей группе. Ребенок-ведущий (архитектор) садится спиной ко всем и озвучивает инструкцию, а дети (строители) на слух ее выполняют. А затем, разбить детей на пары «архитектор - строитель».
12. «Построй с закрытыми глазами».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка.
Дети работают в команде по 2 человека (архитектор-робот). Архитектор создает модель, другому ребенку (роботу) завязывают глаза. Сначала он ощупывает постройку, знакомясь с формой. Затем архитектор помогает роботу воссоздать модель, используя только словесные инструкции.
13. «Воспроизведи схему».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка, схема сборки, карандаши, лист бумаги в клетку.
Педагог показывает схему в течение 10 секунд (время зависит от возраста ребенка и сложности схемы). Ребенок должен повторить схему на листочке (можно использовать кубики - собрать схему, а потом нарисовать). Начинаем с двух кубиков, их можно положить рядом или акцентировать по углам и постепенно добавлять кубики.
14. «Построй по памяти».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога, ширма.
Педагог или один из детей создает любую конструкцию. Остальные ребята внимательно рассматривают и пытаются её запомнить в течение 1 минуты (время можно изменять в зависимости от возраста и подготовки группы). Затем конструкция скрывается от участников, и ребята пытаются её воссоздать по памяти.
15. «Построй модель».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога, ширма.
Дети разбиваются на пары: робот и оператор. За ширмой ставится модель. Один член команды (оператор) подходит, смотрит модель, а затем объясняет, как это построить, но сам не строит. Подходить, смотреть, как устроена модель можно только 2 раза, чтобы уточнить ее устройство и запомнить подробности.
16. «Чья тень?».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка, карточки с заданием.
Дети раздаются карточки с полноразмерным контуром модели. Задача детей собрать эту модель, используя 6 кубиков.
Рисунок 2. Пример карточек с заданиями
17. «Испорченный телефон».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога.
Дети раскладывают перед собой 6 кубиков. Ведущий говорит шепотом порядок цветов кубиков. Дети передают эту комбинацию по цепочке. Как только круг замкнулся, по команде ведущего дети собирают столбик (выкладывают в линию) в соответствии с указанными цветами.
18. «Судоку».
Оборудование: 2 листа с сеткой (60х60 см), 2 комплекта цветных квадратов (6 цветов, согласно цвету кубиков), набор 6 кубиков для 12-ти участников (2 команды).
Рисунок 3. Пример начальной расстановки цветных квадратов на сетке
Рисунок 4. Итоговая расстановка кубиков на сетке
Инструкция: распределитесь на 2 команды. Перед вами поле с установленными цветными метками. Ваша задача расставить блоки, так, что бы цвета в столбце и строке не повторялись. Первые блоки поставьте согласно цвету метки. Каждый из вас отвечает за свой ряд блоков. Кубики на метке переставлять нельзя!
Побеждает команда, первая поставившая все блоки на поле в соответствии с правилами.
20. «Кирпич на базу».
Оборудование: кубик "Шесть цветов" (кубик, грани которого окрашены в цвета кирпичиков), набор 6 кубиков на 12 человек.
12 наборов из 6 кирпичиков лежат в центре разобранные. Каждый ребёнок берёт себе кирпичики одного цвета (6 желтых, 6 красных и т.д.). Каждый участник по очереди бросает цветной кубик. Какой цвет выпал - тот кирпичик выкладывают на базу (в центр). Победитель тот, у кого первого (или последнего) закончились кирпичики.
21. «Собери кирпичи».
Оборудование: кубик "Шесть цветов" (кубик, грани которого окрашены в цвета кирпичиков), набор 6 кубиков на 12 человек.
12 наборов из 6 кирпичиков лежат в центре разобранные. Каждый участник по очереди бросает цветной кубик. Какой цвет выпал - тот кирпичик забирает себе. Победитель тот, у кого первого будет построена самая высокая башня из кирпичиков какого-то одного цвета. Цвет можно определять перед началом игры. Так же возможен вариант, самая большая башня из цвета, который закончился на базе.
22. «Первая буква».
Оборудование: набор 6 кубиков для каждого ребенка и педагога, лист А4 (лежит горизонтельно).
Педагог дает инструкцию. Задача ребенка правильно расположить кубики на листе.
Например,
- Цвет на букву С - Правый верхний угол.
- Цвет на букву Г - Левый нижний угол.
- Цвет на букву К - Правый нижний угол.
- Цвет на букву Ж - Левый верхний угол.
- Остальные кубики поместите в центр листа столбиком.
Рисунок 5. Выполненное задание
23. «Сыграй мелодию».
Оборудование: набор 6 кубиков на каждого участника.
Перед каждой рукой нужно положить по три кирпичика - это будут "клавиши" нашего инструмента. Педагог сначала медленно (по одному цвету) называет цвет клавиши, по которой нужно ударить пальцем. Затем, цвета называются быстрее, соединяя движения пальцев сразу двух рук. Задача для игроков - очень внимательно слушать, выполнять и стараться не перепутать пальцы.