От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А.Сухомлинский
Одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса - проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, но каждый год эта тема рассматривается по-новому, в процессе внедрения новых технологий, методов и приёмов обучения. Современная педагогика диктует свои новшества в обучении, воспитании и развитии каждого ученика и чаще всего традиционные методы перекликаются с нетрадиционными.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности детского сада и школы.
Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально-экономическими процессами, которые идут в нашем обществе. И в первую очередь - постоянно растущим потоком информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими новыми требованиями к человеку. Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию.
А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу - научить ребенка учиться!
Одно из условий непрерывного образования является - преемственность всех звеньев учебного процесса. Какие же условия по вопросу преемственности должна выполнить начальная школа в связи с переходом на федеральные стандарты?
- определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования
- связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств,. форм организации).
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста - это гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Каждую осень мы в школе проводим семинар. На семинаре отмечаем основные направления деятельности - это преемственность программ, методов, принципов, приемов, это воспитательная работа, которая является приоритетным направлением - в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.
- Преемственность традиций интеграции с социумом
- Система работы с родителями
- Организация здоровьесбережения
- Преемственность дополнительного образования
- Система сопровождения ребенка в детском саду и начальной школе.
- Мониторинг развития ребенка.
Во время своего выступления я обращаю внимание на задачи преемственности между этапами дошкольного образования и начальной школы, можно сделать вывод, что задачи перекликаются между собой. Для налаживания работы по преемственности прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования.
Детский сад |
Начальная школа |
Развитие коммуникативных способностей Формирование любознательности, познавательного интереса Формирование готовности к саморазвитию Развитие познавательно-речевых способностей Развитие творческого воображения |
Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта детей; Формирование высокой мотивации через включение детей в регулярную учебную поисковую деятельность; Формирование познавательного интереса, развития способностей к рефлексии, самостоятельному критическому мышлению; Развитие эмоциональной сферы и творческого воображения |
На сегодняшний день нами составлен план совместных мероприятий:
- Знакомство учителя с будущими учениками.
- Экскурсии дошкольников в школу.
- Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками.
- «Дни выпускника».
- Совместное участие первоклассников и детей старшей подготовительной группы в праздниках, играх-соревнованиях, эстафетах.
- Совместные трудовые десанты.
- Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга.
- Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов д/с и учителей начальной школы.
- Проведение занятий в старшей группе учителем начальной школы.
- Проведение родительских собраний учителем с родителями будущих первоклассников.
- Проведение Дней открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов, что помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогам;
- Создание рабочих групп, которые разрабатывают методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждениях, учителей начальных классов и родителей.
Еще одним важным, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности например:
- праздники, посвященные началу учебного года,
- «Прощание с азбукой»;
- «Книжная неделя»;
- «Прощание с детским садом»;
- «День защиты детей» и другие.
Можно организовать совместные акции:
- «Школьные музеи дошкольникам»;
- «Новогоднее чудо»;
- «Мир глазами ребенка» и др.
Такие встречи активизируют интерес, любознательность, творчество, развивает положительные эмоции, приобщает ребенка к ценностям, здорового образа жизни.
В план по преемственности нужно включить следующие разделы:
- Круглый стол.
- Дни открытых дверей.
- Совместные педагогические совещания.
- Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов по вопросам преемственности. Взаимопосещения.
- Экскурсии и целевые прогулки в школу.
- Шефская работа.
- Совместные конкурсы и праздники.
- Совместное проведение спортивных мероприятий.
- Забота о здоровье.
- Работа с родителями.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. При решении данной проблемы работа ведется по трем направлениям:
- Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей.
- Работа с детьми (воспитатель, психолог, учитель-логопед)
- Работа с родителями (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учителя начальной школы).
Педагоги ДОУ и школы солидарны в том, что развивающему обучению свойственны формы работы, опирающиеся на совместную познавательную деятельность детей и педагогов. Меняются лишь функции педагогов в зависимости от возраста и этапа обучения. В детском саду полноценное включение ребенка в познавательную деятельность возможно лишь при сохранении игры, как ведущего вида деятельности. Поэтому построение занятий с детьми старшего дошкольного возраста совершенно отличается от школьных уроков (нет сидения за столами в течение всего занятия, преобладания механических упражнений и т.д.) В результате на выходе из детского сада мы получаем более активных, творческих и самостоятельных выпускников, способных к успешной адаптации к школьному обучению, умеющих самостоятельно находить решение ключевой проблемы урока, искать и предлагать алгоритм действий в новых условиях.