Цели и задачи урока:
- Сформировать знания о географическом положении Российской Федерации. Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность и размещение населения.
- Сформировать знания о границах страны.
- Сформировать знания о морях и океанах, омывающих страну. Выявить их роль в хозяйстве России.
- Продолжить формировать практические навыки работы с картами, выполнять задания на контурных картах.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, административная карта России, интерактивная доска, контурные карты России, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Постановка целей и задач урока. Обучающимся раздаются карточки с планом работы (чек-листы).
III. Изучение нового материала
- Определения места Рф относительно материков и частей света. Работа с политической картой мира. Материк - Евразия. Части света - Европа и Азия. Выявление границ Европы и Азии на физической карте России. Работа со справочной информацией (приложение учебника) - общая площадь страны (17,1 млн км), площадь европейской и азиатской части, доля РФ от общей площади Европы и Азии. Определение положения России, относительно экватора и нулевого меридиана.
- Постановка проблемного вопроса - «Россия - европейская или азиатская страна?». Работа с данными по населению (общее, европейской и азиатской частей). Выявление особого, уникального места России на стыке двух частей света.
- Вспоминаем материал 7го класса - крупнейшие страны мира по площади. Сравнение площади России с размерами других государств (Канада, Китай, США). Сравнение можно проводить в процентном отношении к площади России, разбив класс на три группы (каждая проводит расчеты по одной из трех стран). Работа с политической картой. Совместный расчет процента площади РФ от общей площади суши (около 13%).
- Определение крайних точек России. Работа с физической картой. Нанесение на контурную карту крайних точек. Материковые точки: м. Челюскин (север), м. Дежнева (восток), Балтийская коса (запад), район вблизи горы Базардюзю (юг). Работа по группам - определение географических координат крайних точек, каждая группа работает по своей стороне света.
- Определение морей и океанов, омывающих Россию. Обучающиеся подписывают моря на контурных картах, заполняют таблицу в тетради, работа с физической картой и справочной информацией. Колонки таблицы: а) Название моря б) Принадлежность к океану в) Размер (данные из справочной информации) и глубина (по физической карте) г) Географическое положение (по физической карте) д) Особенности и значение (заполняется в конце, вместе с учителем).
Обучающиеся самостоятельно заполняют первые четыре колонки таблицы, подписывают моря на контурных картах. Последняя колонка заполняется вместе с учителем. Тут следует обратить внимание на рекорды и значение отдельных морей - крупнейшее и самое глубокое (Берингово), самое маленькое и мелководное (Азовское), самые теплые и значимые с точки зрения рекреационных ресурсов (Черное и Азовское), самые значимые с точки зрения улова рыбы и морепродуктов (Японское, Берингово и Баренцево), самое пресное в мире (Балтийское), самые важные с точки зрения морской торговли (моря Тихого и Атлантического океанов, Баренцево), уникальность Баренцева море как единственного незамерзающего в Ледовитом океане. Подчеркиваем рекордную протяженность береговой линии России, ее значение для хозяйства страны. - Отдельное место среди морей занимает Каспийское. Дискуссия с ребятами по теме - «Почему Каспийское море называют «морем», хотя по факту это озеро?».
Выявление ключевых моментов в рассуждениях: размеры водоема (крупнейшее озеро мира), его соленость, его происхождение (морское). - Выявление стран-соседей Российской Федерации. Запись в тетрадь определений «государственная границы», ее рекордная протяженность. Запись определений, связанных с морскими границами (территориальные воды, свободная экономическая зона, шельфовая зона). Работа с административной картой России. Работа с контурной картой (обучающиеся подписывают страны-соседи). Работа в тетрадях: обучающиеся выписывают страны-соседи, указывая характер границ (сухопутные, морские, сухопутные и морские), а также выделяют страны, которые входили в состав СССР (по материалам предыдущего урока «Этапы формирования политической карты России»). Особое внимание уделяем границам Калининградской области (полуэксклав) и исключительно морским границам с США и Японией. Так же ребята визуально определяют страну, с которой у России самые протяженные сухопутные границы (Казахстан).
- В качестве итога, проводится работа по выявлению положительных и отрицательных черт географического положения Российской Федерации. В процессе дискуссии, заполняется соответствующая таблица. Примеры положительных черт: богатство природными ресурсами, как следствие огромных размеров территории; обширный выход в море (торговля, минеральные и биологические ресурсы океана); наличие разнообразных соседей, возможности торговли в европейском, азиатском и тихоокеаническом регионах; нахождение значительной части суши в умеренных широтах, благоприятных для ведения сельского хозяйства. Примеры отрицательных черт: наличие большого количества замерзающих морей, проблемы с навигацией; суровый климат на значительных по площади территориях - арктические и субарктические широты, резко-континентальный климат, территории за полярным кругом; необходимость в хозяйственном освоении огромных территорий и контроле государственных границ в труднодоступных и отдаленных регионах; транспортные расходы как следствие огромной протяженности государства с запада на восток и с севера на юг.
IV. Рефлексия и закрепление материала урока
В зависимости от оставшегося времени урока, можно выбрать два варианта: проведение географического диктанта с короткими вопросами-ответами по материалу урока; составление списка символов и ассоциаций обучающихся по данной теме, составление «образного портрета» России.
V. Выдача домашнего задания