Урок русского языка по теме "Безличные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 8

Ключевые слова: безличные предложения


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

  • содержательная - формирование знаний об односоставных безличных предложениях;
  • деятельностная - работа по карточкам, создание проекта, творческая списывание, работа с учебной моделью;
  • образовательная - расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов (формирование знаний о безличном предложении).

Планируемые результаты:

личностные УУД

  • сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • усваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;

метапредметные УУД

регулятивные

  • управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

познавательные

  • работа с информацией, использование знаково-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие;

коммуникативные

  • работа над речевой деятельностью и навыками сотрудничества.

предметные УУД

  • умение пользоваться справочной литературой (учебником), выделять необходимую информацию, классифицировать её, устанавливать причинно-следственные связи.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал:

  • Презентация к уроку
  • Слайд материала для пробного действия
  • Эталон определения односоставных предложений

Раздаточный материал:

  • Карточки для самоконтроля
  • Карточки для актуализации с выбором примера
  • Игровое поле «Грамматическое лото»
  • Карточки с односоставными предложениями для лото
  • Мини-тест для промежуточного контроля с самопроверкой.

Класс поделен на 5 подгрупп по 4-5 человек. Назначен координатор.

Ход урока

Организационный этап.
Мотивация
1 мин.

Африканская пословица гласит «Если хочешь идти быстро - иди один, если хочешь идти далеко - идите вместе».
Сегодня мы на уроке «идём вместе», для того чтобы преодолеть трудности, с которыми столкнёмся, для того чтобы справиться с любыми проблемами.
Хоть вы и будете работать в группах, у каждого есть карточки самооценки, где вы будете выставлять оценки за определённый этап работы.

Критерии (само)оценки:

  • Полнота ответа.
  • Осмысленность.
  • Умение привести примеры.

Итак, в добрый час!

Актуализация
Обсуждение в группах - 3 мин.
«Защита проекта» - 5 мин.
Оценка оппонентов - 3 мин.
Анализ алгоритма - 1,5 мин.

Игра «Почемучка». Проговаривание во внешней речи.
Вам предложены вопросы, на основе которых вы сообща должны составить связный текст на заданную тему и привести 3 примера из предложений, записанных на карточки.
Возьмите конверт №1, достаньте задание. На работу в группе - 3 минуты.

Задания для 1 группы

Какое предложение называется двусоставным?

  1. Какая погода!
  2. Весь день идёт дождь.
  3. Пойди, поклонись рыбке!
  4. Декабрь 17-го года.
  5. Прошли ливни.
  6. За стеной зашумели.
  7. Вот так гроза!
  8. На улицах где-то далеко стреляют.
  9. Люблю грозу в начале мая.
  10. В доме стучали печными дверцами.
  11. Весной сирень приветствует тебя.
  12. Будем учить правила.

Вариант ответа:

Двусоставное предложение - предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого. Подлежащее может быть выражено любой частью речи. Сказуемое обозначает действие, состояние или признак подлежащего и связано с подлежащим по смыслу и грамматически. Двусоставное предложение может быть неполным, если в нём отсутствует какой-либо член предложения.
Номера предложений: 2,5,11

Задания для 2 группы:

Какие предложения называются односоставными?

  1. Какая погода!
  2. Весь день идёт дождь.
  3. Пойди, поклонись рыбке!
  4. Декабрь 17-го года.
  5. Прошли ливни.
  6. За стеной зашумели.
  7. Вот так гроза!
  8. На улицах где-то далеко стреляют.
  9. Люблю грозу в начале мая.
  10. В доме стучали печными дверцами.
  11. Весной сирень приветствует тебя.
  12. Будем учить правила.

Вариант ответа:

Предложения, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член не нужен или вообще невозможен. Односоставные предложения бывают с главным членом - подлежащим или главным членом - сказуемым.
Номера предложений: 1,3,4 и др.

Задания для 3 группы:

Какие односоставные предложения называются определённо-личными?

  1. Какая погода!
  2. Весь день идёт дождь.
  3. Пойди, поклонись рыбке!
  4. Декабрь 17-го года.
  5. Прошли ливни.
  6. За стеной зашумели.
  7. Вот так гроза!
  8. На улицах где-то далеко стреляют.
  9. Люблю грозу в начале мая.
  10. В доме стучали печными дверцами.
  11. Весной сирень приветствует тебя.
  12. Будем учить правила.

Вариант ответа:
Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, передающие действия определённого лица (говорящего или собеседника). Они называют действия, совершаемые определённым лицом. В таких предложениях глагол своей формой указывает на вполне определённое лицо. В ОЛП главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного лица изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени) и в повелительном наклонении.
Номера предложений: 3,9,12

Задания для 4 группы:

Какие односоставные предложения называются неопределенно-личными?

  1. Какая погода!
  2. Весь день идёт дождь.
  3. Пойди, поклонись рыбке!
  4. Декабрь 17-го года.
  5. Прошли ливни.
  6. За стеной зашумели.
  7. Вот так гроза!
  8. На улицах где-то далеко стреляют.
  9. Люблю грозу в начале мая.
  10. В доме стучали печными дверцами.
  11. Весной сирень приветствует тебя.
  12. Будем учить правила.

Вариант ответа:
Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом-сказуемым, передающим действия неопределённого субъекта. В НЛП главный член выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола.
Номера предложений: 6, 8, 10

Задания для 5 группы:
Какие односоставные предложения называются назывными?

  1. Какая погода!
  2. Весь день идёт дождь.
  3. Пойди, поклонись рыбке!
  4. Декабрь 17-го года.
  5. Прошли ливни.
  6. За стеной зашумели.
  7. Вот так гроза!
  8. На улицах где-то далеко стреляют.
  9. Люблю грозу в начале мая.
  10. В доме стучали печными дверцами.
  11. Весной сирень приветствует тебя.
  12. Будем учить правила.

Примерный ответ:
Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, показывающие, что предметы, явления, события, названные главным членом, существуют. События в таком предложении происходят в момент речи. Главный член в таком предложении может быть выражен существительным в именительном падеже или сочетанием числительного и существительного. Такие предложения следует отличать от двусоставных неполных.
Номера предложений: 1,4,7

После «защиты проекта» каждая группа оценивается оппонентами и их работе выставляются оценка, которую они заносят в свой лист самооценки.
После выступлений всех групп подводится итог
Сколько всего «5», «4», «3».

Работа с алгоритмом
На основе предложенного алгоритма составьте рассказ о дву- и односоставных предложениях. Эти знания вам понадобятся при выполнении следующего задания.

Выявление места и причины затруднения
5 мин.

Игра «Лото»
Представьте, что перед вами поставлена задача - сгруппировать книги. По какому принципу вы это сделаете? (примерные ответы: по алфавиту, по толщине обложки, по внешнему виду, по тематике и др.)
Так как мы говорим об односоставных предложениях, какой принцип вы бы предложили? (сгруппировать по типу односоставных предложений в названии книги)

Поиграем в «Лото»!
Перед вами - игровое поле, которое нужно заполнить соответствующими карточками, и карточки, где названия книг представлены односоставными предложениями.
Возьмите конверт №2, в котором находятся 20 карточек. Разделите их поровну. Определите вид односоставных предложений в названии и заполните игровое поле.
На работу и обсуждение в группе отводится 4 минуты.

Сверьте с образцом (слайд)
Самооценка.

  • 0 ошибок - «5»
  • 1 ошибка - «4»
  • 2 ошибки - «3»
  • 3 и более - «2»

Кто получил «5»? «4»? «3»?

Определение темы.
Целеполагание

Можно ли в предложениях последнего столбика сказать >что-то о лице, выполняющем какие-либо действия? (Нет)
Действительно, лица в них нет. Как бы вы назвали такие предложения? (Такие предложения называются безличными). Подписывается последний столбик.
предлагаю ряд целей, которые надо достигнуть на уроке. Задача учеников - выбрать актуальные.

  • Отличие односоставного предложения от двусоставного.
  • Определение безличного предложения.
  • Способы выражения грамматической основы безличного предложения.
  • Определение назывного предложения.
  • Создание текста с использованием безличных предложений.
  • Анализ сложных предложений.

Актуальными целями на данном уроке будут следующие:

  • Определение безличного предложения.
  • Способы выражения грамматической основы безличного предложения.
  • Создание текста с использованием безличных предложений.

Первичное усвоение новых знаний.

Основываясь на примерах из последнего столбика, сформулируйте определение БЛП.
Если вы столкнулись с затруднениями, обратитесь кучебнику. Дополните свой ответ.

Построение проекта и решение проблемы
3 мин.

Чем может быть выражена грамматическая основа безличных предложений? (Примерные ответы учащихся: неопределённой формой глагола, словами нет, не будет, безличным глаголом, личным глаголом в безличной форме)
Убедимся в этом, выполняя следующее задание.
Возьмите конверт №3 и раздайте карточки для индивидуальной работы участникам, соотнесите номера предложений и буквы ответов. Ответы запишите ниже. (см. приложение 2)
Сверьте с эталоном

А

Б

В

Г

Д

Е

5

6

4

2

3

1

Самооценка.

  • 0 ошибок - «5»
  • 1 ошибка - «4»
  • 2 ошибки - «3»
  • 3 и более - «2»

Поднимите руку те, кто получил «5» / «4» / «3».
Анализ ошибок в группах, объяснение партнёру.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
2 мин.

3 мин.

1) Безличные предложения часто используются писателями и поэтами. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А.Фета. Найдите БЛП, обоснуйте свою точку зрения.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
(А.А.Фет)

2)Редактирование текста
Работаем в группе.
Посмотрите на слайд.

Небо стало темнеть. Жара спала. Теперь я мог свободнее дышать. Я зашагал к дому. Никто не встретился мне. Только услышал я, как вдалеке залаяла собака.

Спишите текст, заменив, где возможно, двусоставные предложения односоставными безличными. На работу - 3 минуты.
Сверьте с образцом.

Темнело. Стало прохладнее. Дышалось свободнее. Я зашагал к дому. Никого нет. Только слышно, как вдалеке залаяла собака.

Оцените работу своей группы, учитывая, что изменение формы глагола-сказуемого ошибкой не является.
Какой вариант предложили бы вы?
Самооценка:

  • 0 ошибок - «5»
  • 1 ошибка - «4»
  • 2 ошибки - «3»
  • 3 и более - «2»

Поставьте оценку в свой лист.
Поднимите руку те, кто получил «5» / «4» / «3».
Какие затруднения возникли?

Самостоятельная работа с проверкой по эталону
5 мин.

Поработаем самостоятельно.
Возьмите конверт №4. Раздайте задание каждому участнику. На выполнение теста 5 минут.

1. Найдите верное утверждение.
1) В безличном предложении по форме сказуемого можно определить действующее лицо.
2) Односоставное предложение - это предложение, состоящее из одного слова.
3) Безличные предложения не могут быть двусоставными предложениями.
4) Безличное предложение - это двусоставное предложение, в котором пропущено подлежащее.

2. Выберите правильное продолжение высказывания: В безличном предложении сказуемое - это
1) глагол в повелительном наклонении
2) глагол в неопределенной форме
3) глагол в форме 2 лица множественного числа
4) глагол в форме 3 лица множественного числа

3. Укажите безличное предложение
1) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
2) В ту ночь никому не спалось.
3) Ради розы терпят и шипы.
4)Приветствую тебя, пустынный уголок.

4. Укажите безличное предложение
1) Кому-то принесли от мастера ларец.
2) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
3) Море сегодня штормило.
4) Но вот прошло четыре года.

5. Укажите безличное предложение
1) Надо чаще писать письма маме.
2) Почему мне не пишешь?
3) В газетах об этом не напишут.
4) Пишу теперь рассказ.

Обменяйтесь тестами с участниками группы по часовой стрелке.
Сверьте с образцом.
1.3)
2.2)
3.2)
4.3)
5.1)
Оцените.
Сколько «5» / «4» / «3»
Какие задания показались вам сложными?

Оценки за работу на уроке.

Соберите и сдайте листы самооценки. Оценкой за работу на уроке будет ваш результат за тестовую работу.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
4 мин.

Приём «Оратор».
В течение двух минут подготовьте (в группе) убедительный рассказ о необходимости изучения темы БЛП.
Выступление -1 минута.
Дополнения - 1 минута.

Домашнее задание
1 мин.

Разноуровневое

  • 1 уровень - найти в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 8 БЛП, выписать, выделить основы, указать способ выражения
  • 2 уровень - выписать из текста упр.199 только БЛП, выделить основы, указать способ выражения
  • 3 уровень - списать БЛП для наблюдения п.35 (стр.110), выделить основы, указать способ выражения