Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
- содержательная - формирование знаний об односоставных безличных предложениях;
- деятельностная - работа по карточкам, создание проекта, творческая списывание, работа с учебной моделью;
- образовательная - расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов (формирование знаний о безличном предложении).
Планируемые результаты:
личностные УУД
- сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- усваивать новые виды деятельности,
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
метапредметные УУД
регулятивные
- управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
познавательные
- работа с информацией, использование знаково-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие;
коммуникативные
- работа над речевой деятельностью и навыками сотрудничества.
предметные УУД
- умение пользоваться справочной литературой (учебником), выделять необходимую информацию, классифицировать её, устанавливать причинно-следственные связи.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал:
- Презентация к уроку
- Слайд материала для пробного действия
- Эталон определения односоставных предложений
Раздаточный материал:
- Карточки для самоконтроля
- Карточки для актуализации с выбором примера
- Игровое поле «Грамматическое лото»
- Карточки с односоставными предложениями для лото
- Мини-тест для промежуточного контроля с самопроверкой.
Класс поделен на 5 подгрупп по 4-5 человек. Назначен координатор.
Ход урока
Организационный этап.
Мотивация 1 мин. |
Африканская пословица гласит «Если хочешь идти быстро - иди один, если хочешь идти далеко - идите вместе».
Критерии (само)оценки:
Итак, в добрый час! |
||||||||||||
Актуализация
|
Игра «Почемучка». Проговаривание во внешней речи.
Задания для 1 группы Какое предложение называется двусоставным?
Вариант ответа:
Двусоставное предложение - предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого. Подлежащее может быть выражено любой частью речи. Сказуемое обозначает действие, состояние или признак подлежащего и связано с подлежащим по смыслу и грамматически. Двусоставное предложение может быть неполным, если в нём отсутствует какой-либо член предложения.
Задания для 2 группы: Какие предложения называются односоставными?
Вариант ответа:
Предложения, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член не нужен или вообще невозможен. Односоставные предложения бывают с главным членом - подлежащим или главным членом - сказуемым.
Задания для 3 группы: Какие односоставные предложения называются определённо-личными?
Вариант ответа:
Задания для 4 группы: Какие односоставные предложения называются неопределенно-личными?
Вариант ответа:
Задания для 5 группы:
Примерный ответ:
После «защиты проекта» каждая группа оценивается оппонентами и их работе выставляются оценка, которую они заносят в свой лист самооценки.
Работа с алгоритмом
|
||||||||||||
Выявление места и причины затруднения
|
Игра «Лото»
Поиграем в «Лото»!
Сверьте с образцом (слайд)
Кто получил «5»? «4»? «3»? |
||||||||||||
Определение темы.
|
Можно ли в предложениях последнего столбика сказать >что-то о лице, выполняющем какие-либо действия? (Нет)
Актуальными целями на данном уроке будут следующие:
|
||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний. |
Основываясь на примерах из последнего столбика, сформулируйте определение БЛП.
|
||||||||||||
Построение проекта и решение проблемы
|
Чем может быть выражена грамматическая основа безличных предложений? (Примерные ответы учащихся: неопределённой формой глагола, словами нет, не будет, безличным глаголом, личным глаголом в безличной форме)
Самооценка.
Поднимите руку те, кто получил «5» / «4» / «3».
|
||||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
3 мин. |
1) Безличные предложения часто используются писателями и поэтами. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А.Фета. Найдите БЛП, обоснуйте свою точку зрения.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
2)Редактирование текста
Небо стало темнеть. Жара спала. Теперь я мог свободнее дышать. Я зашагал к дому. Никто не встретился мне. Только услышал я, как вдалеке залаяла собака.
Спишите текст, заменив, где возможно, двусоставные предложения односоставными безличными. На работу - 3 минуты.
Темнело. Стало прохладнее. Дышалось свободнее. Я зашагал к дому. Никого нет. Только слышно, как вдалеке залаяла собака.
Оцените работу своей группы, учитывая, что изменение формы глагола-сказуемого ошибкой не является.
Поставьте оценку в свой лист.
|
||||||||||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
|
Поработаем самостоятельно.
1. Найдите верное утверждение.
2. Выберите правильное продолжение высказывания: В безличном предложении сказуемое - это
3. Укажите безличное предложение
4. Укажите безличное предложение
5. Укажите безличное предложение
Обменяйтесь тестами с участниками группы по часовой стрелке.
|
||||||||||||
Оценки за работу на уроке. |
Соберите и сдайте листы самооценки. Оценкой за работу на уроке будет ваш результат за тестовую работу. |
||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Приём «Оратор».
|
||||||||||||
Домашнее задание
|
Разноуровневое
|