Партерная гимнастика как способ развития физических данных ребёнка на занятиях хореографии

Разделы: Дополнительное образование


Для успешных занятий хореографическим искусством, необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того, чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным. Данную проблему помогает решить партерная гимнастика.

Партерная гимнастика - это система физических упражнений, которые отличаются от обычных гимнастических упражнений тем, что они выполняются на полу в различных упорах в положении сидя, лежа или на боку.

Партерная гимнастика дает первоначальную подготовку, способствует развитию природных физических данных ребёнка, формирует основные двигательные навыки и качества, которые необходимы для танца. Занятия партерной гимнастикой способствуют не только укреплению у детей опорно-двигательного аппарата, но и исправлению физических недостатков телосложения, развитию выворотности ног, гибкости корпуса, эластичности мышц и связок. Все вместе придает движениям пластичность, грацию, амплитуду.

Занятия по партерной гимнастике включают в себя самые разнообразные движения и упражнения. Все упражнения имеют названия, символизирующие подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных сказок, а также предметов, зверей, птиц, рыб, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнение. Все упражнения способствуют укреплению определенных мышц - шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.

Мышцы у детей имеют хорошую эластичность, в отличие от мышц взрослого человека. Тянущие и болевые ощущения при занятии сводятся к минимуму. В такой же степени подвижны и суставы, они с легкостью поддаются гибкости.

Существуют такие физические способности и качества хореографической пригодности как: выворотность, подъем стопы, «балетный шаг», пластичность тела, выносливость, ловкость и многие другие. Существуют также важные качества: пропорциональное сложение тела, хорошая форма ног, красивая линия вытянутой ступни - подъем ноги, изящная и пластичная форма рук, осанка.

Исходя из анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, мною подобраны такие упражнения, которые целенаправленны по воздействию и призваны развить организм, укрепить его, усовершенствовать, оздоровить. Такие упражнения объединены в комплекс партерной гимнастики, который выполняется на гимнастических ковриках.

Партерная гимнастика, выполняемая на полу, имеет общее предназначение для детского организма - формирование готовности к занятиям хореографией. Она дает первоначальную подготовку к дальнейшим нагрузкам, позволяет развить физические способности, движения и навыки, необходимые для профессионального обучения танцу.

Польза партерной гимнастики

Комплекс простых упражнений помогает:

  • устранить гиподинамию;
  • поддерживать тело в тонусе;
  • снизить риск заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • приобрести правильную осанку;
  • сделать тело гибким, а связки - эластичными.

Упражнения могут выполнять дети любого возраста, к ним допускаются дошкольники от 4-5 лет. Современная программа адаптирована к организму ребенка - комфорт выполнения достигается за счет положений лежа, полулежа, сидя на полу, таким образом, значительно уменьшается нагрузка не неокрепший детский позвоночник и суставы.

Тренировка направлена также на постановку дыхания, что очень важно для занятий балетом. В результате процесса оптимизируется сердечная и сосудистая функция, улучшается кровообращение, ритм работы органов становится правильным.

Профессиональное назначение

Значение партерной гимнастики для хореографии неоценимо. Ее автором является Борис Князев, легендарный артист и педагог. Ее основы взяты из базовых упражнений классического танца. В процессе разрабатывается природная выворотность, воспитываются стопы, совершенствуется растяжка. В тренировках нагрузке подвергается не только верхний мышечный слой, но и участвуют глубокие мышцы, чего невозможно достичь, проводя время только у хореографического станка.

Детей с исключительными данными немного, но это не значит, что танцами могут заниматься избранные единицы. Сутулость, слабая спина, плоскостопие, неспособность прыгать - все эти дефекты устраняются с помощью специальных упражнений. В хореографии партерной гимнастике отводится большая роль в подготовке начинающих учеников, что, в конечном итоге, минимизирует перенапряжение организма при дальнейшем обучении.

Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.

Цель занятия: освоение правил техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики.

Задачи:

  • обучающая - научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики;
  • развивающая - способствовать развитию гибкости позвоночника в совокупности с подвижностью и укреплением всего суставно-связочного аппарата;
  • воспитательная - формировать у учащихся сознание необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • хореографический зал с зеркалами, магнитофон.
  • коврики;
  • форма детей для занятий хореографией.

Основные методы работы:

  • метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);
  • методы организации практической деятельности:

Словесный (объяснение, беседа);

  • наглядный (практический показ);
  • метод контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов).

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Ожидаемый результат:

  • совершенствование техники исполнения партерного гимнастики;
  • развитие координации, гибкости, пластики;
  • правильная постановка корпуса;

Форма подведения итогов:

  • оценка работы детей;
  • поощрение за успешную работу;
  • установка на дальнейшую деятельность.

План занятия:

I. Организационный:

  • построение,
  • поклон - приветствие.

II. Вводная часть:

  • разминка в движении и статике.

III. Основная часть:

  • комплекс упражнений гимнастики.

IV. Заключительная часть:

  • Закрепление пройденного учебного материала.
  • Танцевально-гимнастический этюд с элементами цыганского танца

Ход занятия

I. Организационный:

  1. Построение, поклон-приветствие.
  2. Сообщение темы занятия.

II. Вводная часть:

  1. Разогрев в движении по кругу: ходьба на полупальцах, бег с захлестом голени, галоп, шаг с подъемом колена до груди и т.п.
  2. Последовательный разогрев в статике:
    • наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плеч, наклон с поворотом корпуса.
    • стойка на прямых ногах с опорой руками около носков (тело согнуто в тазобедренных суставах).
    • releve на полу - пальцах в VI позиции
    • tempslevesauté по VI и I позициям

Итог разминки: Подготовительная часть нашего занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учащиеся берут коврики и становятся на места, соблюдая шахматный порядок.

Cадятся на коврики и выполняют комплекс партерной гимнастики:

Комплекс упражнений партерной гимнастики:

1. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.

2. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная I позиция), вытянуть стопы по I позиции.

3. Из положения - сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен «вывалиться»), перейти на полу - пальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.

4. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I позицию.

5. Лежа на спине, подъем ног на 90º по I позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.

6. «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.

7. Лежа на животе, прогиб в поясничном отделе на вытянутых руках (развивает силу и гибкость спины, а также крестцового отдела позвоночника).

8. «Колечко» с глубоким прогибом назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы (укрепляет мышцы спины, ног, рук).

9. «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.

10. Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

11. «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.

12. Сидя на прямом полу - шпагате, повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.

13. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе.

Перед тем как приступить к выполнению упражнений преподаватель объясняет правило выполнения упражнения, во избежание растяжения мышц или травм.

Темп музыкального сопровождения умеренный и медленный.

В ансамбле танца «Родничок» мы варьируем интенсивность тренировок, чередуя активную и умеренную фазы. Занятия проводятся в группе, поэтапно:

  • Динамическая часть. В нее входят упражнения, выполняемые в синхронном режиме под наблюдением хореографа. Задача тренировки - разработать основные группы мышц. Продолжительность до 30 минут.
  • Растяжка. Когда мышцы уже разогреты, можно приступать к растяжке, развивающей подвижность суставов и сводящей к минимуму риск травматизма - вывихи, растяжения связок. Тренировка длится около 10 минут.
  • Расслабление. Этот этап является заключительным, и его цель - наладить внутреннюю гармонию. По времени занимает 5 минут.

Комплекс балетной гимнастики, проводимый в нашей студии, делится на курс адаптации для начинающих, средний и продвинутый. В первом случае все упражнения достаточно медленные, во втором нагрузка постепенно увеличивается. Для уже состоявшихся танцоров занятия проходят в интенсивном темпе.

Партерную гимнастику считают важным компонентом любого хореографического занятия.

Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching - растяжка) и корригирующие (исправляющие, улучшающие), создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц.

Комплекс упражнений сидя

1. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава:

  • сокращение и вытягивание стоп обеих ног.

2. Упражнения для растягивания ахиллoвого сухожилия:

  • «Чемоданчик»

3. Упражнения для развития паховой выворотности:

  • «Бабочка»
  • «Складка»
  • «Лягушка»

Комплекс упражнений лежа на животе и на спине

1. Упражнения на пресс:

  • поднятие ног вперед
  • поднятие ног назад

2. Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника:

  • «Окошечко»
  • «Березка»
  • «Поднятие ног вверх в положении сидя»

3. Упражнения для развития гибкости:

  • «Коробочка»
  • «Мостик»

Комплекс упражнений на выворотность и растяжку ног

1) Упражнения для развития выворотности ног:

вытягивание ног с разворотом стопы,

  • «Змейка»
  • «Шпагат»
  • «Веревочка»

От простого - к сложному, последовательность и систематичность - это главные принципы в обучении гимнастическим упражнениям и обучении танцам в общем.

В результате занятий партерной гимнастикой предполагается достижение положительных изменений:

  • Укрепить мышцы живота и тазового дна, гибкость и эластичность мышц;
  • Улучшить физическую и психологическую выносливость;
  • Улучшить подвижность суставов, увеличить мышечную силу;
  • Стабилизировать поясничный отдел позвоночника, прямую свободную осанку, улучшить координацию и легкость движения.

Заключение

Важным элементом в развитии детей является совершенствование природных физических данных. Поэтому необходимо на занятиях по хореографии заниматься партерной гимнастикой, которая направлена на развитие природных физических данных: шага, выворотности, прыжка и гибкости.

Мы можем с большой уверенностью сказать, что партерная гимнастика в наше время дает хороший толчок для развития физических данных. Посредствам ее развития детский организм готов к более сложным нагрузкам.