Проблематика гражданско-патриотического воспитания сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитичеcкое положение России. Популяризация чуждой российскому народу системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству ведет к разрушению основ естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, Родины, традиционных духовно-нравственных эталонов.
В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании маленьких граждан стал особо актуален. Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца гражданственности и патриотизма. Во-вторых, сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей. В-третьих, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное. Создавшиеся в обществе условия на данный момент благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции у юных граждан страны.
Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», вышедшему 9 ноября 2022 года, были проведены изменения в системе образования. Уже 22.11.2022 г. была утверждена новая «Федеральная образовательная программа ДО», которая нацелена на идеологизацию образовательного процесса.
Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, основная из которых воспитание позиции ребенка «Я гражданин РФ».
Из этого и строятся основные цель и задачи ФОП.
Цель: всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи ФОП:
- приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
Если вы обратили внимание, одна из задач включает в себя обеспечение развития нравственных качеств и основ патриотизма.
Так что же такое патриотизм?
Патриоти́зм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, культуры, искусства и практической деятельности человека.
Основные черты патриотизма:
- эмоциональная привязанность к своей стране. Граждане - патриоты, уезжающие из своей страны часто страдают ностальгией - тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
- чувство единения со своим государством (я - русский!);
- обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
- готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия.
Патриотизм является цементирующим средством, сплачивающим людей одной страны. Поэтому патриотическое воспитание выходит на первый план дошкольного образования.
Патриотическое воспитание - понятие емкое, которое включает в себя влияние взрослых на чувственную сферу ребенка и на содержание детской деятельности, на нравственные проявления, на суждения, на отношения к сверстникам, на расширение и уточнение знаний, на формирование у него начального чувства Родины - правильного отношения к обществу, людям, труду, своим обязанностям, осознанию ребенком позиции «Я - гражданин».
Рассмотрим формирование патриотизма у дошкольников с психологической точки зрения.
- В 2-3 года - происходит осознание себя как индивидуальности, отдельной от окружающего мира. Появляются первые признаки сознания принадлежности себя к семье и окружающим предметам, определения отношения к ним. В этом возрасте появляются местоимения «я» и «мой», понятия «мои игрушки», «мой папа», «моя мама» и т.д. Ребенок к 3 годам может сказать, что ему нравится, а что нет. В этот период мы начинаем закладывать основу патриотизма - правильное отношение к родителям, семье, окружающим предметам (игрушкам).
- В 3-4 года появляется ролевая игра - ведущий вид деятельности, центральная роль в ней отводится взрослому и его деятельности. Дети копируют действия своих родителей, знакомых, педагогов. В этом возрасте мы начинаем глубже знакомить дошкольников с понятием «семья», «дом», «домашние обязанности», «семейные традиции», знакомим с детским садом, вводим понятие «профессия» (врач, воспитатель, медсестра и т.д.).
- В 3-4 года дети не могут представить ситуацию глазами другого, только со своей позиции, через игровую и продуктивную деятельность. В этом возрасте мы начинаем знакомство с народным прикладным творчеством, народными игрушками (дымковской и филимоновской). Дети лепят, раскрашивают, играют с народными игрушками и предметами быта.
- В 4-6 лет роль сюжетно-ролевой игры возрастает, а ее границы расширяются за пределы семьи и быта. Дети познают свой район, город, край, появляются осознание понятий «страна», «Родина». Дошкольники начинают интересоваться особенностями своей малой родины (историей, природой, архитектурой и т.д.), проявлять первые чувства любви и уважения к ней. Они продолжают знакомиться с устным народным творчеством и прикладным искусством, произведениями русских художников, писателей и музыкантов, применяя знания в различных видах деятельности.
- 6-7 лет дети могут прогнозировать и анализировать. К этому возрасту база для сепарации подготовлена. Дошкольники сравнивают свой край, его природные особенности, культуру с другими субъектами РФ, объединяя их в одно единое «это моя страна». Они «путешествуют» по другим странам, выделяют их особенности, проводят аналогии с Россией. В этот период дети выделяют себя как ее единицу - «гражданин». Появляется четкое осознанное понятие «Я - гражданин РФ».
Мы обращаем внимание, что одна из главных концепций патриотического воспитания - воспитание в детях любови и уважения к родной земле, приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям. А это основная цель краеведения.
Что же такое «краеведение»?
Краеве́дение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта - от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома. Краеведение опирается на междисциплинарные связи и учитывает не только теоретические и научные положения, но и первичные наблюдения, житейскую практику; предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций развития исходя из местных условий и традиций.
А.С.Барков считал, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства».
Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край».
Значение краеведения трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю малой родины - верный путь к формированию позиции «я гражданин своей Родины».
Исходя из основной цели краеведческой работы, можно выделить главные задачи:
- Формировать у дошкольников начальные представления о родном крае, его особенностях, истории, традициях и культуре, знаменитых людях.
- Развивать у дошкольников положительные чувства к своим истокам, родному краю, гордости за причастность к родине, способствовать возникновению чувства любви к своей стране.
- Проектировать культурно-образовательную среду для исследовательской краеведческой деятельности детей в ДОУ.
- Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье, через совместную деятельность в рамках краеведения.
Краеведение бывает разных видов: историческое, географическое, экологическое, культурное. Проанализировав каждый, можно сказать, что реализовывать краеведческую деятельность можно через все образовательные области программы дошкольного образования, где каждая реализует свои конкретные задачи через различные формы работы с детьми и их родителями.
Рассмотрим реализацию краеведения в нашем саду. Но вначале вернемся к схеме развития патриотического воспитания и сопоставим ее с расширенным понятием «краеведение». Можно четко сказать, что фундамент для краеведческой деятельности педагог закладывает уже в младшем возрасте через знакомство с игрушками, семьей и ее традициями, домом. Так у нас в младших группах реализовывался ряд проектов: «Игрушки наших родителей», «Русская матрешка». Уже в средней и старших группах темы усложнялись и расширялись, по аналогии переходя в проекты: «Семейные традиции», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».
Целевое знакомство с малой родиной, ее природными и культурными особенностями начинается с 4 лет. Дети знакомятся со своим районом, его особенностями. К концу средней группы педагоги группы «Колокольчики» провели ряд бесед о микрорайоне, его местонахождении, природных особенностях и истории, тем самым вызвав интерес у детей. Воспитанники захотели узнать больше об интересных местах поселения, что привело к появлению исследовательского проекта «Девятовские каменоломни». Дети погрузились в историю поселения Рязановское, рассмотрели его достопримечательности, узнали историю каменоломен и причастность к строительству белокаменной Москвы. Педагоги создали в группе краеведческий музей, расширили свою игротеку новыми играми и пособиями.
В данный момент в группе реализуется следующий проект - «Москва белокаменная». Параллельно в других группах реализовывались проекты по изучению культурных и памятных мест столицы: «Я шагаю по Москве», «Путешествие по музеям».
Основная осознанная исследовательская работа детьми совместно с воспитателями, как вы уже поняли, ведется в старшем дошкольном возрасте. Дошкольники не только изучают свой регион, но и другие регионы страны, сопоставляют и сравнивают их. Так в саду был реализован большой долгосрочный проект: «Народы России». Наш детский сад как и столица - многонациональный. Воспитанники приехали из различных регионов России. Поэтому дети сами решали, какой регион они бы хотели узнать поближе, изучить его природу и национальные особенности. Маленькие краеведы сравнивали регионы, выделяя сходства и их различия.
Таким образом через краеведческую деятельность, дети получают расширенные представления о своем родном крае, любом другом регионе и стране в целом.
Большую роль в патриотическом воспитании детей играют их родители. Поэтому очень важно приобщать их к различным краеведческим проектам, к совместной исследовательской деятельности. Только всколыхнув интерес и патриотические чувства у родителей, мы привьем детям любовь к Родине, воспитаем настоящих гражданин своей страны.