Непрерывность и преемственность развивающего образования на этапе дошкольного и начального школьного обучения, как одно из условий перехода на ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Мастер-класс


От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А.Сухомлинский

Одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса - проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, но каждый год эта тема рассматривается по-новому, в процессе внедрения новых технологий, методов и приёмов обучения. Современная педагогика диктует свои новшества в обучении, воспитании и развитии каждого ученика и чаще всего традиционные методы перекликаются с нетрадиционными.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности детского сада и школы.

Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально-экономическими процессами, которые идут в нашем обществе. И в первую очередь - постоянно растущим потоком информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими новыми требованиями к человеку. Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию.

А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу - научить ребенка учиться!

Одно из условий непрерывного образования является - преемственность всех звеньев учебного процесса. Какие же условия по вопросу преемственности должна выполнить начальная школа в связи с переходом на федеральные стандарты?

  • определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования
  • связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств,. форм организации).

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста - это гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Каждую осень мы в школе проводим семинар. На семинаре отмечаем основные направления деятельности - это преемственность программ, методов, принципов, приемов, это воспитательная работа, которая является приоритетным направлением - в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.

- Преемственность традиций интеграции с социумом

- Система работы с родителями

- Организация здоровьесбережения

- Преемственность дополнительного образования

- Система сопровождения ребенка в детском саду и начальной школе.

- Мониторинг развития ребенка.

Во время своего выступления я обращаю внимание на задачи преемственности между этапами дошкольного образования и начальной школы, можно сделать вывод, что задачи перекликаются между собой. Для налаживания работы по преемственности прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования.

Детский сад

Начальная школа

Развитие коммуникативных способностей

Формирование любознательности, познавательного интереса

Формирование готовности к саморазвитию

Развитие познавательно-речевых способностей

Развитие творческого воображения

Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта детей;

Формирование высокой мотивации через включение детей в регулярную учебную поисковую деятельность;

Формирование познавательного интереса, развития способностей к рефлексии, самостоятельному критическому мышлению;

Развитие эмоциональной сферы и творческого воображения

На сегодняшний день нами составлен план совместных мероприятий:

  1. Знакомство учителя с будущими учениками.
  2. Экскурсии дошкольников в школу.
  3. Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками.
  4. «Дни выпускника».
  5. Совместное участие первоклассников и детей старшей подготовительной группы в праздниках, играх-соревнованиях, эстафетах.
  6. Совместные трудовые десанты.
  7. Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга.
  8. Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов д/с и учителей начальной школы.
  9. Проведение занятий в старшей группе учителем начальной школы.
  10. Проведение родительских собраний учителем с родителями будущих первоклассников.
  11. Проведение Дней открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов, что помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогам;
  12. Создание рабочих групп, которые разрабатывают методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждениях, учителей начальных классов и родителей.

Еще одним важным, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности например:

  • праздники, посвященные началу учебного года,
  • «Прощание с азбукой»;
  • «Книжная неделя»;
  • «Прощание с детским садом»;
  • «День защиты детей» и другие.

Можно организовать совместные акции:

  • «Школьные музеи дошкольникам»;
  • «Новогоднее чудо»;
  • «Мир глазами ребенка» и др.

Такие встречи активизируют интерес, любознательность, творчество, развивает положительные эмоции, приобщает ребенка к ценностям, здорового образа жизни.

В план по преемственности нужно включить следующие разделы:

  1. Круглый стол.
  2. Дни открытых дверей.
  3. Совместные педагогические совещания.
  4. Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов по вопросам преемственности. Взаимопосещения.
  5. Экскурсии и целевые прогулки в школу.
  6. Шефская работа.
  7. Совместные конкурсы и праздники.
  8. Совместное проведение спортивных мероприятий.
  9. Забота о здоровье.
  10. Работа с родителями.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. При решении данной проблемы работа ведется по трем направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей.
  2. Работа с детьми (воспитатель, психолог, учитель-логопед)
  3. Работа с родителями (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учителя начальной школы).

Педагоги ДОУ и школы солидарны в том, что развивающему обучению свойственны формы работы, опирающиеся на совместную познавательную деятельность детей и педагогов. Меняются лишь функции педагогов в зависимости от возраста и этапа обучения. В детском саду полноценное включение ребенка в познавательную деятельность возможно лишь при сохранении игры, как ведущего вида деятельности. Поэтому построение занятий с детьми старшего дошкольного возраста совершенно отличается от школьных уроков (нет сидения за столами в течение всего занятия, преобладания механических упражнений и т.д.) В результате на выходе из детского сада мы получаем более активных, творческих и самостоятельных выпускников, способных к успешной адаптации к школьному обучению, умеющих самостоятельно находить решение ключевой проблемы урока, искать и предлагать алгоритм действий в новых условиях.