Для успешных занятий хореографическим искусством, необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того, чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным. Данную проблему помогает решить партерная гимнастика.
Партерная гимнастика - это система физических упражнений, которые отличаются от обычных гимнастических упражнений тем, что они выполняются на полу в различных упорах в положении сидя, лежа или на боку.
Партерная гимнастика дает первоначальную подготовку, способствует развитию природных физических данных ребёнка, формирует основные двигательные навыки и качества, которые необходимы для танца. Занятия партерной гимнастикой способствуют не только укреплению у детей опорно-двигательного аппарата, но и исправлению физических недостатков телосложения, развитию выворотности ног, гибкости корпуса, эластичности мышц и связок. Все вместе придает движениям пластичность, грацию, амплитуду.
Занятия по партерной гимнастике включают в себя самые разнообразные движения и упражнения. Все упражнения имеют названия, символизирующие подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных сказок, а также предметов, зверей, птиц, рыб, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнение. Все упражнения способствуют укреплению определенных мышц - шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.
Мышцы у детей имеют хорошую эластичность, в отличие от мышц взрослого человека. Тянущие и болевые ощущения при занятии сводятся к минимуму. В такой же степени подвижны и суставы, они с легкостью поддаются гибкости.
Существуют такие физические способности и качества хореографической пригодности как: выворотность, подъем стопы, «балетный шаг», пластичность тела, выносливость, ловкость и многие другие. Существуют также важные качества: пропорциональное сложение тела, хорошая форма ног, красивая линия вытянутой ступни - подъем ноги, изящная и пластичная форма рук, осанка.
Исходя из анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, мною подобраны такие упражнения, которые целенаправленны по воздействию и призваны развить организм, укрепить его, усовершенствовать, оздоровить. Такие упражнения объединены в комплекс партерной гимнастики, который выполняется на гимнастических ковриках.
Партерная гимнастика, выполняемая на полу, имеет общее предназначение для детского организма - формирование готовности к занятиям хореографией. Она дает первоначальную подготовку к дальнейшим нагрузкам, позволяет развить физические способности, движения и навыки, необходимые для профессионального обучения танцу.
Польза партерной гимнастики
Комплекс простых упражнений помогает:
- устранить гиподинамию;
- поддерживать тело в тонусе;
- снизить риск заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- приобрести правильную осанку;
- сделать тело гибким, а связки - эластичными.
Упражнения могут выполнять дети любого возраста, к ним допускаются дошкольники от 4-5 лет. Современная программа адаптирована к организму ребенка - комфорт выполнения достигается за счет положений лежа, полулежа, сидя на полу, таким образом, значительно уменьшается нагрузка не неокрепший детский позвоночник и суставы.
Тренировка направлена также на постановку дыхания, что очень важно для занятий балетом. В результате процесса оптимизируется сердечная и сосудистая функция, улучшается кровообращение, ритм работы органов становится правильным.
Профессиональное назначение
Значение партерной гимнастики для хореографии неоценимо. Ее автором является Борис Князев, легендарный артист и педагог. Ее основы взяты из базовых упражнений классического танца. В процессе разрабатывается природная выворотность, воспитываются стопы, совершенствуется растяжка. В тренировках нагрузке подвергается не только верхний мышечный слой, но и участвуют глубокие мышцы, чего невозможно достичь, проводя время только у хореографического станка.
Детей с исключительными данными немного, но это не значит, что танцами могут заниматься избранные единицы. Сутулость, слабая спина, плоскостопие, неспособность прыгать - все эти дефекты устраняются с помощью специальных упражнений. В хореографии партерной гимнастике отводится большая роль в подготовке начинающих учеников, что, в конечном итоге, минимизирует перенапряжение организма при дальнейшем обучении.
Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.
Цель занятия: освоение правил техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики.
Задачи:
- обучающая - научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики;
- развивающая - способствовать развитию гибкости позвоночника в совокупности с подвижностью и укреплением всего суставно-связочного аппарата;
- воспитательная - формировать у учащихся сознание необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию.
Материально-техническое обеспечение занятия:
- хореографический зал с зеркалами, магнитофон.
- коврики;
- форма детей для занятий хореографией.
Основные методы работы:
- метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);
- методы организации практической деятельности:
Словесный (объяснение, беседа);
- наглядный (практический показ);
- метод контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов).
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Ожидаемый результат:
- совершенствование техники исполнения партерного гимнастики;
- развитие координации, гибкости, пластики;
- правильная постановка корпуса;
Форма подведения итогов:
- оценка работы детей;
- поощрение за успешную работу;
- установка на дальнейшую деятельность.
План занятия:
I. Организационный:
- построение,
- поклон - приветствие.
II. Вводная часть:
- разминка в движении и статике.
III. Основная часть:
- комплекс упражнений гимнастики.
IV. Заключительная часть:
- Закрепление пройденного учебного материала.
- Танцевально-гимнастический этюд с элементами цыганского танца
Ход занятия
I. Организационный:
- Построение, поклон-приветствие.
- Сообщение темы занятия.
II. Вводная часть:
- Разогрев в движении по кругу: ходьба на полупальцах, бег с захлестом голени, галоп, шаг с подъемом колена до груди и т.п.
- Последовательный разогрев в статике:
- наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плеч, наклон с поворотом корпуса.
- стойка на прямых ногах с опорой руками около носков (тело согнуто в тазобедренных суставах).
- releve на полу - пальцах в VI позиции
- tempslevesauté по VI и I позициям
Итог разминки: Подготовительная часть нашего занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учащиеся берут коврики и становятся на места, соблюдая шахматный порядок.
Cадятся на коврики и выполняют комплекс партерной гимнастики:
Комплекс упражнений партерной гимнастики:
1. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
2. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная I позиция), вытянуть стопы по I позиции.
3. Из положения - сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен «вывалиться»), перейти на полу - пальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.
4. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I позицию.
5. Лежа на спине, подъем ног на 90º по I позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
6. «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.
7. Лежа на животе, прогиб в поясничном отделе на вытянутых руках (развивает силу и гибкость спины, а также крестцового отдела позвоночника).
8. «Колечко» с глубоким прогибом назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы (укрепляет мышцы спины, ног, рук).
9. «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.
10. Стойка на лопатках с поддержкой под спину.
11. «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
12. Сидя на прямом полу - шпагате, повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.
13. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе.
Перед тем как приступить к выполнению упражнений преподаватель объясняет правило выполнения упражнения, во избежание растяжения мышц или травм.
Темп музыкального сопровождения умеренный и медленный.
В ансамбле танца «Родничок» мы варьируем интенсивность тренировок, чередуя активную и умеренную фазы. Занятия проводятся в группе, поэтапно:
- Динамическая часть. В нее входят упражнения, выполняемые в синхронном режиме под наблюдением хореографа. Задача тренировки - разработать основные группы мышц. Продолжительность до 30 минут.
- Растяжка. Когда мышцы уже разогреты, можно приступать к растяжке, развивающей подвижность суставов и сводящей к минимуму риск травматизма - вывихи, растяжения связок. Тренировка длится около 10 минут.
- Расслабление. Этот этап является заключительным, и его цель - наладить внутреннюю гармонию. По времени занимает 5 минут.
Комплекс балетной гимнастики, проводимый в нашей студии, делится на курс адаптации для начинающих, средний и продвинутый. В первом случае все упражнения достаточно медленные, во втором нагрузка постепенно увеличивается. Для уже состоявшихся танцоров занятия проходят в интенсивном темпе.
Партерную гимнастику считают важным компонентом любого хореографического занятия.
Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching - растяжка) и корригирующие (исправляющие, улучшающие), создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц.
Комплекс упражнений сидя
1. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава:
- сокращение и вытягивание стоп обеих ног.
2. Упражнения для растягивания ахиллoвого сухожилия:
- «Чемоданчик»
3. Упражнения для развития паховой выворотности:
- «Бабочка»
- «Складка»
- «Лягушка»
Комплекс упражнений лежа на животе и на спине
1. Упражнения на пресс:
- поднятие ног вперед
- поднятие ног назад
2. Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника:
- «Окошечко»
- «Березка»
- «Поднятие ног вверх в положении сидя»
3. Упражнения для развития гибкости:
- «Коробочка»
- «Мостик»
Комплекс упражнений на выворотность и растяжку ног
1) Упражнения для развития выворотности ног:
вытягивание ног с разворотом стопы,
- «Змейка»
- «Шпагат»
- «Веревочка»
От простого - к сложному, последовательность и систематичность - это главные принципы в обучении гимнастическим упражнениям и обучении танцам в общем.
В результате занятий партерной гимнастикой предполагается достижение положительных изменений:
- Укрепить мышцы живота и тазового дна, гибкость и эластичность мышц;
- Улучшить физическую и психологическую выносливость;
- Улучшить подвижность суставов, увеличить мышечную силу;
- Стабилизировать поясничный отдел позвоночника, прямую свободную осанку, улучшить координацию и легкость движения.
Заключение
Важным элементом в развитии детей является совершенствование природных физических данных. Поэтому необходимо на занятиях по хореографии заниматься партерной гимнастикой, которая направлена на развитие природных физических данных: шага, выворотности, прыжка и гибкости.
Мы можем с большой уверенностью сказать, что партерная гимнастика в наше время дает хороший толчок для развития физических данных. Посредствам ее развития детский организм готов к более сложным нагрузкам.